на главную страницу

9 Февраля 2011 года

«Красная звезда»: время и люди

Среда

На углу Красной площади

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



Выступая 16 октября 1925 года на совещании работников военной печати, А.С. Бубнов – начальник политуправления Реввоенсовета СССР и ответственный редактор «Красной звезды», газеты, которой от роду не было и двух лет, говорил: «Красная звезда» уже стала таким же органом в деле военного строительства, как, например, Штаб, Главное управление. Как не может военное ведомство существовать без Штаба, без Главного управления, так сейчас жизнь Красной Армии совершенно немыслима без «Красной звезды», без ежедневной военной газеты».
  История центральной военной газеты, которой было суждено сыграть важную мобилизующую роль в годы Великой Отечественной войны, – неотъемлемая часть боевой летописи Вооружённых Сил. И хотя эта история не обделена вниманием многих энциклопедических изданий, постоянно обновляемой читательской аудитории «Красной звезды» полезно знать её в деталях.

     - 26 ноября 1923 г. начальник политического управления РВС СССР В.А. Антонов-Овсеенко направил в секретариат ЦК РКП(б) записку с обоснованием необходимости иметь ежедневную военную газету, адресованную кадровому составу армии и флота. Задачи этого центрального издания виделись ему такими: изо дня в день разъяснять особенности военного строительства и боевой работы на этапе крупных преобразований в РККА, обеспечить общение виднейших военных работников с армейской массой, коллективно суммировать накапливаемый опыт, искать пути переобучения армии на новую технику, развития тактики, совершенствования допризывной подготовки, подключать газетным словом к этому партию и комсомол, анализировать состояние дел в территориально-милиционных войсках...
     29 ноября 1923 г. политбюро ЦК РКП(б) на своём заседании согласилось с предложением об издании центральной военно-политической газеты и с составом её редакционной коллегии.
     На издание газеты из бюджета было выделено 50 тысяч рублей. Военное ведомство запрашивало вдвое больше.
     - Формируемые редакцию и контору, как в те годы называли издательство, разместили в самом центре столицы, в занимающих целый квартал бывших Средних торговых рядах. Это огромное здание по адресу Ильинка 2, угол Красной площади после национализации назвали 2-м Домом Реввоенсовета СССР (с 1934 г. – Наркомата обороны СССР).
     Средние торговые ряды были построены в 1889-1893 гг. по проекту архитектора Р.И. Клейна на месте снесённых старых. (На другой стороне улицы Ильинка в те же годы были перестроены Верхние торговые ряды – нынешний ГУМ.) Под редакцию освободили ряд помещений на верхнем этаже. Хотя здание по тем временам было одним из самых технически оснащённых (центральное отопление, грузовые лифты, вентиляция, автономная электростанция), помещения, изначально предназначавшиеся для хранения оптовых партий товара – с низкими потолками, минимумом дневного света, были мало приспособленными для редакционной работы.
     В наши дни бывший 2-й Дом Минобороны СССР находится на реконструкции и закрыт лесами. Внешний вид здания будет сохранён: его как памятник истории в составе архитектурного ансамбля Красной площади защищает закон.
     - Состав редакционной коллегии «Красной звезды», органа, определявшего стратегические задачи газеты, её основные тематические направления, задававшего определённый литературный уровень, а главное, отстаивавшего интересы издания во всех инстанциях, был таким: от ЦК РКП(б) – заведующий Агитпропом А.С. Бубнов и заведующий отделом печати Я.А. Яковлев, от Реввоенсовета – главнокомандующий Вооружёнными Силами республики С.С. Каменев, начальник политуправления В.А. Антонов-Овсеенко, а также В.П. Полонский как литератор и председатель Высшего военно-редакционного совета (ВВРС).
     Фактическим редактором «Красной звезды» был назначен А.А. Яблонский, в годы Гражданской войны начальник политотдела одной из армий Западного фронта, а в послевоенное время редактор газет «Брянский рабочий», «Красный воин».
     При участии названной выше редколлегии в декабре 1923 г. были выпущены два пробных номера «Красной звезды», которые ныне можно увидеть только в Российской государственной библиотеке, а с 1 января 1924 г. – 44 обычных, адресованных читателям. Редколлегия распалась после перевода В.А. Антонова-Овсеенко, находившегося под большим влиянием Л.Д. Троцкого, на дипломатическую работу.
     - Аппарат редакции в 1924 г. включал 41 сотрудника. Редакция делилась на пять творческих отделов: военный – 3 человека, иностранный – 1, политико-просветительной работы – 2, жизни и быта Красной Армии – 2, информации – 3.
     - Номер «Красной звезды» за 30 марта 1924 г. в качестве ответственного редактора впервые подписал А.С. Бубнов, назначенный начальником политуправления РВС. Газета под его руководством выходила в свет до 6 декабря 1929 г. включительно. Всего за подписью А.С. Бубнова было выпущено 1.704 номера.
     - Подписка на «Красную звезду» в 1923 г. не проводилась. В начале 1924 г. большую часть тиража – 12.650 экземпляров – выкупало для бесплатного распространения политуправление РВС. Несколько тысяч экземпляров конторе (издательству) удавалось распространять через уличных продавцов. Совокупный средний тираж в январе 1924 г. составил 17.141 экземпляр. (Чтобы издание стало самоокупаемым, требовалось 50 тысяч.)
     Последний раз политуправление закупало «Красную звезду» для распространения в частях и учреждениях в июне 1924 г. – в среднем по 3.106 экземпляров номера. С июля газета пересылалась только индивидуальным и коллективным подписчикам. Адресов было 33.851, их на каждый номер газеты наклеивали вручную.
     - «Красная звезда» благодарно упомянула на своих страницах имя первого подписчика. Им стал политрук 1-го кадрового военного транспорта Феликс Романович Долман.
     - В розницу «Красную звезду» в 1924 г. продавали по 5 копеек. Напомним, что пятикопеечная монета, появившаяся в обращении в марте того же года, изготовлялась из меди и весила 16 граммов.
     - В 1924 г. издательство «Красной звезды» открыло два своих первых региональных отделения: в Ленинграде на проспекте 25 Октября, в помещении РОСТА и в Харькове, тогда столице Украины, во Дворце Труда и стало именовать себя главной конторой.
     27 февраля 1925 г. главная контора переехала с Красной площади на улицу Тверская, 15, но 2 июля 1926 г. вернулась во 2-й Дом РВС.
     - 7 мая 1927 г. в Туле, в Доме Красной Армии состоялась первая конференция читателей «Красной звезды». Она показала, что в 84-й стрелковой дивизии газету читают и считают своей.
     - При А.С. Бубнове, носившем на петлицах четыре ромба, 10 мая 1927 г. был выпущен в свет 1.000-й номер «Красной звезды». По этому поводу К.Е. Ворошилов, нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР, издал приказ. «Реввоенсовет СССР, – говорилось в его приказной части, – обязывает всех командиров, политработников, весь начальствующий состав усилить сотрудничество с «Красной звездой» и всемерно способствовать её широкому распространению в армии и среди гражданского населения».
     А.С. Бубнов в статье, посвящённой выходу в свет 1.000-го номера «Красной звезды», писал: «Мы хотим, чтобы газета существовала, – это раз. Мы хотим, чтобы она была дёшева, – это два. Мы хотим избавить газету от дотации военведа – это три. Мы хотим, чтобы «Красная звезда» имела минимум 40 тысяч подписчиков, – это четыре. Мы хотим, чтобы она в полной мере удовлетворяла тех читателей, на которых рассчитана, – это пять».
     - Весьма популярным в те времена был жанр фельетона. Среди фельетонистов «Красной звезды» выделялся Николай Погодин, ставший впоследствии крупным драматургом (по его сценариям снимались фильмы «Человек с ружьём», «Кубанские казаки»). «Красная звезда», – говорил, выступая на Всесоюзном совещании редакторов 25 сентября 1927 г., А.С. Бубнов, – берёт под огонь критики казёнщину, бюрократизм, безответственное отношение к делу, расхлябанность». Только в последней декаде декабря 1927 г. «Красная звезда» поместила на своих страницах три фельетона Аркадия Гайдара.
     - Тираж «Красной звезды» возрастал естественным образом. Она становилась интереснее, поднимала не только армейские темы, но и адресовала свои публикации организациям ОСОВИАХИМа, даже военизированной охране. И тем не менее сформировать вокруг центральной военной газеты такой отряд подписчиков, который своим числом обеспечивал бы её самоокупаемость, не удавалось. Поэтому уже тогда, в конце двадцатых – начале тридцатых годов, не чурались и административных рычагов.
     Как-то делегаты от редакции и издательства наведались к Р.П. Эйдеману, известному военачальнику, члену редколлегии газеты, печатавшему на её страницах не только деловые статьи, но и рассказы.
     Мол, в Военной академии имени М.В. Фрунзе, где вы, Роберт Петрович, начальником и комиссаром, подписчиков «Красной звезды» раз – два и обчёлся. Эйдеман развёл руками: не могу же я, друзья и коллеги, в приказном порядке принудить кого-либо подписаться на газету – дело это добровольное. Затем взял лист бумаги и начал что-то писать. «Я, Эйдеман Р.П., – говорилось в заметке, опубликованной в «Красной звезде» на следующий день, – считаю «Красную звезду» родной газетой, подписываюсь на её годовой комплект и призываю последовать моему примеру боевых товарищей...» Далее следовали фамилии руководителей структурных подразделений академии, начальников факультетов и кафедр, известных военных деятелей, с которыми судьба когда-либо сводила Эйдемана. Спустя несколько дней на страницах «Звёздочки» появилось ответное письмо с таким же призывом к новой волне потенциальных подписчиков. Таким вот образом, используя авторитет известных стране и армии людей, молодая военная газета боролась за свою нишу на газетном фронте.
     А ещё разыгрывала среди подписчиков дефицитные в те времена велосипеды и комплекты спортивной одежды.
     - Двухтысячный номер «Красной звезды» встретился с читателем 29 августа 1930 г. Редакция по-прежнему обитала на углу Красной площади. Но ответственным редактором с 7 декабря 1929 г. был уже Я.Б. Гамарник, сменивший А.С. Бубнова на посту начальника политуправления РВС. В передовой, посвящённой выходу в свет 2.000-го номера, говорилось: «Красная звезда» вполне стала большой столичной газетой, имеющей свой круг вопросов. По проценту охвата своей читательской массы в ряду других партийных и советских газет «Красная звезда» занимает, несомненно, первое место».
     При Я.Б. Гамарнике, с номера 2031 от 7 октября 1930 г., «Красная звезда» обрела официальный статус центрального органа Реввоенсовета Союза ССР. До этого она позиционировала себя как ежедневная военная газета (№1-296), ежедневная центральная военная газета (№297-1526), ежедневная центральная военно-политическая газета (№1527-2030).
     За подписью Я.Б. Гамарника было выпущено 282 номера газеты. Её тираж в 1930 г. превышал 100 тысяч экземпляров.
     - 18 ноября 1930 года «Красная звезда» вышла в свет подписанной новым ответственным редактором – М.М. Ландой. Армейский комиссар 2 ранга Михаил Маркович Ланда стал первым руководителем редакционного коллектива, освобождённым от каких-либо иных обязанностей. До перевода в редакцию он занимал посты заместителя начальника политуправления РВС, начальника политуправления Белорусского военного округа, военного прокурора РККА.
     При М.М. Ланде, к 1 января 1932 г., редакция «Красной звезды» оставила 2-й Дом Реввоенсовета и переехала в только что отстроенное восьмиэтажное здание на Покровке, 7. Но об этапе истории газеты, связанном с Покровкой, рассказ впереди.
     - Своей полиграфической базы в период пребывания на Ильинке «Красная звезда» не имела. Газета печаталась:
     - с 1 по 591 номер (24 декабря 1925 г.) в типолитографии «Искра революции» – Филипповский переулок, 11 (район Арбата);
     - с 592 по 1.527 номер (3 февраля 1929 г.) в типографии Государственного военного издательства, вскоре переименованной в Центральную типографию НКВМ, – Ваганьковский переулок (улица Маркса и Энгельса), 5;
     - с номера 1528 (5 февраля
     1929 г.) – в типографии имени И.И. Скворцова-Степанова «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» – Страстная (ныне Пушкинская) площадь.
     Типографий в столице было немного, они были перегружены заказами, и из-за задержек с печатью «Красная звезда» очень часто поступала к подписчикам с опозданием.
     - Судьбы многих людей, стоявших у истоков центральной военной газеты, сложились трагически. Но не на том этапе, когда редакция с издательством располагались на углу Красной площади, – в конце тридцатых. 31 мая 1937 г. в обстановке клеветы и необоснованных подозрений покончил с собой начальник политуправления, заместитель наркома обороны СССР армейский комиссар 1 ранга Ян Гамарник (Яков Пудикович). Владимир Александрович Антонов-Овсеенко был расстрелян в феврале 1938 г. Последняя его должность – нарком юстиции РСФСР. Андрея Сергеевича Бубнова, наркома просвещения РСФСР, приговорили к высшей мере в августе 1938 г. В том же году расстреляли Якова Аркадьевича Яковлева (Эпштейна), академика ВАСХНИЛ, наркома земледелия СССР. Смертный приговор в отношении Михаила Ланды был вынесен и исполнен 28 июля 1938 г. Его, кроме всего прочего, обвиняли в игнорировании писем читателей, разоблачающих «врагов народа». Все бывшие редакторы и члены редколлегии «Красной звезды» в пятидесятые годы минувшего века посмертно реабилитированы.
     Вячеслав Павлович Полонский (Гусин), автор многих литературно-критических статей, редактировал журнал «Новый мир», в последние годы жизни был ректором Литературно-художественного института имени В.Я. Брюсова, директором Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Умер в феврале 1932 г.
     В августе 1935 г. скончался собкор ТАСС в Турции Адам Адамович Яблонский, первый фактический редактор «Красной звезды». В 1927-1930 гг. он был директором РОСТА (Российского телеграфного агентства).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex