на главную страницу

2 Февраля 2011 года

Армия и общество

Среда

Под парусами «Паллады»

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото автора.



В свой первый в этом году учебный рейс недавно отправилось учебное парусное судно «Паллада». 108 курсантов, в числе которых и три девушки - будущие судоводители, курсантки Дальневосточного мореходного училища, идут по маршруту: Владивосток - Пусан - Сингапур - Хошимин - Далянь - Владивосток. Возвращение в родной порт Владивосток запланировано на 23 марта 2011 года.

     Это учебное парусное судно носит имя знаменитого фрегата «Паллада» Российского военного флота. Тот корабль был заложен в Санкт-Петербурге на Охтинском Адмиралтействе ещё 2 ноября 1831 года, а спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата составляла 52,8 м, ширина - 13,6 м, вооружение - 52 орудия. Строился он под руководством известного судостроителя XIX века, полковника корпуса корабельных инженеров, В.Ф. Стокке. Первым капитаном фрегата стал капитан-лейтенант П.С. Нахимов.
     Фрегат был построен согласно личному указанию государя императора Николая Павловича, сделанному в сентябре 1831 года полковнику В.Ф. Стоке. Особо в «Императорском повелении» указывалось, что фрегат надлежит строить по Сеппингсовой системе со скреплением корпуса диагональными ридерсами и раскосинами и с применением для скрепления корпуса фрегата железных связей. Указывалось также строить фрегат по чертежам английского фрегата «Президент», являвшегося точной копией взятого трофеем английским флотом американского фрегата «Президент» и являвшегося тогда одним из наилучших кораблей для океанского плавания и рейдерства. Чертежи в Англии добыл штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров И.А. Амосов, но Стоке решился на перепроектирование фрегата ради применения круглой (более прочной и лёгкой) кормы и тем самым рискнул нарушить императорское указание о постройке фрегата точно по английским чертежам. Интересно, что все модели, построенные для демонстрации новейшего корабля, были сделаны с неосуществлённой и устаревшей инженерно плоской кормой! Фрегат получил немало новинок кораблестроения тех лет вроде применения вместо якорных канатов цепей или установки чугунных якорных клюзов, применения вместо бочек для хранения питьевой воды квадратных в плане цистерн из лужёного металла. Кроме того, как показали исследования документов фондов № 165 и № 421 в ГРА ВМФ, командование флота рассматривало «Палладу» и как опытовую артиллерийскую площадку для выработки оптимального артиллерийского вооружения океанского фрегата. Особенно много в этом направлении сделал командовавший фрегатом с 1847 года великий князь Константин Николаевич.
     Интересно и то, что в 1837 году в мае - июне фрегат доставлял в Англию груз золота с Монетного двора. При тимберовке, т.е. капитальном ремонте со сменой обшивки корабля, фрегат был перевооружён на новую артиллерию, послужив всему флоту для отработки всефлотского перевооружения. В 1852—1855 годах под командованием капитана И.С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е.В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В том рейсе участвовал писатель И.А. Гончаров, написавший цикл путевых заметок под названием «Фрегат «Паллада».
     После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, опасаясь захвата англичанами в связи с началом Крымской войны и в связи с реальной небоеспособностью уже старого корабля с корпусом абсолютно расшатанным океанским переходом и попаданием в два тайфуна (в Индийском океане и у Гонконга), он был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани.
     Сегодня некоторые фрагменты с погибшей «Паллады» хранятся в судовом музее современного одноимённого учебного парусника. Нынешняя «Паллада» не застаивается у причалов. Уже на 10 июня этого года запланировано начало транстихоокеанской экспедиции «Паллады», которая будет посвящена празднованию 50-летия полёта в космос Юрия Гагарина и 270-летию открытия российскими моряками Русской Америки. Целью этой экспедиции станет получение курсантами и юнгами практических навыков в условиях большого океанического плавания, популяризация высоких достижений российского флота в истории освоения Мирового океана, а также привлечение внимания мировой общественности к достижениям российской космонавтики и увековечению памяти первого космонавта Земли.
     Плавание учебного парусного судна «Паллада» пройдёт по побережью Северной Америки, землям, открытым и освоенным русскими путешественниками и землепроходцами в середине ХVII века - Аляске, Алеутским островам. Судно побывает в портах США, Канады, Японии. В портах заходов командный и курсантский состав посетит исторические места и памятники культуры, почтит память соотечественников, примет участие в торжественных мероприятиях, которые послужат укреплению международных дипломатических отношений. В каждом порту захода «Паллада» будет открыта для посещений и экскурсий. Курсанты выступят в роли гидов-экскурсоводов по паруснику, расскажут посетителям о морских традициях России, примут участие в официальных встречах чрезвычайных и полномочных послов, представителей зарубежных государств, в церемониях возложения венков, почётных караулах.
     Протяженность маршрута знаменитого российского парусника по акватории Тихого океана составит около 13.200 миль. Планируется, что экспедиция займёт 124 суток и завершится во Владивостоке 11 октября 2011 года.
     Опыт предыдущих масштабных многодневных походов учебного парусного судна «Паллада» подтверждает, что знания, полученные в таких рейсах, благотворно влияют на качество подготовки курсантского состава, способствуют повышению престижа морских профессий. Преодоление трудностей многодневного похода закаляет характер курсантов и юнг, приучает к дисциплине и чувству ответственности за безопасность корабля. Благодаря совместной ежедневной работе, несению вахт, участию в парусных авралах курсанты, юнги и кадеты не только познают чувство локтя, но и приобретают настоящих товарищей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Участие в транстихоокеанской экспедиции для молодых людей (а многие из них впервые выйдут в море именно на «Палладе») обязательно поможет им в будущем успешно реализоваться в выбранной профессии.
     На снимке: учебное парусное судно «Паллада».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex