на главную страницу

2 Февраля 2011 года

Контуры будущего

Среда

«Западная демократия»: есть ли силы?



Канадское интернет-издание «Global Research» в конце минувшего года опубликовало статью политолога Дианы Джонстон, посвящённую геополитической стратегии американских «ястребов» на современном этапе. Это издание считают «площадкой» для Центра исследования глобализации, директором которого является хорошо известный своей критикой глобализма Мишель Чоссудовски, профессор университета в Оттаве. Материал Д. Джонстон, конечно, не истина в последней инстанции, его можно рассматривать лишь как оценку антиглобалистскими кругами политико-военной ситуации в мире (публикуется с сокращениями). Вместе с тем не только западным антиглобалистам очевидно, что в США влиятельными остаются силы, скептически оценивающие некоторые внешнеполитические инициативы Барака Обамы и стремящиеся ввергнуть мир в состояние новой «холодной войны».

     19 и 20 ноября лидеры стран НАТО встретились в Лиссабоне на саммите. Среди тем дискуссии - целый диапазон страшных угроз: от кибервойны до изменения климата... Чего не хватало в программе саммита, так это серьёзного обсуждения стратегии.
     Частично причина заключается в том, что НАТО, собственно, не имеет стратегии и не может иметь своей стратегии. На самом деле НАТО является инструментом стратегии США. Его единственная действующая стратегическая концепция - это та, которую осуществляют США. Но даже она - неуловимый призрак. Американские лидеры, кажется, определению стратегии предпочитают демонстрацию решения проблемы.
     Единственный, кто осмеливается определять стратегию, это Збигнев Бжезинский, «крёстный отец» афганских моджахедов, использовавшихся для уничтожения Советского Союза. Бжезинский без стеснения определил стратегические цели американской политики в своей книге 1993 года «Великая шахматная доска: господство Америки». Что касается НАТО, то он рассматривает его как один из институтов, призванных сохранить американскую гегемонию, «делая США ключевым участником даже во внутриевропейских делах».
     США, с его точки зрения, должны осуществлять свою власть в «глобальной сети специальных институтов», которая включает и НАТО, «посредством постоянного торга, диалога, распространения, стремления к формальному консенсусу, даже если власть исходит в конечном итоге из одного источника, а именно - от Вашингтона».
     Американский метод «постоянного торга, диалога, распространения и стремления к формальному консенсусу» преодолевает любое сопротивление, которое может порой возникать. Так, Германия и Франция изначально сопротивлялись грузинскому членству в НАТО, так же как и печально известному «ракетному щиту», воспринимая это как провокации, которые при отсутствии стоящей цели спровоцируют новую гонку вооружений с Россией и повредят плодотворным отношениям Германии и Франции с Москвой.
     Однако США не принимают «нет» в качестве ответа, продолжают продвигать свои императивы, и сопротивление тает. Единственное недавнее исключение - отказ Франции принять участие во вторжении в Ирак, однако яростная реакция США испугала консервативный французский политический класс, и он поддержал проамериканского Николя Саркози.
     
* * *

     Растущая опасность в том, что западная дипломатия умирает. США задали тон: мы имеем благие цели, у нас есть мощь, остальной мир должен нам подчиниться, а не то будет плохо.
     Дипломатия презирается как слабая. Госдепартамент давно перестал быть сердцем американской внешней политики. Со своей обширной сетью военных баз по всему миру Пентагон несравнимо более мощен и влиятелен в мире, чем Госдеп. Политика определяется советником президента США по национальной безопасности и различными финансируемыми из частных источников исследовательскими центрами при вмешательстве конгресса, который сам по себе состоит из политиков, заинтересованных в получении военных контрактов по лоббистским соображениям...
     Североатлантический альянс являет собой отросток американского военно-промышленного комплекса. В течение 60 лет военные закупки и контракты Пентагона были главным источником промышленных исследований, рабочих мест, карьер в конгрессе США, даже университетского финансирования. Взаимодействие этих интересов определяет завуалированную американскую стратегию на мировой арене.
     Бесконечные совместные военные учения помогают Пентагону хорошо изучить военный потенциал иностранных государств, интегрировать их армии в американскую военную машину и поддерживать ментальность «готовности к войне». Речь идёт о том, чтобы окружить, изолировать, запугать и в конечном счёте спровоцировать крупные страны, считающиеся соперниками, а именно - Россию и Китай.
     Скрытая стратегия США, как видно из их действий, состоит в том, чтобы постепенно обрести мировое господство посредством военной силы. Главная задача американских стратегов, которые поддерживают взаимодействие между научными центрами, советами директоров, консалтинговыми фирмами и правительством, состоит скорее не в том, чтобы управлять этим гигантским механизмом, а в том, чтобы оправдывать его действия. Во многом механизм управляет сам собой.
     Цель американской военной доктрины - действовать упреждающе против любого потенциального противника их мировой гегемонии. После распада СССР Россия обладает крупнейшим военным арсеналом после США, а Китай - стремительно растущая экономическая держава. Никто из них не угрожает США или Западной Европе. Напротив, оба государства готовы и хотят концентрироваться на мирном сотрудничестве. Однако они всё более тревожно воспринимают военное окружение и провоцирующие учения, проводимые США у их границ. Скрытая агрессивная стратегия может быть не очевидна большинству американцев, однако лидеры стран-мишеней абсолютно уверены: они понимают, что происходит.
     
* * *

     На сегодняшний день самый «явный» враг для США - это Иран. Вашингтон заявляет, что «ракетный щит», который он навязывает своим европейским союзникам, нацелен на защиту Запада от Ирана. Однако русские чётко видят, что он направлен против них. Они понимают, что у Ирана нет таких ракет или возможного мотива использовать их против Запада.
     Абсолютно очевидно всем информированным аналитикам, что даже если Иран создал ядерное оружие и ракеты, они являются средством сдерживания против Израиля - региональной ядерной сверхдержавы, которая пользуется полной свободой в нападениях на соседние страны.
     Израиль даже был назван «29-м членом НАТО». Он - единственная страна за пределами Европы, которую США включают в зону ответственности своего Европейского командования, а не Центрального командования, которое «отвечает» за остальной Ближний Восток.
     
* * *

     Окружение России продолжается на Чёрном море, Балтике и в Арктике. Власти США продолжают заявлять, что Украина должна вступить в НАТО. В ноябре (2010 г. - Ред.) в своей колонке в «Нью-Йорк таймс» сын Збигнева Ян Бжезинский посоветовал Обаме не отказываться от «видения единой, свободной и безопасной Европы» с «возможным членством Грузии и Украины в НАТО и ЕС». Тот факт, что большая часть населения Украины выступает против членства в НАТО, во внимание не берётся.
     По мнению наследника династии Бжезинских, значение имеет мнение меньшинства. Отказ от такого видения «подрывает интересы тех в Грузии и на Украине, кто видит своё будущее в Европе. Он укрепляет стремление Кремля к сферам влияния...»
     Заявление о том, что Кремль стремится к «сфере влияния» на Украине, абсурдно с учётом того, насколько чрезвычайно тесны исторические связи между Россией и Украиной, чья столица Киев была колыбелью Российского государства. Однако семья Бжезинских происходит из Галиции - той части Западной Украины, которая когда-то принадлежала Польше, а сейчас представляет собой центр антироссийского меньшинства. Американская внешняя политика слишком часто попадает под влияние подобного иностранного соперничества, о котором подавляющее большинство американцев абсолютно не знает.
     США продолжают яростно настаивать на включении Украины в НАТО, невзирая на тот факт, что это предполагает изгнание Черноморского флота России с его базы на Крымском полуострове, где подавляющее большинство населения русскоязычное и пророссийское.
     Тем временем власти США продолжают заявлять о своей поддержке Грузии, чей обученный в Америке президент открыто надеется на поддержку НАТО в своей следующей войне против России...
     И самое, пожалуй, устрашающее из всего - в Арктике США постоянно вовлекают Канаду и скандинавские страны (включая Данию посредством Гренландии) в военную активность, направленную против России. В октябре 2009 года американский адмирал Джеймс Ставридис заявил, что глобальное потепление и гонка за ресурсами могут привести к конфликту в Арктике.
     Геологическая служба США полагает, что в Арктике содержится до четверти мировых неразведанных ресурсов нефти и газа. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, береговое государство имеет право на исключительную экономическую зону в 200 морских миль и может претендовать ещё на 150 миль, если докажет, что морское дно является продолжением его континентального шельфа. Россия заявляет о таком намерении. Подтолкнув страны мира на принятие этой конвенции, сама Америка до сих пор не ратифицировала соглашение.
     В январе 2009 года НАТО заявило, что Крайний Север представляет для альянса стратегический интерес, и с тех пор блок провёл несколько крупных военных игр, очевидно, готовясь к возможному конфликту с Россией по поводу арктических ресурсов.
     Россия же по большей части демонтировала после распада СССР свою оборонительную инфраструктуру в Арктике и призвала к переговорному компромиссу касательно контроля над ресурсами.
     Однако Америка, как обычно, предпочитает решать вопросы с позиции силы. Это может привести к новой гонке вооружений в Арктике и даже к вооружённым столкновениям.
     Невзирая на все эти провокационные действия, маловероятно, что США на самом деле ищут войны с Россией, хотя стычки и инциденты в определённых районах нельзя исключать. Американская политика - это стремление окружить и запугать Россию до такой степени, чтобы она приняла статус «полуспутника», что нейтрализует её в ожидаемом будущем конфликте с Китаем.
     
* * *

     Единственная же причина нацелиться на Китай - это, как в той поговорке о желании подняться на холм: он есть, он большой, но Америка должна быть на вершине всего.
     Стратегия доминирования над Китаем такая же, как и в случае с Россией. Это классический метод ведения войны: окружение, осада, более или менее тайная поддержка внутреннего беспорядка. США усиливают своё военное присутствие вдоль тихоокеанских берегов Китая, предлагая «защиту от Китая» восточноазиатским странам.
     Во время «холодной войны», когда Индия получала вооружение из СССР и заняла позицию неприсоединения, США снабжали оружием Пакистан как своего главного союзника в регионе. Теперь Америка переключилась на Индию - с целью держать её подальше от Шанхайской организации сотрудничества и сделать противовесом Китаю. Америка и её союзники поддерживают всякое внутреннее недовольство и инакомыслие, которое может ослабить Китай, - будь то далай-лама, уйгуры или заключённый диссидент.
     
* * *

     Европейские члены НАТО относительно немного добавляют к военной мощи США. Их вклад, в первую очередь, политический. Их присутствие поддерживает иллюзию «международного сообщества». Стремление Пентагона к мировой гегемонии может быть представлено как крестовый поход мировых «демократий» с целью распространения их просвещённого политического порядка на остальной строптивый мир.
     Провозглашается, что «демократия» доказывает абсолютное право этой группы стран на вмешательство в дела всего остального мира. На основе заблуждения о том, что «права человека необходимы для мира», они провозглашают своё право вести войну.
     Ключевой вопрос состоит сегодня в том, есть ли у «западной демократии» силы на то, чтобы демонтировать эту военную машину до того, как станет уже поздно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex