на главную страницу

10 Февраля 2011 года

К 70-летию начала Великой Отечественной войны

Четверг

Юбилей легендарной «Катюши»

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».
  Фото автора.



В Североморске состоялся торжественный митинг, посвящённый 70-летию подъёма Военно-морского флага на Краснознамённой подводной лодке К-21. Он открыл цикл мероприятий на Северном флоте, приуроченных к 70-летию начала Великой Отечественной войны.
  Сегодня легендарный подводный корабль, ставший мемориальным комплексом-музеем, продолжает служить наглядным примером мужества и доблести подводников-североморцев.

     Торжественный митинг на площади Мужества открыл командующий Северным флотом адмирал Николай Максимов. Свои поздравления военным морякам и слова признательности за сохранение лодки-музея К-21 сказали представители правительства Мурманской области, администрации муниципального образования ЗАТО Североморск, руководители ведущих предприятий, депутаты Мурманской областной думы и городского совета.
     Непосредственный участник строительства мемориального комплекса К-21, почётный житель Североморска полковник в отставке Павел Жидяев рассказал, как после принятия решения об увековечении К-21 обсуждался вопрос с местом и способом установки подлодки на вечную стоянку. После рассмотрения различных вариантов было принято решение установить её не на берегу, а на полной воде, чтобы возникало ощущение, что лодка находится на плаву и готова в любой момент выйти в море. Работники трёх судостроительных заводов Мурманской области и специалисты технического управления Северного флота проделали огромную работу, чтобы добиться нужного эффекта, установить лодку и затем переоборудовать её в музей.
     Заместитель командующего Кольской флотилией по воспитательной работе капитан 1 ранга Михаил Юрченко, обращаясь к участникам митинга, подчеркнул, что память - это категория не только нравственная, это составная часть боевого потенциала. Мемориальный комплекс К-21 - дань памяти всем морякам, воевавшим на севере России на подводных лодках, надводных кораблях, катерах. И сегодня К-21 не исключена из состава сил прославленного соединения подводных лодок Кольской флотилии, единственного как в Советском Союзе, так и в России, дважды орденоносного, Краснознамённой, ордена Ушакова I степени бригады дизельных подводных лодок.
     Когда в феврале 1941 года подводная лодка К-21 была принята в состав Военно-морского флота Советского Союза, никто не мог и предположить, что она пройдёт такой легендарный путь. Совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу, К-21 прибыла в Полярное и 24 октября 1941 года вошла в состав бригады подводных лодок Северного флота.
     Уже через две недели под командованием капитан-лейтенанта Александра Жукова субмарина вышла в свой первый боевой поход. Поход был сложным, проходил в условиях активного противодействия противника, а боевого опыта у команды и командира ещё не было. В проливе Бустанд-сунд и на подходах к порту Хаммерфест экипаж К-21 успешно выставил два минных заграждения, а 12 ноября дважды атаковал вражеский конвой. В ответ лодку контратаковал сторожевой корабль «Нордвинд» с применением глубинных бомб. От взрывов бомб и неоднократных ударов о грунт была нарушена герметичность топливнобалластной цистерны № 3, потеряно 35 тонн соляра. Лодка получила пробоину ЦГБ № 9 и повреждения кингстонов ещё трёх цистерн главного балласта, но, несмотря на это, 21 ноября благополучно вернулась в базу Полярное.
     Всего в годы войны К-21 совершила 12 боевых походов, в которых потопила 17 кораблей и транспортов противника. За весь период Великой Отечественной войны лодкой командовали три командира: Аркадий Алексеевич Жуков, Николай Александрович Лунин и Зармаир Мамиконович Арванов. Самый сложный период участия в активных боевых действиях в 1942—1943 годах достался Лунину, под командованием которого экипаж К-21 совершил 8 походов, вписав славные страницы в боевую летопись флота.
     Капитана 3 ранга Николая Лунина, зрелого и опытного командира, назначили на К-21 в марте 1942 года. К тому времени Щ-421 под его руководством добилась шести боевых побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года Николая Александровича удостоили звания Героя Советского Союза.
     В первый поход под командованием Лунина К-21 вышла в море для оказания помощи Щ-402. После атаки вражеских катеров на Щ-402 от близких разрывов глубинных бомб дали течь булевые балластные цистерны, которые использовались для хранения дополнительных запасов топлива, и, чтобы убрать демаскирующий соляровый шлейф от лодки, цистерны продули и промыли водой. От преследователей Щ-402 удалось оторваться, но, продолжая выполнять задачу охраны конвоя PQ-12, лодка осталась без соляра.
     Как осуществить передачу топлива с лодки на лодку в море? Подобные задачи в мирное время не отрабатывались, подводники не имели для этого ни требуемых навыков, ни специальных технических средств, но выход из ситуации нашли. Когда лодки встретились и ошвартовались бортами, к палубным пожарным приёмникам подключили шланг, закачав в него под давлением соляр, и через рубочный люк и рубку пропустили непосредственно в горловину топливной цистерны Щ-402. Менее чем за час было перекачано 12 тонн соляра и передано 120 литров масла. Благодаря слаженным действиям обоих экипажей Щ-402 благополучно возвратилась в базу. Это был первый случай оказания помощи и спасения лодки лодкой в годы Великой Отечественной войны.
     В пятом боевом походе К-21 совершила знаменитую торпедную атаку немецкого линкора «Тирпиц» в охранении двух тяжёлых крейсеров, шести эсминцев и двух миноносцев. Торпедирование линкора не только помешало фашистам осуществить запланированную операцию по полному уничтожению конвоя PQ-17, но и надолго вывело флагмана немецкой эскадры из строя, существенно ограничив боевые возможности немецких кораблей на Северном театре военных действий.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года К-21 за боевые победы наградили орденом Красного Знамени. Почти всю войну она активно участвовала в боевых действиях. За полгода до разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье лодку поставили в док на средний ремонт, и с апреля 1944 года она больше не участвовала в морских сражениях.
     После окончания войны субмарина была переименована в Б-4, а после вывода из боевого состава флота в 1954 году продолжила службу в Екатерининской гавани. Сначала в качестве плавучей зарядовой станции, а спустя два года - учебно-тренировочной станции. До середины 70-х годов прошлого века моряки-подводники разных поколений отрабатывали здесь навыки борьбы за живучесть подводных кораблей. А в 1981 году военный совет Северного флота принял решение о создании на борту Краснознамённой подводной лодки К-21 мемориального комплекса в память обо всех подводниках Северного флота, погибших в годы Великой Отечественной войны.
     За два года стараниями заводчан полярнинского судоремонтного завода подводная лодка была переоборудована под музей, а в канун 50-летия Северного флота легендарный корабль встал к месту своей вечной стоянки в Североморске. Вот уже 27 лет экспозиции лодки-музея вызывают живой интерес у посетителей. Побывать в отсеках настоящей подводной лодки считают своим долгом многочисленные гости флотской столицы, и за четверть века К-21 посетило уже более полумиллиона человек.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex