на главную страницу

5 Февраля 2011 года

Армия и общество

Суббота

Романтика с привкусом пота

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».



     На чём замешана флотская служба? Для человека гражданского это подчас нечто далёкое, связанное с оружием, с уставными (а то и неуставными) отношениями, с ежедневным выполнением каких-то вахт, тренировок и прочего, чего просто нет в жизни обычной. Ну да, он слышал, что есть такая «школа», где молодые люди быстрее мужают, становятся защитниками своей страны. Но... может, для него это не обязательно, может, «там» как-то и без него обойдутся?
     И представьте себе: получив повестку из военкомата, приходит эдакий новоиспечённый воин с огромными от страха глазами в мужской коллектив, где идёт боевая учёба, царят размеренный распорядок дня и нормы воинской жизнедеятельности. Каковы при этом ощущения новобранца, что он ожидает от новой для него жизни, чему хочет (или не хочет) обучиться, чтобы не стать белой вороной в подразделении?
     Этот вопрос наш корреспондент задал новичкам в экипаже гвардейского ракетного крейсера «Варяг». А заодно расспрашивал и моряков бывалых, завершающих срочную службу на флоте, не прошёл ли для них год впустую, что остаётся в памяти о пребывании в воинском коллективе.
     
«Заточить характер»

     Братья Идрисовы как раз из тех молодых людей, которые прежде не имели никакого представления о военной службе, тем более – на флоте. Жили беззаботно с родителями в Северо-Уральске. Старший Виктор (родился на 40 минут раньше Романа. – Авт.) после школы ещё толком не определился со своей дальнейшей судьбой, поэтому на всякий случай поступил учиться в местный техникум, младший выбрал для учёбы колледж.
     - Отслужу – там определюсь точнее, чем буду заниматься по жизни, – сказал гвардии матрос Виктор Идрисов, который вместе со своим «младшим» братом недавно пополнил боевую штурманскую часть крейсера. – А пока вникаю в нюансы новой для меня специальности электрика штурманского, осваиваю устройство корабля и многое другое, чтобы чувствовать себя увереннее. Ощущение робости ведь идёт от незнания обстановки, от того, что тебе поручили ответственное дело, а ты можешь не справиться, подвести других. Поэтому, коль взялся за гуж, надо не подкачать. Представьте себе, что во время вахты у гирокомпаса, по которому определяются и курс, и скорость, и координаты корабля, допущу неточность, выдам искажённые данные командиру – это же сразу ЧП! Мне доверяют, и я стараюсь быть предельно внимательным на посту. Чтобы выполнить задачу, часто принимаю решение сам.
     Вообще здесь окунулся совсем в другую жизнь, с каждым новым днём открываю для себя много чего-то нового. К примеру, на переходе морем нашего крейсера из Владивостока в корейский порт Инчхон вместе с другими новичками прошёл ритуал посвящения в моряки (кричал: «Мама, я моряк Тихоокеанского флота!»), потом с превеликим удовольствием покажу дома это памятное удостоверение. Радуюсь, конечно, что преодолел уже чувство страха, которое было, когда надел военную форму, впервые поднялся на корабль. Но здесь мы с братом поддерживаем друг друга. Да и в нашей боевой части хорошая обстановка, одного с проблемой не оставят. Мне самому постоянно помогают советом командир электронавигационной группы гвардии старший лейтенант Роман Николаевич Глушаков, матросы-контрактники Алексей Лукьянкин и Виктор Гончаров.
     За время службы надеюсь, как говорится, заточить характер, подтянуться в самостоятельности. Несмотря на загруженность, тут есть часы для раздумий о себе, о своём будущем. Вот уже, например, пришёл к решению: после увольнения в запас пойду учиться в екатеринбургский институт, где готовят специалистов для системы МЧС.
     
«Горжусь званием варяжца!»

     С гвардии матросом Валерием Бедрием познакомился на левом сигнальном мостике крейсера, когда сигнальщик боевой части связи – светловолосый, неказистый на вид паренёк – нёс вахту, внимательно наблюдая за воздушной и надводной обстановкой. Едва на горизонте за кромкой моря показался самолёт «Орион», матрос доложил в ходовой командный пункт.
     – На четыре часа через каждые восемь занимаю свой пост в любое время суток, – пояснил деловито Валерий. – Ночью, конечно, труднее классифицировать цель, но опыт уже есть, так что всё в основном получается как надо. Обычно на проходящих в тёмное время кораблях или судах гражданского флота на бортах есть осветительные приборы: на правом борту горит зелёный свет, на левом – красный. И флагшток тоже светится. Азбуку Морзе световую (на прожекторе) здесь освоил, флажковым семафором владею. Встречались в море, например, с гвардейским ракетным крейсером «Москва», «моргался» с сигнальщиком на его борту. Значение каждого из 70 флагов, которыми мы пользуемся в морской практике, хорошо знаю. Можно и учебную тревогу флагом обозначить, и ход корабля, и работу водолазов, и так далее, вплоть до праздника. Всю эту науку изучал на первом этапе службы с помощью старшины команды мичмана Михаила Шилова; тот здесь восемь лет отслужил, в этом году уволился в запас, собирается в родную Тулу вернуться.
     - Ну а у тебя какие планы, не появилось ли желание продолжить службу на корабле контрактником?
     - Есть такой соблазн, потому что уже прикипел к экипажу, почувствовал вкус к военно-морской службе. Однако... всё же поеду домой, твёрдо решил учиться дальше, получать гражданскую профессию. Хотя, замечу, после окончания средней школы было большое желание стать человеком военным. Даже поступал в Серпуховский институт ракетных войск, который недавно окончил старший брат, но там в связи с сокращением Вооружённых Сил набирали всего два десятка курсантов, и я в это число не вошёл.
     Повестка из военкомата меня ничуть не смутила: я же и хотел примерить на себе военную форму, пусть пока в качестве курсанта! Единственное, о чём попросил работника военкомата, – направить служить на флот. Захотелось в чём-то повторить путь отца: он в своё время три года отдал Балтике. Да и не раз рассказывал, что в экипажах чувствуется сплочённость, слаженность личного состава. Мою просьбу учли, тем более от нашей Тульской области формировалась группа призывников на «Варяг» – подшефный региону корабль. Даже не ожидал поначалу, что буду служить так далеко, за 10 тысяч километров от родного посёлка Бутиково. В общем хотел увидеть море, а попал на Тихий океан. Мы его преодолели минувшим летом, когда крейсер ходил в Америку, обеспечивал визит Президента России в Сан-Франциско. 7 ноября я мог уже упаковать дембельский чемодан и уехать к себе на родину, а тут – новый поход, в этот раз к берегам Южной Кореи. Решил остаться на сверхсрочную, после визита в Инчхон попрощаюсь с экипажем. Зато будет потом дома о чём вспомнить!
     Званием варяжца я горжусь, – заметил Валерий. – И ничуть не жалею, что целый год жизни отдал этому экипажу.
     На снимке: молодые гвардейцы братья ИДРИСОВЫ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex