на главную страницу

5 Февраля 2011 года

Армия и общество

Суббота

Не допустить 11 сентября

Беседу вёл Александр АЛЕКСАНДРОВ,
  «Красная звезда».
  Фото автора.



В расследовании трагических событий в аэропорту Домодедово, унесших жизни 36 человек, обнародованы первые результаты. По данным Следственного комитета РФ, правоохранительными органами установлена личность террориста-смертника, а также задержаны десять его сообщников, семерым из которых уже предъявлены обвинения в незаконном изготовлении и обороте оружия, а также покушении на теракт. В настоящее время выясняются подробности их участия в организации терактов в Москве и замысел преступников.

     В числе одной из первых версий причин трагедии называлась несостоявшаяся попытка террористического акта в воздухе. По мнению специалистов по расследованию авиационных катастроф, такое развитие событий могло бы привести к гораздо большему числу жертв. Одним из первоисточников информации, откуда данные о воздушной обстановке в режиме реального времени поступают в вышестоящие органы военного управления, Федеральную службу охраны РФ, на сегодняшний день являются боевые расчёты радиотехнических войск. С вопросами о том, какие меры предпринимаются сегодня для своевременного обнаружения попытки совершения терактов с применением летательных объектов и каковы текущие возможности радиотехнических войск по радиолокационной разведке и контролю порядка использования воздушного пространства, мы обратились к начальнику радиотехнических войск Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны полковнику Владимиру Филипповичу.
     - Владимир Михайлович, теракты 11 сентября 2001 года на пассажирских авиалайнерах в США всколыхнули весь цивилизованный мир, заставив по-новому взглянуть на обеспечение безопасности в воздухе. Так в чём же была ошибка, которая привела к столь масштабным трагическим последствиям?
     - На тот период вся локация на Западе строилась по принципу «кто ты?» С земли шёл набор сигналов с запросом данных, а борт отвечал: «Я такой-то, иду туда-то». Стоило ему выключить этот ответчик - отметка о цели сразу пропадала с экранов радаров. В нашем воздушном пространстве до недавнего времени действовала система «Пароль-4», которая предполагала определение воздушного объекта по принципу «свой - чужой». На сегодняшний день такой системой у нас оборудована только государственная авиация, на самолётах гражданских авиакомпаний таких систем нет.
     В то время как в радиотехнических войсках все цели обнаруживаются по принципу активной локации, то есть физическому принципу отражения сигнала. Таким образом, что бы ни предпринимал воздушный объект, информация о нём однозначно будет поступать на мониторы оператора РЛС.
     - Нет «своих» и «чужих»... А что взамен?
     - Автоматизируется не только процесс передачи информации, но и отождествления воздушной обстановки. Сегодня в Единой системе организации воздушного движения формируется план на использование воздушного пространства. Этот план в полном объёме доводится и до наших командных пунктов, где, получая информацию о воздушном объекте, система осуществляет автоматическую привязку данного воздушного объекта к общему плану.
     Одна из задач, которая сегодня возложена на радиотехнические войска, - это охрана государственной границы, контроль пересечения её воздушными объектами. В данном контексте информация о воздушном объекте за 10 минут до пересечения границы поступает в Главный центр управления воздушным движением или Московский центр управления воздушным движением, а от них - в группу контроля ОСК ВКО. Получается, мы заранее узнаём, что на борт существует заявка. В этих условиях боевые расчёты вынуждены работать в жёстком временном режиме с целью выдачи подтверждения или запрета на пересечение границы государства.
     - А может ли под эту заявку подстроиться любой другой воздушный объект?
     - Для того чтобы такого не могло произойти, существует контроль порядка использования воздушного пространства. Если воздушный объект отклонится от трассы, диспетчеры управления воздушным движением попытаются вернуть его на правильный маршрут и заставить выполнять предписанные действия. В случае если он не выполняет команды диспетчера и продолжает нарушение, тогда немедленно оповещаются органы противовоздушной обороны. Оперативный дежурный по воздушно-космической обороне в свою очередь обязан принять решение по пресечению нарушения и предотвращению полёта данного воздушного объекта.
     - Ваши подразделения прикрывают наиболее ответственный участок - небо над Москвой. Какими возможностями по контролю порядка использования воздушного пространства обладают сегодня радиотехнические войска в составе Оперативно-стратегического командования?
     - Сформированная группировка радиотехнических войск ОСК ВКО создаёт над Москвой и в Центральном промышленном районе нижнюю границу сплошного радиолокационного поля в дежурном режиме в пределах четырёх-шести тысяч метров, что позволяет контролировать в полном объёме все полёты, которые осуществляются в московской зоне. Ежедневно в границах ответственности ОСК ВКО приходит от 2.500 до 3.500 заявок, что предполагает серьёзную нагрузку на военнослужащих, несущих боевое дежурство. Это не только те, кто непосредственно находится на боевом дежурстве, но и те, кто готовит радиолокационные средства и автоматические системы управления к эксплуатации.
     - Изменились ли в соответствии с новыми требованиями группировка войск и тактика действий радиотехнических подразделений?
     - Радиотехнические войска в составе Оперативно-стратегического командования практически не видоизменились, они остались в прежних боевых порядках. Меняется тактика боевого применения средств РТВ. Идёт активное перевооружение на средства локации в манёвренном исполнении. Необходимо, чтобы на вооружение радиотехнических войск поступали манёвренные РЛС, способные в угрожаемый период выйти с основных позиций и переместиться в запасные районы, тем самым сохранив свою боеспособность. Мы уже не говорим о запасных позициях боевого применения, сегодня речь идёт о районах боевого предназначения, чтобы каждое подразделение маневрировало в заданном районе с сохранением определённого радиолокационного поля.
     - Уменьшилась ли численность личного состава РТВ в результате оптимизации Вооружённых Сил? Как сегодня идёт комплектование радиотехнических войск?
     - В результате преобразований численность личного состава не только не уменьшилась, а наоборот - увеличилась. Прежде всего за счёт увеличения штатной численности рядового состава по призыву: часть офицерского состава была сокращена, офицерские должности частично заменены сержантским составом. Однако серьёзная кадровая проблема связана с уровнем подготовки призывников. На первом этапе перехода с двухгодичного на один год службы по призыву возникли определённые сложности. В качестве решения этой проблемы на уровне командования была выработана собственная система подготовки молодого пополнения.
     Каждый новый период для новобранцев начинается с нештатного учебного подразделения, где они в течение двух месяцев проходят курс начальной военной подготовки и первый этап подготовки по специальности. Через два месяца молодые солдаты прибывают в подразделение, где в течение двух-трёх недель, в зависимости от специальности, завершается подготовка специалиста по профилю. Спустя три месяца после призыва почти 100 процентов личного состава заступает на боевое дежурство. Сегодня военнослужащие по призыву - это практически все операторы РЛС, все водители-механики, которые в полном объёме способны выполнить стоящие перед ними боевые задачи.
     - Одновременно с оптимизацией численности и оргштатной структуры совершенствование радиотехнических войск предполагает и переход на новые образцы более совершенной радиолокационной техники...
     - Происходит полное техническое обновление парка радиотехнических войск, начиная со средств разведки и заканчивая новейшими комплексными средствами автоматизации. Из новых типов радиолокационных станций следует отметить РЛС «Противник», «Каста», «Гамма-С1М», «Небо-СВМ». На следующий год начинается поставка маловысотных станций нового поколения «Подлёт-К1». Более того, в настоящее время Лианозовским электромеханическим заводом продолжается разработка перспективной РЛС в маневренном исполнении, основной особенностью которой является 5-минутная готовность к совершению марша. В перевооружении на новые системы ведения воздушной разведки используется комплексный подход, чтобы подразделения были оснащены РЛС как метрового, так и дециметрового диапазона.
     Идёт активный процесс замены средств автоматизации. Современные цифровые технологии приходят на смену хоть и надёжным, но устаревшим подходам к ведению воздушной разведки и контролю порядка использования воздушного пространства. Планшетный способ, которым пользовались ещё на заре РТВ, уходит в прошлое. Автоматические системы управления обеспечивают выдачу информации о воздушно-космической обстановке, фактически исключая потери по времени. Вся информация в режиме реального времени отражается и на мониторах станции, и непосредственно на командном пункте ОСК ВКО, что позволяет своевременно принимать решения по каждому объекту.
     - Насколько известно, новейшие РЛС позволяют не только полностью контролировать воздушное пространство, но и «заглянуть» в космос. Насколько реальны сегодня возможности РТВ по контролю не только воздушного, но и космического пространства?
     - Если гражданская авиация летает на высоте до 12 км, боевая авиация может подниматься на 20-25 км, то после 25 до 50 км - это уже эшелон полёта баллистических целей на конечной траектории, так называемый ближний космос. Современные радиолокационные станции, которые на сегодняшний день расположены вокруг Москвы и на дальних подступах, в единой системе позволяют обнаруживать баллистические цели и выдавать информацию в реальном масштабе времени на огневые средства поражения. Новые РЛС могут «видеть» воздушные объекты на высоте до 60 км и дальности 300-400 км. Эшелонированная постановка таких систем даёт возможность вести радиолокационную разведку на удалении от огневых средств 750-1.000 км. Такими огневыми средствами на сегодняшний день являются зенитные ракетные системы С-400, которые позволяют уничтожать не только боевую авиацию, но и баллистические цели в космосе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex