на главную страницу

8 Февраля 2011 года

Армия и общество

Вторник

НАЧИНАЛОСЬ ВСЁ С ДЕПО...

Обзор подготовил Николай ПАЛЬЧИКОВ.



     Принято считать, что история Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых Сил нашей страны началась 8 февраля 1812 года с создания Военно-топографического депо. То есть в следующем году ВТУ ГШ ВС РФ официально исполнится 200 лет. Здесь чтят историю и традиции. В управлении висят портреты его начальников, начиная с царских времен. Их высокие звания (трое - генералы от инфантерии) объясняются тем, что порой руководители Военно-топографического депо одновременно занимали и должности начальников Главного штаба его императорского величества. Например, генерал-фельдмаршал князь Пётр Михайлович Волконский.
     В какой-то мере историю военных топографов в русской армии можно условно отсчитывать и с 1701 года, когда Пётр I ввёл в России должность генерал-квартирмейстера. Она стала одной из высших штабных должностей русской армии, и первым российским генерал-квартирмейстером был князь А.Ф. Шаховской. Ему вменялось заниматься изучением местности, подготовкой карт, а также организацией расположения и передвижения войск, руководить строительством укреплений, разведкой, ведением записей о военных походах. Конечно же не само его сиятельство всё это делало: не княжеское это занятие - «земли снимать», да масштабы высчитывать! Были толковые люди, специально отобранные из наиболее смышлёных и подготовленных. Но тут следует учитывать, что генерал-квартирмейстерская служба в равной мере занималась вопросами оперативного управления, разведки, инженерных работ и даже тылового обеспечения. То есть это скорее прообраз генерального штаба.
     Но вот что здесь следует отметить для военных топографов. В результате реформ Петра I под контроль были поставлены организация и проведение всех картографических съёмок и экспедиций, представление описаний, составление генеральных карт и атласов России и т.п. Карты использовались прежде всего при решении стратегических военно-политических проблем в ставках главнокомандующих вооружёнными силами. Отдельные их фрагменты применялись и для оценки местности в частных задачах на отдельных направлениях.
     Разумеется, есть и более глубокие корни у нынешних ВТУ ГШ и ТС. Ведь уже в походе Ивана Грозного на Казань в 1552 году велись операционная карта и журнал боевых действий, был составлен план крепости и схемы действий дружин. Осталось и повеление царя во время похода: «...не только земли измерить, но и чертёж государства сделать». И опять же заниматься этим могли не случайные поддьяки из простых, грамоте разумеющих, а только люди со специальной подготовкой и навыками. И получается, что в России военные топографы живут и работают уже более четырёх столетий.
     Удивляться давности заслуг топографов не стоит: эти люди занимаются своим делом с древности. В истории известен, например, древний грек Птиеас, который еще в IV веке до н.э. составил топографические описания и карты известных стран Европы и даже Исландии.
     Российские энциклопедисты XIX века писали о топографии: «Изучение земной поверхности в геометрическом отношении издавна составляло предмет заботы как отдельных лиц, так и правительств разных народов... Именно на поверхности суши почти исключительно сосредоточена вся деятельность человечества; от внешнего вида страны зависит и быт её обитателей. Наибольшая часть наших познаний опирается на топографию и связанные с нею науки. Изображение местности необходимо не только естествоиспытателям, изучающим природу в обширнейшем значении этого слова, но также сельским хозяевам, промышленникам, инженерам и другим деятелям. Но нигде готовые изображения страны не имеют такого важного значения, как при военных действиях. Во всех других случаях можно отсрочить работу до составления нового изображения или до исправления существующего; в военном же деле это немыслимо, так как современные войны возникают часто внезапно (здесь и далее выделено мной. - Н.П.). Хотя огромные пространства всех просвещённых стран уже зарисованы и даже напечатаны, но по большей части это так называемые межевые планы, на которых показаны лишь границы владений и род угодий. В военное время не разбирают, кому принадлежит данный участок или где поставлены межевые знаки; на театре военных действий всего важнее знать степень проходимости или недоступности данного пространства, что обусловливается главным образом неровностями поверхности, расположением гор, долин и рек, причём большое значение имеют не только непроходимые горные хребты, но и ничтожные складки местности, могущие служить прикрытием войск от взоров и выстрелов неприятеля. Вот почему государственные съёмки производятся почти исключительно средствами и чинами военного ведомства».
     Вот такая история с топографией!
     На снимке: прежде чем вести войска в бой, нужны и такие карты - мозаичный ортофотоплан по съёмке с беспилотника.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex