на главную страницу

9 Февраля 2011 года

Офицеры России

Среда

Отцовским курсом

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».



     ФАМИЛИЯ Ралюк во флотской среде известная. Те из офицеров и мичманов, которые служили во времена советского флота на Севере, наверняка помнят капитана 2 ранга Евгения Ралюка, который, будучи политработником, немало лет отдал боевой службе на Северном флоте. О таких, как он, тогда говорили: «Пашет за себя и за того парня». В самом деле, Ралюк был настоящем «пахарем» на военной службе. При необходимости мог уверенно заменить командира на мостике и был допущен к самостоятельному управлению сторожевиком.
     Там, в заполярном Мурманске, в 1976 году у него и родился первенец, которого в честь отца назвали Женей. Затем родилась дочь. В 1989 году Ралюки прибыли в Азербайджан, куда Евгения Климовича перевели на должность заместителя начальника политотдела Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ). Да, видимо, в недобрый час получил Ралюк это назначение. Позже случился «чёрный» январь 1990 года в Баку. В декабре 1991 года произошел развал Советского Союза и, как следствие, передислокация флотилии на территорию Российской Федерации...
     Много чего пришлось пережить семье Ралюка, прежде чем она обрела достойную жизнь на новом месте службы офицера – в России.
     Познакомился я с Климычем (как его уважительно величали сослуживцы) в 1993 году в Астрахани, куда годом раньше была перебазирована Каспийская флотилия из Азербайджана. После расформирования КВВМУ Ралюк-старший продолжил службу в отделе воспитательной работы штаба КФ. Свои служебные обязанности исполнял образцово. К любому поручению командования, будь то организация празднования Дня Военно-морского флота или исполнение обязанностей внештатного секретаря военного совета флотилии, относился с присущей ему ответственностью и аккуратностью. Это был очень приятный в общении человек, который никогда не терял присутствия духа, всегда был жизнерадостным, неунывающим, отзывчивым. На флотилии его уважали и любили все – от командующего до матроса. И далеко не случайно, что Ралюку одному из первых среди офицеров штаба выделили благоустроенную квартиру в новом доме.
     После увольнения в запас Ралюк-старший весьма успешно трудился на руководящей должности в охранной структуре ООО «Астрахань-Газпром». Видеться с ним мы стали редко, но, как говорится, метко. Как-то в 1999 году во время праздновании Дня Военно-морского флота я встретил Климыча, облачённого в парадную флотскую тужурку, на волжской набережной, по которой он прогуливался в компании с молоденьким лейтенантом. Поздоровавшись со мной, офицер запаса поделился радостью:
     - Вот Женька мой прибыл из Питера по распределению в нашу бригаду кораблей ОВР. Мечтает стать командиром ракетного катера. И станет им, обязательно станет!
     МНОГО воды с тех пор утекло. К великому сожалению, в 2002 году после тяжёлой болезни скоропостижно ушёл из жизни Евгений Климович Ралюк. Но его прогноз в отношении сына сбылся на все 100 процентов. Евгений Евгеньевич Ралюк в самом деле стал хорошим командиром. Главное качество, которое унаследовал от отца, – это отдавать всего себя любимой службе. Почти 10 лет прослужил он в дивизионе ракетных катеров. Был помощником командира ракетного катера, потом не один год командовал ракетным катером. За его плечами сотни пройденных миль, десятки успешно выполненных в ходе зачётных учений в море ракетных стрельб. А в марте нынешнего года этому опытному флотскому офицеру было доверено командование отдельным дивизионом спасательных судов, специфика службы в котором совсем иная, нежели в соединении кораблей охраны водного района.
     ДЛЯ СПРАВКИ. Отдельный дивизион судов Службы поисковых и аварийно-спасательных работ (СПАСР) Каспийской флотилии был сформирован 1 декабря 1958 года. На сегодня это, пожалуй, единственное подразделение, унаследованное СПАСР от аварийно-спасательной службы бывшей советской Каспийской флотилии, раздел которой между Азербайджаном и Россией был осуществлён в 1992 году. Львиная доля судов, имущества этой службы осталась у ВМС Азербайджана. На сегодня в строю СПАСР КФ 9 рейдовых судов: водолазное транспортное судно, противопожарные (ПЖК) и водолазные (ВМ) катера. Из них только 3 судна (РБК-512, ПЖК-208 и ПЖК-638) имеют срок эксплуатации менее 20 лет. Остальным – более четверти века. Например, водолазное судно ВМ-65 – 1955 года постройки, но оно по-прежнему в строю благодаря профессионализму и бережному отношению к материальной части и механизмам экипажей этих судов...
     Накануне дня части я связался по телефону с капитаном 2 ранга Е. Ралюком и попросил его о встрече. Но не так-то просто было согласовать с ним время и место встречи в тот момент, когда его дивизион готовился к переходу к новому месту дислокации. Пришлось «караулить» офицера во время его визита в штаб флотилии, куда он прибыл для решения служебных вопросов. И встреча состоялась.
     - Евгений, как ваши дела на новом месте службы в СПАСР? Не тянет ли в родную бригаду кораблей ОВР? – задал я вопрос командиру отдельного дивизиона спасательных судов.
     - Во мне навсегда останется чувство благодарности к соединению, где я вырос как флотский командир, за ту науку и опыт, которые обрёл во время службы на ракетных катерах. И теперь мне больше по душе отдельный дивизион СПАСР. Просто работа военного спасателя очень интересна, ведь она не знает условностей. Мы не на словах, а на деле являемся подразделением постоянной готовности, хотя все экипажи наших судов состоят из гражданских специалистов. Спасательные суда в любой момент могут выйти в море по вызову для поиска и обнаружения аварийного судна или корабля. Здесь своя тактика, свои методы борьбы с такими противниками, как пожар, поступление воды через пробоину. И у нас имеются все необходимые средства для спасения личного состава, для устранения пожара или пробоины на аварийном корабле, поддержания его на плаву и буксировки в базу. Всё это требует высочайшей отдачи от личного состава, подлинного профессионализма. Чем и обладают военные спасатели. Служить с такими людьми – одно удовольствие...
     И капитан 2 ранга Ралюк охотно назвал мне фамилии людей и наименования судов: своего заместителя по спасательным работам капитана 3 ранга Ж. Кабдышева, экипажи ПЖК-42 (капитан Ю. Беруашвили), ПЖК-86 (капитан В. Хотнянский), ВМ-65 (капитан В. Херсона), водолаза с этого судна Виктора Фартушного и многих других.
     ПРОФЕССИОНАЛИЗМ личного состава отдельного дивизиона не раз проверялся в море. В летнем периоде обучения спасательные суда постоянно привлекались к мероприятиям боевой подготовки, в которых участвовали группировки кораблей. Потому что сопровождение отряда кораблей судами СПАСР – обязательное требование руководящих документов. И дело тут не только в необходимости профилактики безопасности плавания по непостоянному и изменчивому Каспийскому морю, по руслу маловодной в этом году Волги. Самим спасателям необходимо поддерживать свой уровень морской выучки. Для чего в море разыгрываются учения, по условию которых противопожарные катера и водолазные суда оказывают помощь боевому кораблю, оказавшемуся в нештатной ситуации. В летнем периоде обучения «аварийными объектами» не раз становились ракетные катера «Ступинец», «Карачаево-Черкесия».
     Но главным экзаменом завершившегося учебного года для дивизиона стало зачётно-тактическое учение, прошедшее в августе в акватории Каспийского моря. Согласно замыслу учения необходимо было найти в заданном квадрате моря судно, подавшее сигнал бедствия, и оказать ему помощь. Суда дивизиона (ПЖК-638, ПЖК-42, ПЖК-86, ВМ-65) успешно провели операцию по обнаружению «аварийного объекта» (в его роли выступало малое гидрографическое судно МГС-202), по тушению на нём «пожара» и спасению личного состава, оказавшегося за бортом. А водолазы провели подводные работы по обследованию днища «аварийного» судна и освобождению его гребного винта от «намотавшейся» на него рыбацкой сети. Проверяющие дали высокую оценку подготовке спасателей.
     Но не успел командир дивизиона провести разбор этого учения с капитанами судов, как сама жизнь поставила перед спасателями задачу, только уже не учебную, а настоящую. По вводной штаба флотилии судам дивизиона СПАСР пришлось оказывать реальную помощь катеру на подводных крыльях, севшему на мель в одном из районов Каспийского моря. Личный состав СПАСР успешно с ней справился: аварийный объект в короткий срок был снят с мели, отбуксирован в пункт базирования и поставлен в док в одном из судоремонтных заводов.
     В САМОМ начале своей службы в должности командира дивизиона капитан 2 ранга Ралюк ещё сомневался в своих возможностях: справлюсь ли, потяну ли столь ответственную должность? Но сегодня для него уже стало очевидным, что с таким замечательным коллективом преданных военному флоту единомышленников, который сформировался тут не за одно десятилетие, ему просто повезло и что он не вправе теперь подводить этих людей, не может работать вполсилы...
     Взять хотя бы капитана 3 ранга Жаната Кабдышева, опытного корабельного механика, окончившего когда-то Высшее военно-морское инженерное училище в г. Пушкине, начинавшего офицерскую службу на флотилии ещё в советское время. Это настоящий фанатик своего дела, готовый сутками пропадать в части. Такого опытного спеца спасательного дела во всём ВМФ трудно найти. Под его непосредственным руководством и была успешно проведена операция по снятию катера с мели. С этим скромным, порядочным во всех отношениях человеком новый командир сразу нашёл общий язык.
     Или вот ещё один яркий представитель российского флота – стармех с ПЖК-86 Николай Шипилов. Катер, которому исполнилось 48 лет с начала эксплуатации, всегда в технически исправном состоянии и готов к выходу в море. Николай Владимирович с техникой на «ты». В шутку его называют «академиком элетромеханических наук». Не зря же он получил, что называется, без отрыва от работы капитаном-механиком буксира диплом Горьковского института инженеров водного транспорта и к тому же более 25 лет прослужил на судах, из которых 10 лет – на ПЖК-86. Он участник известных операций по судоподъёму жиромучного завода «Ишим», затонувшего на Волге, а также икоро-балычного плавзавода, ушедшего под воду близ Гурьева...
     Сегодня в экипажах судов уже сложились собственные морские династии. Скажем, на том же ПЖК-86 работают боцман Михаил Маркелов и его сын старший матрос Дмитрий. Здесь же трудится мотористом Виктор Бельцов, а рулевым – его сын Виктор.
     Как всё это близко и понятно Евгению Евгеньевичу. Ведь он тоже представитель морской династии. Жаль, что нет сейчас рядом отца, Евгения Климовича. Вот бы радовался ветеран флота успешной службе своего наследника!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex