на главную страницу

2 Февраля 2011 года

Без камуфляжа

Среда

«Всё в порядке, мама!»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Несмотря на разговоры о том, что из-за пресловутого кризиса отечественное кино снова будет в загоне, премьер не становится меньше. Удивительно, что среди фамилий удачливых режиссёров, все-таки нашедших средства на съёмки, встречаются не только известные, чьё имя уже может служить гарантией некоего качества их работы. А значит – принести хорошие сборы, но и только начавшие тяжкий путь в погоне за «Оскарами» и «Львами». Хотя смелые продюсеры, вложившие деньги в такие рискованные проекты, могут и не прогадать. Так, с 27 января в прокате фильм «Всё в порядке, мама!» Фёдора Попова, который уже успел получить две заслуженные награды. Кстати, свет он увидел и при поддержке Министерства культуры РФ. Картину уже успели особо отметить на кинофестивале «Профессия: журналист» в декабре 2010 в Москве и вручили специальный приз посольства Королевства Нидерландов в РФ.
     Фильмография Попова пока занимает несколько строчек. Это две документальные ленты «Гейдар Алиев» и «Неизвестный Пэн» и три художественные. В 2002 году вышла картина «Кавказская рулетка» по пьесе Виктора Мережко, которую капризные кинокритики в основном даже хвалили. Сюжет в ней развивается в современной действительности, с отражением которой наш кинематограф пока не очень справляется. А в этой своей (подчеркнем – дебютной) работе режиссёр смог найти нужную интонацию, расставить акценты в сложнейшей теме чеченской войны. Получилась крепкая психологическая драма, основой которой служит встреча в почтовом вагоне поезда, идущего из Чечни, русской жены чеченского полевого командира, пытающейся спасти от войны своего ребёнка, и матери русского солдата, вызволяющей сына из плена.
     В прокате были и еще два фильма Попова: «Четыре таксиста и собака» и «Четыре таксиста и собака – 2». Здесь режиссёр резко сменил амплуа на комедийное. «Лёгкое» кино всегда привлекает зрителей, и в принципе смешные, хотя порой и опасные приключения со взрывами, погонями и похищениями щенка таксы по кличке Фигаро и его друзей из благополучного, процветающего таксопарка вполне достойны жанра.
     Но в новой картине Попов всё же возвращается к психологической драме с элементами боевика. Даже, пожалуй, было бы правильней определить фильм как политический боевик. И вот что любопытно. Несмотря на немалое число впечатляющих сцен убийств, а в перспективе и террористический акт, в ходе которого должны погибнуть тысячи людей вместе с главами государств, чуть ли не со всего мира съехавшихся на некий саммит, фильм не угнетает. Странно, но в нём есть место и улыбке, и определённой иронии, и романтике, и такой любви, которой веришь...
     Интересно получилось со сценарием. Изначально снимать фильм предполагалось по детективу Георгия Леманского «Одноразовый агент». Но в таком случае бюджет оказался бы на тот момент неподъёмным. В результате авторами сценария стали Евгений Никишов, Валерий Федорович при участии Юрия Денисова по мотивам детектива. В дальнейшем планируется снимать уже телевизионный художественный фильм непосредственно по книге Леманского.
     А сюжет картины «Всё в порядке, мама!» «завязан» на героя, который абсолютно не предполагал оказаться в такой роли. Но он на самом деле стал именно Героем, который, как это принято по голливудским канонам, «спас человечество от гибели». По крайней мере его часть.
     Итак, журналист Сергей Сотников, молодой и талантливый парень, свой в доску, прибывает в служебную командировку в одну из балканских стран, чтобы взять интервью у известного российского профессора-геофизика, работающего там по контракту. Волей случая именно Сергей становится нежелательным свидетелем убийства учёного нанятым террористами профессиональным киллером. Теперь журналист сам вот-вот станет жертвой безжалостного наёмника. Спасаясь от него, попадая при этом в смертельные ситуации, будучи одновременно подозреваемым в смерти профессора и, возможно, следующей жертвой его убийцы, Сергей волею судьбы встретит, что называется, любовь всей жизни, оказавшуюся молодой горничной отеля, в котором он остановился. Станет ли она его возлюбленной, это ещё вопрос. Но вот то, как она ценой жизни своих близких и с риском для собственной маленькой дочери становится его путеводной звездой на дороге к спасению, показано очень драматично.
     ...Весь фильм думаешь: Боже мой, ведь всю нашу жизнь определяет Его Величество Случай. Случайно Сергей стал свидетелем убийства, случайно встретил горничную, сумевшую ему помочь, случайно он, уже улетая с помощью работников российского посольства на Родину, разговорился в самолёте с женщиной, великолепно знающей Библию и неожиданно подсказавшей ему ключ к загадочной фразе учёного, сказанной им буквально перед смертью. И эта разгадка ребуса стала апофеозом фильма: роковой взрыв, который тщательно готовили международные террористы, удалось предотвратить и попутно уничтожить опасного киллера и разоблачить предателя в российском посольстве на Балканах.
     Любопытны и сопутствующие основному сюжету детали. Вроде бы нельзя объять необъятное, но режиссёр умудрился красиво обыграть темы о вреде алкоголя и о важности детской дружбы, о лживости и бесчеловечности главарей террористических движений, и о силе веры в истинное добро и сказку. «Сказка – ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок». Как ни странно, именно эти слова из нашего детства можно отнести к эффектной концовке этой детективной и драматической истории, в которой нашлось место и беззаветной сыновней любви. По крайней мере весь фильм главный герой, успокаивая далёкую маму, а заодно и себя, говорит трогательную фразу: «Всё в порядке, мама!»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex