В последнее время в Японии произошёл резкий всплеск антироссийских выступлений. При этом японские власти не только не сдерживают действий ультраправых сил, которые всегда выступали против добрососедских отношений с Россией, но порой и сами способствуют разжиганию в стране экстремистских настроений. Чего, например, стоит участие руководителей японского правительства в так называемом общенациональном митинге, который прошёл 7 февраля в Токио под лозунгом «За возвращение северных территорий». Более того, выступивший на нём премьер-министр Наото Канн допустил оскорбительные высказывания по поводу поездок российских руководителей на Курильские острова. Ему вторил и прибывающий завтра в Москву с рабочим визитом министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара, который заявил, что намерен посвятить свою политическую карьеру тому, чтобы «как можно скорее добиться возвращения исконных территорий» Японии.
Однако острова, которые в Японии называют «своими северными территориями», принадлежат и будут принадлежать России. И поездки на них российских представителей, в том числе на самом высоком уровне, будут продолжаться. Что же касается территориальных претензий, которые Япония пытается предъявить России, то они ничем не обоснованы. В подтверждение тому мы ещё раз обратились к мнению российских специалистов по этой проблеме.
Русские люди пришли на Курилы и начали их осваивать гораздо раньше, чем японцы. К сожалению, когда это произошло, официально не зафиксировано. Но в 1643 году высадившиеся на Кунашир - самый южный из крупных островов Южных Курил - голландские мореплаватели обнаружили у подножия вулкана Тятя над могилой коренного жителя этих территорий айна Т-образный крест, совпадавший по своей форме с православными крестами новгородского происхождения. Такие кресты ставили русские землепроходцы и мореплаватели, ходившие с XI–XII вв. за Урал, а позднее, в XVII веке, - на берега Южной Камчатки и Чукотки.
Не было японцев на островах и в 1739 году, когда там побывали русские корабли Второй камчатской экспедиции под руководством М.Г. Шпанберга и В. Вальтона. Известно, что тогда они подходили и к Малой Курильской гряде, где на островах Хабомаи и Шикотан брали пробы руд и минералов. А в 1778 году русские мореплаватели под руководством Д.Я. Шабалина вновь побывали в этом районе и приняли в подданство России около полутора тысяч айнов.
В 1785–1786 годах на о. Итуруп высадилась группа русских моряков во главе с С. Извозовым. При этом айны принимали православие, а на островах водружались Т-образные кресты, служившие также знаками принадлежности Южных Курил России. Позже эти кресты, как это изображено в современных японских школьных учебниках, низвергались японскими солдатами и вместо них ставились японские пограничные столбы с обозначением принадлежности этой территории Японии. И это делалось после того, как 8 июля 1799 года указом Павла I была учреждена Российско-Американская компания, которой правительство России предоставило право на все промыслы и добычу полезных ископаемых на Курильских островах, «грядою касающихся Японии», принадлежавших нашей стране «по открытии с давних времён российскими мореплавателями».
В период Крымской войны (1853–1856 гг.) по Симодскому трактату между Россией и Японией вице-адмирал Е.В. Путятин - глава русской дипломатической миссии в Японии после временного захвата англо-французской эскадры о. Уруп (Курильские острова) и её нападения на Петропавловск-Камчатский согласился на установление границы России с Японией между Средними (до о. Уруп) и Южными Курилами. При этом он настаивал также на правах России на их главный остров Итуруп. В 1875 году Россия в обмен на передачу ей прав на весь остров Сахалин, до того остававшийся неразделённым, уступила Японии Средние и Северные Курилы.
Кстати, заявляя о своих притязаниях, японцы обращаются как раз к Симодскому трактату. Но точно так же они могли бы ссылаться и на Портсмутский мирный договор, который был заключён в результате русско-японской войны 1904–1905 гг. Ведь по нему Япония, воспользовавшись слабостью России, отторгла у нашей страны Южный Сахалин и фактически сохранила за собой все Курильские острова.
Однако точку во всём этом поставила Вторая мировая война. Так, согласно Каирской 1943 года и Потсдамской декларации 1945 года Япония согласилась с тем, что она будет наказана за агрессию. В связи с этим Потсдамская декларация фактически изымала у Японии в качестве меры наказания за агрессию все принадлежавшие ей острова, которые находились за пределами её метрополии, а она была определена как четыре её главных острова - Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Наконец, по Ялтинскому соглашению глав правительств трёх великих держав - США, Великобритании и СССР - от 11 февраля 1945 года нашей стране были возвращены Южный Сахалин с прилегающими к нему островами и отданы Курильские острова в качестве меры наказания за агрессию, а также гарантии от повторения японской агрессии с выгодных стратегических рубежей. Потсдамская конференция союзников в июле 1945 года ещё раз подтвердила ограничение японского суверенитета её главными островами с исключением всех Курильских островов (Тисима рэтто). А к ним, в соответствии с рядом японских изданий и лоций, относились не только острова Кунашир и Итуруп, но и острова Малой Курильской гряды - Шикотан и Суйсё (ныне Хабомаи).
В Сан-Францисском мирном договоре японское правительство отказалось от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова. При ратификации этого договора в парламенте Японии 19 октября 1951 года заведующий договорным отделом МИД Японии К. Нисимура по поручению премьер-министра Японии С. Ёсида сделал заявление, что в состав Курильских островов (Тисима рэтто), упомянутых в Сан-Францисском мирном договоре, входят как Северные, так и Южные Курилы. Однако в феврале 1955 года палата представителей парламента Японии в нарушение Венской конвенции о праве международных договоров приняла резолюцию, в которой утверждалось, что Япония по этому договору отказалась от Курильских островов (Куриру рэтто), имея в виду в качестве таковых только среднюю и северную части Курил - гряду (группу) Курильских островов (Куриро гунто). А посему сохраняет права на Южные Курилы. При этом на японской карте Курил эта гряда была обозначена как все Курилы (Куриру рэтто).
Налицо самая настоящая фальсификация исторических событий, закреплённых международными договорами. На деле же Япония не имеет никаких прав на Курильские острова, и все её территориальные претензии на эти территории необоснованны.
Кирилл ЧЕРЕВКО,
доктор исторических
и философских наук.
Выдвигая территориальные притязания к нашей стране, Токио ссылается и на советско-японскую декларацию 1956 года. Как известно, в соответствии с ней прекращалось «состояние войны, существовавшее между СССР и Японией с 9 августа 1945 г.», восстанавливались мир и добрососедские отношения между двумя государствами, а также подчёркивалась их готовность продолжить переговоры о заключении мирного договора. Там же говорилось, что СССР соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан после подписания мирного договора. Утверждается, что полномочный представитель правительства на советско-японских переговорах 1955–1956 гг. Мацумото Сюнъити признал впоследствии, что, услышав предложение советской стороны о готовности передать его стране острова Хабомаи и Шикотан, «не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался».
Однако, во-первых, эта декларация была актом доброй воли СССР, направленным на установление и развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с соседней страной. Во-вторых, Япония тогда сама сорвала реализацию положений декларации, подписав с США «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» и предоставив американским войскам свою территорию для осуществления военных приготовлений, направленных против нашей страны. В-третьих, декларация была ратифицирована не Верховным Советом СССР, а лишь его президиумом, который не имел полномочий решать территориальные вопросы страны. И, в-четвёртых, Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года поражением Японии и подписанием ею Акта о безоговорочной капитуляции. Тем самым было установлено состояние мира и мирного времени, в том числе и между СССР и Японией. А посему, согласно международной практике, не было никакой необходимости заключать мирный договор между ними. А равно как этот договор не нужен и сейчас.
Наконец, то, что мы сегодня признаём Декларацию 1956 года как существующую и готовы вести переговоры с Японией о заключении мирного договора и решении территориальной проблемы, есть также не что иное, как проявление нашей доброй воли. Что, естественно, должны понимать в Японии и не допускать недружественных действий в адрес нашей страны, подобных тем, что имели место 7 февраля. Там также должны осознавать, что лишней земли у России нет.