Депутат Государственной Думы Владимир МЕДИНСКИЙ - член президентской Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории. Профессор МГИМО МИД РФ и известный публицист Мединский постоянно выступает, защищая интересы России, в самых разных аудиториях (в том числе на Украине, в Прибалтике, Молдавии). Он автор популярной исторической трилогии «Мифы о России». В конце прошлого года вышла в свет его первая книга из серии «Мифы СССР». Она посвящена событиям 1939—1945 годов и называется просто - «Война».
- Владимир Ростиславович, как появилась идея новой книги?
- Повод - 70-летие начала Великой Отечественной. А мотивы... В нашем обществе стали появляться мнения, которые ещё недавно казались невозможными: «Советский Союз хотел захватить весь мир», «Гитлер и Сталин одновременно напали на беззащитную Польшу». Они инспирируются с Запада. В заявлениях европарламентариев стали даже звучать мысли о том, что Советский Союз наравне с нацистской Германией виноват в развязывании Второй мировой войны! А виновные должны нести ответственность, платить по счетам. Германия в 1945-м расплатилась. А вот СССР, по мнению некоторых западных политиков, что-то «затянул». И вот теперь пришла пора вернуть незаконно захваченные территории и выплатить контрибуции. Сумму компенсации некоторые страны уже посчитали.
Когда, работая в президентской Комиссии по противодействию фальсификации истории, я со всем этим столкнулся, понял, что молчать нельзя. Ведь речь идёт не об истории, а о сегодняшнем дне. По большому счёту - о будущем нашей страны. Плодом размышлений на эту тему и стала «Война».
- Прочитав вашу книгу, задаёшься вопросом: а как жить дальше? Чему верить? Ведь ваша «Война» развеивает не только «свежие» мифы о Второй мировой войне, но и те, которые складывались годами.
- Ответ простой - нужно изучать и пропагандировать историю. Общеизвестные факты со временем стали стереотипами, штампами. Об их истинном содержании уже никто не задумывается. В результате подвиги наших предков, их героизм обесцениваются. Вот это мне хотелось исправить! А главное место уделено тому негативу, что был выплеснут нам на головы в последние 20 лет. В книге подвергнуты анализу многие «чёрные» мифы о войне.
Спросите у любого человека на улице о Георгии Жукове, вам скажут: «Это один из крупнейших полководцев Великой Отечественной войны, который был эффективен, жёсток, заваливал трупами немецкие траншеи и за счёт своей жёсткости побеждал». Те, кто активно смотрит телевизор, добавят, что Жуков орал на своих подчинённых матом, бил по лицу генералов, обещал всех расстрелять. Выражение «трупами завалил» связывают именно с Маршалом Победы. Вот оно, мол, бездумное, бессмысленное отношение к собственной армии...
Из книги «Война»
«Да, стиль руководства у Жукова был явно не кутузовский. До интеллигентности и аристократизма ему было далеко. Такой был общий стиль управления в стране. Ломка чужой воли. Некогда убеждать, объяснять. Проще приказать, заставить. Но нет никаких фактов, подтверждающих, что он немецкие окопы «трупами заваливал». «Людей не щадить», «решить вопрос любой ценой» - ТАКИХ СЛОВ В ЕГО ПРИКАЗАХ НЕТ. Нигде, ни в одном документе. Наоборот, постоянно в его приказах - выговоры подчинённым с обещанием отдать под суд, под трибунал, когда «у вас недопустимые потери в живой силе», «ваши потери говорят о вашей некомпетентности и неумении руководить», «только последний идиот атакует в лоб», «прекратите бессмысленный навал живой силы». Это не значит, что он рыдал над каждой похоронкой, но «взять любой ценой» - этого у Жукова нет нигде».
- Владимир Ростиславович, вы подробно останавливаетесь в своей книге на первых днях войны, хотя о них написаны сотни книг и монографий. И вы тем не менее не побоялись участвовать в этой полемике...
- Вы знаете, я не разбирал в своей книге весь пласт литературы. А дал всего одно простое объяснение. Даже без эпиграфа. В первые месяцы войны немцы были сильнее. Их было больше, и они умели воевать лучше всех в мире. Остановить немецкую военную машину тогда не мог никто. Вот вам всё объяснение.
А потом Советский Союз сосредоточился. Сильнее стали мы. О Красной Армии образца 1945-го можно сказать: «Машина по производству Победы». Кампанию против Квантунской группировки японских войск не грех сравнить с лучшими победами Наполеона Бонапарта. Только масштаб у него был в десятки раз меньше. То, что сделал маршал Василевский и возглавляемые им войска на Дальнем Востоке в 1945-м, - пример лучшей военной операции XX века. Всего неделя - и окружена, пленена и уничтожена хорошо подготовленная миллионная группировка японской армии. Наши потери соcтавили 12 тысяч бойцов.
А летом 1941-го было всякое. Колонны наших пленных, дороги, забитые беженцами, дезертиры и расстрелы, паника и ощущение свершившейся катастрофы. Но если бы было только это, как нам часто представляется по сегодняшним фильмам и книгам, то 25 августа немцы действительно маршировали бы по Москве. В книге показано: происходило и другое. Планировались и осуществлялись контрудары. Перестраивалась стратегия. Подтягивались резервы. А главное, открылось удивительное русское явление - массовый героизм.
Из книги «Война»
«Самый первый контрудар Красная Армия нанесла уже утром второго дня войны, 23 июня, южнее Гродно - во фланг вражеской группировке. Шесть немецких дивизий оказались на несколько суток прикованы к району Гродно и понесли большие потери. 29 июня генерал Гальдер сделал в дневнике следующую запись: «Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволять себе известные вольности и отступления от уставных принципов, теперь это недопустимо...»
- Виновен ли Сталин в катастрофическом начале войны?
- В этом вопросе тоже существует масса мифов: «Не слушал Зорге», «проспали начало войны», «дали себя застигнуть врасплох», «Сталин запретил приводить войска в боевую готовность»... Действительно, никогда в российской истории наша страна не терпела столь позорного разгрома, как в 1941 году.
Кто в этом виноват? Ответ, с одной стороны, прост. Да, лично Сталин. Просто потому, что им была создана такая система управления страной, в которой он нёс личную ответственность за всё. И соответственно за начало войны тоже. В годы Отечественной войны он так же удерживал в своих руках все нити управления страной, фактически взяв на себя личную ответственность за каждое принимаемое решение. В итоге, по этой же логике, Победу тоже трудно отделить от его имени.
- Есть мнение, что Сталин в первые дни войны «впал в прострацию», вследствие чего о начале войны советскому народу сообщил Молотов. Что здесь миф, а что правда?
- Думаю, Сталин не обратился к народу 22 июня потому, что понимал: сам факт такого выступления может породить в людях ещё большую тревогу. Он не баловал страну публичными выступлениями. В предвоенные годы выступал один-два раза в год. В эфире в течение нескольких лет не был ни разу. И если бы после двухлетнего молчания Сталин заговорил именно в первый день войны, это могло вызвать не воодушевление, а панику.
Что касается «прострации» Сталина, то на этот счёт предельно точно высказался маршал Жуков, чьи слова приведены в моей книге.
Из книги «Война»
«Говорят, что в первую неделю войны И.В. Сталин якобы так растерялся, что не мог даже выступить по радио с речью и поручил свое выступление В.М. Молотову. Это суждение не соответствует действительности. Конечно, в первые часы И.В. Сталин был растерян. Но вскоре вошёл в норму и работал с большой энергией, правда, проявляя излишнюю нервозность, нередко выводившую нас из рабочего состояния».
- Убеждена, что ваша книга дойдёт до массового читателя, потому что она написана понятным языком в отличие от многих монографий о войне.
- Очень рассчитываю на это. Читатель найдёт незатасканные факты, редкие фотографии, достоверные биографические справки не только наших прославленных военачальников - Рокоссовского, Василевского, Антонова, но и «простых героев» войны - Покрышкина, Гастелло, Матросова, Космодемьянской. Рассказано и о том, как воевали и погибали дети членов Политбюро...
Урок Великой Отечественной войны, который нам следовало бы заучить, - это урок массового героизма. То, что всегда, во всей мировой военной истории было исключением из правила, у нас стало нормой.
- У вас помещена и биография Власова, которого никак не отнесёшь к категории героев...
- В последнее время его стали мифологизировать: мол, Власов был на самом деле чуть ли не советским разведчиком, и его якобы не повесили в 1947 году. Тихо жил себе на секретной даче чуть ли не до перестройки... Это фантазии. Исторические материалы не позволяют усомниться в предательстве генерала. Он осознанно предпочёл хороший паёк и начальственные привилегии руководителя РОА лагерной баланде. И ничего он немцам по большому счёту не дал - те только впустую растратили силы и средства.
- В книге много острых моментов: правда о штрафбатах и заградотрядах, о «тактической религиозности», об участии в сражениях бойцов «других национальностей», о количестве погибших на войне... Наверное, в свой адрес вы слышите за это не только комплименты...
- Я предвидел критику этакого «либерального» (в данном случае закавычу это слово) толка: мол, опять ура-патриотизм. Такая критика действительно есть, и я отношусь к ней философски. Но меня, если честно, удивили нападки со стороны своих, как я считаю, союзников - авторов, которые тоже серьёзно занимаются военной историей. Мне инкриминируют, что я, дескать, вместо того чтобы перечислять, как это принято, номера дивизий и соединений, обращаюсь к ярким драматическим фактам, которые могут стать сюжетом для голливудского фильма. Кстати, таких сюжетов на войне действительно было бессчётное количество. Рассказы о них многое объясняют.
Патриотическую тематику таким способом удалось сделать привлекательной для массового читателя.
- Какой миф о войне, на ваш взгляд, можно определить как самый вредный? И существуют ли мифы, которые, наоборот, следует культивировать?
- Наверное, самый вредный миф - это «напрасность» Победы. Сейчас всё чаще говорят, что её цена была неоправданно велика. Стоило ли, мол, класть 27 миллионов собственных жизней ради «сохранения сталинского режима»? При культурных немцах, мол, порядка в России было бы больше. Жили бы мы сытно и уютно, кушали берлинские сосиски, запивая баварским пивом. Этот разъедающий мозг и душу опасный миф бьёт нас не меньше, чем басни об извечном русском пьянстве и непроходимой лени, о нечеловеческой жестокости нашей истории, о присущей якобы русским склонности к рабству и почитанию начальства. Кроме всего прочего, миф о напрасности жертв просто глуп. Согласно «плану «Ост» русским была уготована только одна судьба - деградация и уничтожение.
А культивировать мифы не нужно. Сама наша история демонстрирует чудеса самоотверженности, самопожертвования, героизма. Нам ничего не надо придумывать и приукрашивать.
Недавно смотрел фильм «Брестская крепость». Хороший, правильный фильм. Но даже в нём почему-то постеснялись показать истинный героизм наших солдат: главного героя - майора Фомина - немцы месяц не могли «выковырять» из крепости. Надеюсь, что «Война» - первая ласточка. Нужны массированные усилия по исправлению ситуации. Мы уже потеряли поколение, не знающее свою историю: правды оно не ведает, верить ничему не хочет. Нужна мощная государственная политика по пропаганде исторического наследия России.
Из книги «Война»
«Великая война в очередной раз показала, насколько жизнеспособен наш народ, показала его силу, не побоимся этого слова, могущество... Вместо унылого великорусского мазохизма: дороги... дураки... Сталин-идиот... чудовищные потери... бессмысленная победа... Вместо этого жалкого скуления да придёт осознание главного: мы - вершители истории. Как мы сломали хребет объединённой континентальной Европе Наполеона, так же - и объединённой Европе Гитлера... МЫ ВЫИГРАЛИ ВОЙНУ. Остальные нам только помогали».