на главную страницу

4 Февраля 2011 года

История Отечества

Пятница

ТАЙНА ГИБЕЛИ ЕВГЕНИЯ ФРАНЦЕВА

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     К нам в редакцию обратился Равиль Муллаханович Габделхаков. Он кандидат исторических наук, бывший директор расположенной в городе Чернушка Пермской области школы № 9, которая носит имя Героя Советского Союза, лётчика торпедоносной авиации 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Евгения Ивановича Францева.
     Габделхаков также председатель правления районного общества «Краевед» и автор книги о Францеве «Атакую. Потопил». Вот уже около 30 лет он собирает материалы о боевом пути прославленного лётчика-североморца. Его верными помощниками стали члены поисковой группы из школы, которую Францев окончил в 1940 году, и сейчас она с гордостью носит его имя.
     Вот что рассказал мне Равиль Муллаханович. Евгений Иванович Францев погиб 15 сентября 1944 года после потопления немецкого транспорта в Порсангер-фиорде на севере Норвегии. Последнее радиодонесение было принято в 17 час. 20 мин. по московскому времени: «Порсангер-фиорд. Атаковал транспорт. Затонул. Возвращаюсь».
     В акте расследования причин гибели экипажа от 22 сентября 1944 года имеется заключение командира полка гвардии подполковника Сыромятникова и начальника штаба полка гвардии майора Бородавки: «Предположительно перехвачен истребителями противника и сбит. Экипаж в составе четырёх человек погиб». Но до сегодняшнего дня неизвестно, что же произошло в действительности, хотя родственники Евгения Францева не раз пытались узнать, как он погиб и где покоится его прах.
     В стремлении постигнуть тайну гибели брата в июне 1993 года к начальнику историко-архивного и военно-мемориального центра Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации полковнику И.Н. Венкову обратился Николай Иванович Францев. Ответ пришёл от военно-морского атташе российского посольства в Норвегии. В нём говорилось, что 16 сентября 1944 года на военном кладбище Хавёсунд были захоронены два советских лётчика. Один из них - Дмитриев Василий, 1920 года рождения, имя второго неизвестно. Родственники предположили, что это кто-то из экипажа самолёта либо сам Евгений Францев. В архивных документах В.Е. Дмитриев числится в экипаже Д.Я. Литвака и И.Я. Игнатьева, погибшем 16 сентября 1944 года. Акты расследований причин гибели экипажей Францева и Литвака в архивном деле подшиты рядом.
     В декабре 1998 года поисковая группа школы № 9 обратилась в Военно-исторический центр Вооружённых Сил Российской Федерации с просьбой о детальном выяснении обстоятельств гибели Е.И. Францева в архивах Бонна (ФРГ), поскольку была высока вероятность того, что сбили его немецкие лётчики. К сожалению, сведений о судьбе самолёта в архивах не было найдено.
     В 1999 году пришло письмо от краеведа из Мурманска Ю.В. Рыбина. Он сообщал, что в одном из финских изданий видел фотографии обломков самолёта-торпедоносца типа «Дуглас А-20 Ж», обнаруженного на берегу озера Давгелуоббал на севере Норвегии. Это была книга директора финского музея авиации Ханну Валтонена из города Тиккакоски. Под фотографией текст: «Фотография места гибели экипажа самолёта Героя Советского Союза старшего лейтенанта Евгения Францева, сделанная 26 августа 1981 г. Самолёт «Бостон А-20 Ж» (в других источниках «Дуглас А-20 Ж» - Прим. авт.) из состава 9-го ГМТАП разбился на берегу озера Давгелуоббал 15 сентября 1944 г.».
     Известный норвежский исследователь Руно Раутио утверждал, что на вышеупомянутой фотографии запечатлено место падения экипажа самолёта гвардии старшего лейтенанта Д.Я. Литвака. Данное утверждение вступает в противоречие с архивными документами. Место гибели экипажа Д.Я. Литвака возле о. Иельмсей (о. Ёльмсе) и место захоронения - военное кладбище Хавёсунд находятся западнее населённого пункта Берлевог (место предполагаемого падения экипажа Е.И. Францева) на 150 км.
     С Евгением Францевым летал штурман Павел Андреевич Галкин, Герой Советского Союза, который ныне проживает в г. Ейске, в последнем же полёте его сопровождал штурман В.Е. Легкодымов. Павел Андреевич, изучив документы, присланные ему Ю.В. Рыбиным, писал: «Из перевода полученной от вас ксерокопии всплыл неожиданный для меня факт атаки линкора «Тирпиц» в Ко-фиорде 15 сентября 1944 года английской воздушной эскадрой «Ланкастеров» незадолго до атаки Францевым авиатранспорта в Порсангер-фиорде. Ранее из открытых источников и секретных материалов я был знаком с историей и событиями, связанными с линкором «Тирпиц»: его деятельностью в Норвежском и Баренцевом морях, ударами по нему нашими подводными лодками, английскими подлодками-малютками, бомбардировками с английских авианосцев и потоплением его в ноябре 1944 года в районе Тромсё. Выйдя из атаки, Е. Францев мог возвращаться на свой аэродром или по кратчайшему пути, сопряжённому с большой вероятностью быть перехваченным истребителями с нескольких аэродромов, которые располагались вблизи этого пути, или по пройденному маршруту, т.е. выходить из Порсангер-фиорда, где вероятность преследования истребителями с аэродрома Лаксельвен (в нескольких километрах от места атаки) также весьма высока, или выходить в море вблизи Гаммерфеста, т.е. отходить от цели не на восток или север, а на запад (что должно было быть для противника неожиданностью), но этот манёвр приближал его к Альтен-фиорду, где и находился атакованный «Тирпиц». Подобное совпадение могло оказаться роковым, с непредсказуемым многовариантным исходом...»
     В своём письме Павел Андреевич указал предполагаемое место гибели экипажа: озеро Давгелуоббал в 30 км от населённого пункта Берлевог и 9 км к северу от перекрестка R 890/891. Поскольку, по воспоминаниям Павла Андреевича, именно здесь у немцев была площадка подскока для истребителей.
     Московский учёный А.П. Санников, бывший ученик школы № 9 имени Е.И. Францева, также занимается изучением судьбы погибшего экипажа. С этой целью он специально ездил в Финляндию и Норвегию, связывался с местными исследователями, обращался к некоторым специалистам. В сентябре 2010 года он вновь побывал в Норвегии и узнал, что пулемёт с разбитого самолёта находится в музее г. Берлевог. Недавно ему прислали цветные фотографии места падения самолёта у озера Давгелуоббал.
     К сожалению, на главный вопрос о причинах гибели экипажа пока получить ответа не удалось. В связи с этим Равиль Муллаханович Габделхаков обращается ко всем читателям нашей газеты не только в России, но и за её пределами с просьбой помочь выяснить следующее:
     1. Как могла появиться в книге финского исследователя фотография места гибели экипажа самолёта Е.И. Францева от 26 августа 1981 года? Почему на Родине Героя об этом ничего не известно? Действительно ли это самолёт Е.И. Францева?
     2. Сохранились ли воспоминания жителей, проживавших в то время на территории, прилегающей к месту падения самолёта?
     3. Были ли в норвежских газетах той поры публикации о сбитом советском самолёте?
     4. Сохранились ли на берегу озера сфотографированные обломки этого самолёта?
     5. Имеется ли возможность вывезти эти обломки на территорию России, в частности в посёлок Сафоново Мурманской области, где хранятся боевые самолёты периода Великой Отечественной войны?
     Ответы на эти вопросы, вероятно, помогли бы раскрыть ещё одну неизвестную страницу той далёкой от нас войны.
     На снимке: Р. ГАБДЕЛХАКОВ у бюста Героя Советского Союза Е. Францева, установленного у школы № 9, носящей имя лётчика.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex