на главную страницу

4 Февраля 2011 года

Армия и общество

Пятница

В ОТВЕТЕ ЗА ТОЧНОСТЬ

На вопросы «Красной звезды» отвечает главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Олег МОРОЗКИН

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора и Виталия АНЬКОВА.



Визитная карточка
   Капитан 1 ранга Олег Владимирович Морозкин родился в 1967 году в Москве. Мечтая с детства о море, после окончания общеобразовательной школы поступил в Ленинградское нахимовское военно-морское училище. С 1984 по 1989 год учился в ТОВМИ имени С.О. Макарова, успешно завершив здесь штурманский факультет. Первое место службы - крейсерская атомная подводная лодка «Кашалот» на Камчатке, на которой молодой офицер прошёл все штурманские должности - от инженера электро-навигационной группы до командира боевой части корабля. В 1997 году он стал помощником флагманского штурмана флотилии АПЛ, а через пять лет, после окончания Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова, - штурманом оперативной эскадры. Неоднократно отмечался как один из лучших флагманских специалистов ТОФ. Прошлой осенью принял должность главного штурмана Тихоокеанского флота.

     - Олег Владимирович, в недавно завершившемся 2010 году Тихоокеанский флот решал самые разнообразные задачи. А как показали себя представители штурманской службы?
     - Наша служба решала все поставленные задачи вместе с флотом, штурманские боевые части кораблей, подводных лодок и судов - непосредственно в море в дальних морских походах, в районах боевой подготовки при отработке учебно-боевых задач. Она постоянно находилась в авангарде флота и вместе с ним добивалась успехов.
     2010 год для штурманов был годом морских и океанских плаваний, совместных военно-морских учений. Заметными событиями этого периода были, к примеру, походы гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в США и Республику Корея, большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» в японский порт Хакодатэ, а также военно-исторический морской поход Памяти с ветеранами Второй мировой войны на Курилы и Сахалин, выполненный большим десантным кораблем «БДК-98». Высокое мастерство показали многие мои коллеги во время участия кораблей в учении «Восток-2010».
     По итогам прошедшего учебного года лучшим кораблём по штурманской подготовке признан гвардейский ракетный крейсер «Варяг» под командованием гвардии капитана 1 ранга Эдуарда Москаленко (командир БЧ-1 гвардии капитан-лейтенант Евгений Витютнев). Крейсер совершил дальний поход в Сан-Франциско, и штурман выполнял обязанности флагманского штурмана отряда кораблей ТОФ. Командование неоднократно ставило перед крейсером внезапные задачи: визит в порт Инчхон, участие в оперативно-мобилизационном сборе Восточного военного округа. Времени на подготовку отводилось немного, но, несмотря на это, личный состав экипажа подтвердил высокую боевую готовность.
     Лучшими в прошедшем году признаны штурманские боевые части большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» под командованием капитана 2 ранга Сергея Собокаря (командир БЧ-1 капитан-лейтенант Александр Угоренко) и экипажа атомного подводного крейсера стратегического назначения «Подольск» капитана 2 ранга Анатолия Нещерета (штурман капитан-лейтенант Александр Суслов). Пантелеевцы выполняли задачи государственной важности: обеспечение испытаний подводной лодки «Нерпа», участие в совместном учении с военными кораблями Японии в заливе Петра Великого, визит в японский порт Хакодатэ. Причём штурман корабля многие задачи решал самостоятельно, одновременно исполняя обязанности флагманского штурмана отряда кораблей.
     А «Подольск» подтвердил, что Морские ядерные стратегические силы России на Тихом океане находятся в постоянной готовности. Благодаря мастерству флагманского штурмана соединения АПЛ капитана 2 ранга Олега Мартынова и его подчинённых баллистическая ракета точно попала в цель, находившуюся за несколько тысяч километров от точки старта.
     Отдельно стоит сказать об обеспечении этих стрельб судном измерительного комплекса «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны. Выполнение задачи во многом зависело и от подготовки его штурманской службы (командир БЧ-1 капитан-лейтенант Сергей Куркин). А дело осложнилось длительным - около двух суток - переходом судна к точке старта ракеты в условиях сильного шторма. «Маршал Крылов», лавируя между островками и проливами, можно сказать, подлетел в заданный район в самый нужный момент.
     - Экзаменом на готовность к ведению активных действий в море в условиях интенсивно меняющейся обстановки, проверкой мобильности и боевых возможностей флота в новом облике стало учение «Восток-2010». Флотские штурманы не подкачали?
     - Конечно, нет. Например, соединение тральных кораблей решало задачу противоминного обеспечения отряда десантных кораблей на «незнакомом морском театре». И флагманский штурман капитан-лейтенант Анатолий Земляной вдали от родной базы сумел как положено организовать подготовку штурманских боевых частей своих кораблей. Причём в ходе непосредственной подготовки командование флота усложнило задачу. Тральщики должны были расчистить проходы от мин как можно ближе к берегу. Безрасчётное маневрирование вблизи навигационных опасностей могло привести к посадке корабля на мель. На основании штурманских расчётов были предприняты все необходимые меры предосторожности, и задачу командования успешно выполнили. В итоге штурманы тральщиков из Советской Гавани старший лейтенант Александр Видилов, лейтенанты Валентин Кармазиновский и Руслан Екупов получили хороший опыт плавания в водах залива Петра Великого.
     Большие десантные корабли «Ослябя» и «Пересвет» для обеспечения действий береговых войск ТОФ в течение длительного времени неоднократно выходили в море. Это уникальные корабли с точки зрения штурманского дела. Они не боятся подходить к берегу, и подчас сами упорно идут к мели. Для того чтобы правильно подойти к месту высадки десанта, требуется умение. С этой целью на флагманском корабле в составе походного штаба находился флагманский штурман соединения десантных кораблей капитан-лейтенант Михаил Касьянов. Все предварительные расчёты производились при его непосредственном участии.
     А на Камчатке, в Авачинском заливе, малые ракетные корабли «Иней», «Разлив» и атомный подводный крейсер «Касатка» блестяще выполнили совместный ракетный удар крылатыми ракетами по морским целям условного противника. Командиры БЧ-1 капитан-лейтенант Дмитрий Матвиевский, старший лейтенант Максим Александров и лейтенант Алексей Кожевников хорошо подготовились к стрельбам. Лётчики с помощью средств объективного контроля подтвердили, что все ракеты достигли целей. Свою лепту в успех подчинённых внесли флагманский штурман соединения атомных подводных лодок капитан
     2 ранга Сергей Лашков и флагманский штурман соединения ракетных кораблей капитан 3 ранга Алексей Сапрыкин.
     - А в чём, на ваш взгляд, сегодня специфика штурманской службы?
     - Понимаете, на берегу почти всегда найдётся ориентир, который подскажет дорогу, а в бескрайних просторах океанов и морей найти верный путь помогут только искусство штурмана, его знания и умение. Эта профессия всегда была овеяна романтикой, покрыта некой таинственностью. И какой бы ни был корабль - под парусами или с ядерным реактором, - а пожелание «семь футов под килем» остаётся актуальным и сегодня.
     Штурман отвечает прежде всего за точность следования корабля назначенным маршрутом и своевременное его прибытие в указанный пункт, за безопасность корабля от посадки на мель, за точность данных, необходимых для применения оружия. При всём многообразии видов деятельности кораблей суть работы штурмана не меняется. Он обязан подготовить расчёты для точного и безопасного движения корабля, а также приборы, с помощью которых будет контролировать правильность выполнения своих предварительных расчётов.
     Грамотными специалистами этой интересной профессии становятся, как правило, люди, умеющие быть внимательными, требовательные к себе, любящие море и военно-морскую службу.
     На Тихоокеанском флоте немало офицеров овладели штурманским мастерством. К примеру, продолжают славные традиции штурманов подводного флота капитан 1 ранга Игорь Желдаков, капитан 2 ранга Алексей Зайцев, капитаны 3 ранга Михаил Литвиненко, Роман Парамонов, Сергей Праслов, Денис Тарабаров, капитан-лейтенанты Сергей Крутов, Дмитрий Панченко, Андрей Пархоменко, Максим Сизов, Андрей Чернышев, Максим Шпирко, Александр Щепетильников - всех и не перечислю.
     Флагманский штурман соединения надводных кораблей капитан 2 ранга Виталий Маценко встречает свой профессиональный праздник в Аденском заливе на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». Это не первый его поход в Индийский океан. Во время перехода в морскую зону Африканского Рога штурманской боевой частью было выполнено специальное учение по радионавигационным системам в Индийском океане.
     Флагманский штурман соединения кораблей капитан 3 ранга Валерий Утукин не раз готовил своих подчинённых к походам, и они его не подводили. Лучший штурман соединения капитан 3 ранга Юрий Дробязко передаёт свои знания и навыки молодым офицерам.
     Капитан 1 ранга Роман Бондаренко и капитан 2 ранга Алексей Данилов руководят штурманскими службами самых крупных объединений флота. Большинство мероприятий, про которые сказано выше, прошло с их участием. Они поддерживают организацию штурманской службы на должном уровне.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex