– Олег Алексеевич, какие изменения произошли в военных следственных органах ныне расформированного Московского военного округа?
– Эти изменения, во-первых, адекватны трансформации военно-административного деления страны. А во-вторых, соответствуют предписаниям Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» и Положения о Следственном комитете РФ, утверждённом Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38. В России создан федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В военных следственных органах сформирована трёхзвенная структура, состоящая из Главного военного следственного управления, военных следственных управлений окружного звена и военных следственных отделов по гарнизонам. На базе управлений по бывшим Московскому и Ленинградскому военным округам создано военное следственное управление Следственного комитета РФ по Западному военному округу.
– Эта структура включилась в работу только в нынешнем, 2011 году. А каковы итоги работы военных следственных органов по бывшему Московскому военному округу в году минувшем?
– Мы в рамках действующего законодательства стремимся к максимальной открытости в своей работе. И я, как руководитель бывшего военного следственного управления по МВО, охотно воспользуюсь возможностью проинформировать читателей «Красной звезды» об основных результатах следственной работы. Полагаю, что информация такого характера – это своего рода профилактика, предостережение, повод задуматься и осмотреться, как выражаются военные моряки, в своём заведовании.
Военными следственными органами по Московскому военному округу в минувшем году было окончено расследование 1.498 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечены 1.374 лица. Отмечу, что в 2010 году в абсолютных цифрах уровень преступности снизился. И существенно. По нашим данным, количество зарегистрированных преступлений по сравнению с 2009 г. сократилось на 18,5 процента. В структуре преступности также произошли качественные изменения. Активными профилактическими мероприятиями на треть снижена преступность в сфере незаконного оборота наркотиков в военной среде. К уголовной ответственности за эти преступления привлечены 46 лиц. Расследовано 9 уголовных дел, потерпевшими по которым признаны несовершеннолетние и малолетние граждане, в отношении которых применялось насилие, в том числе сексуальное. Это меньше, чем в 2009 году. Почти вдвое снизилось число преступлений против пребывания на военной службе, иными словами, случаев самовольного оставления части, дезертирства. Это можно объяснить в том числе сокращением срока военной службы по призыву. Однако нас беспокоит тот факт, что на треть возросло число нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и почти в два раза – количество преступлений против порядка подчинённости. До сих пор не искоренено столь уродливое явление, как рукоприкладство. Имел место даже случай, когда при выяснении отношений с подчинённым руки распустил высший офицер. Расследовано уголовное дело в отношении командира одной из воинских частей Внутренних войск МВД России генерал-майора Бойнова, который совершил преступление, ударив подчинённого.
Мы, разумеется, своими средствами, активно боремся с коррупционными проявлениями в армейской среде. В 2010 году зафиксирован значительный рост преступлений этой направленности. Больше всего выявлено посягательств на военное имущество и бюджетные средства, выделенные на нужды обороны (прирост 32,3 процента), мошенничеств с использованием служебного положения (прирост 47,5 процента), а также присвоений, растрат (20,9 процента). А вот число должностных подлогов увеличилось сразу в 5,7 раза.
– А можно обрисовать типичный «портрет» коррупционера в погонах?
– Специфика коррупционных преступлений такова, что совершают их должностные лица, наделённые организационно-распорядительными полномочиями. В 2010 году расследовалось 166 (прирост на четверть) уголовных дел указанной категории. К сожалению, нередко коррупционерами становятся лица в ранге начальника, руководителя, командира. В производстве военных следственных органов МВО находилось 44 уголовных дела в отношении командиров и начальников частей и военных организаций, в том числе трёх высших офицеров.
– Не могли бы вы привести конкретные примеры особо успешной работы подчинённых?
– Конечно, преступление преступлению рознь, но есть и такие, которые причиняют особо крупный ущерб, подрывают авторитет лиц старшего и высшего звена, бросают тень на офицерский корпус в целом. К четырём годам лишения свободы недавно условно осуждён бывший командир соединения генерал-майор Лукашов, который, используя своё служебное положение, подписал документы, согласно которым фирме «Данкор» было перечислено около 8 миллионов рублей за не выполненные этой организацией работы. Действиями Лукашова государству причинён ущерб в размере более 6 миллионов рублей. Примерно на такую же сумму понесло убытки государство в результате корыстных действий начальника ФГУП «Строительное управление № 209» Спецстроя России подполковника Родионова. Судом ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы.
Следователями управления выявлены случаи совершения преступлений лицами, которые по своему профессиональному назначению обязаны законы не только соблюдать, но и охранять. Нижегородским гарнизонным военным судом признан виновным в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, бывший начальник следственного отдела органов безопасности полковник Обухов. Суд лишил преступника свободы сроком на 12 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Обвинительный приговор вынесен в отношении адвоката Московской областной коллегии адвокатов филиала № 53 Россолова и его подельника, бывшего военнослужащего 30-го ЦНИИИ Минобороны РФ подполковника юстиции Третяка, которые Реутовским гарнизонным военным судом признаны виновными в совершении покушений на дачу взятки следователю военного следственного отдела. Рассолову и Третяку приговором назначено наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима сроком на 3 года и 2 года 6 месяцев соответственно.
В Московском окружном военном суде рассмотрено уголовное дело по обвинению военнослужащего войсковой части 54096 рядового Панченко и граждан Платонова и Конина, совершивших ряд особо тяжких преступлений, в том числе убийство, насильственные действия сексуального характера, разбой и неправомерное завладение автомобилем. 9 сентября 2010 года они признаны виновными в инкриминируемых им преступлениях и осуждены соответственно к 17, 15 и 14 годам лишения свободы.
– Эффективны ли меры по возмещению ущерба, нанесённого государству преступными деяниями?
– По итогам года мы констатируем улучшение работы на этом направлении. Процент возмещения ущерба по уголовным делам относительно его общего размера значительно вырос и составил 47,5 млн. рублей. Отрадно, что справедливость восстанавливается там, где государство решает острейшую социальную задачу – обеспечение всех военнослужащих жильём. Так, Люберецким гарнизонным военным судом за совершение мошенничества в особо крупном размере осуждён к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии общего режима бывший военный комиссар Егорьевского района Московской области полковник Папикян. Мошенническим путём он похитил у государства две квартиры, расположенные в Балашихинском районе Московской области, общей стоимостью 7.000.000 рублей. Эти квартиры по решению суда изъяты у осужденного и переданы в Люберецкую КЭЧ района. Всего в производстве военных следователей находится шесть подобных уголовных дел, возбуждённых в отношении офицеров, в том числе одно – в отношении высшего офицера.
– В полной ли мере реализуется принцип неотвратимости наказания?
– В истекшем году следственно-оперативным путём раскрыто 104 преступления, в том числе: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и преступление, связанное с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Ярким примером успеха следователей считаю установление лиц, совершивших преступление, связанное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, более 9 лет тому назад. В военный следственный отдел по Костромскому гарнизону поступило уголовное дело по обвинению бывшего военнослужащего Марченко, который был подвергнут аресту. Между тем анализ собранных доказательств дал повод усомниться в виновности подследственного. В результате кропотливой, высокопрофессиональной работы следователей установлено лицо, совершившее это особо тяжкое преступление, а невиновный освобождён из-под стражи и его конституционные права восстановлены.
В 2010 году усилиями сотрудников военного следственного управления по МВО были разысканы 298 лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.
– Каковы планы по дальнейшей борьбе с преступными проявлениями в армейской среде?
– Прежде всего это последовательное укрепление взаимодействия с органами военной прокуратуры, военного управления, МВД, ФСБ РФ, с экспертными учреждениями. Основные усилия сосредоточим на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, к которым отнесены противодействие преступлениям коррупционной направленности, совершенным против военного имущества или бюджетных средств, выделенных на нужды обороны, с неуставными проявлениями и особенно рукоприкладством, нетерпимым в армии нового облика. Особое внимание, как и ранее, уделяем профилактическим мероприятиям в войсках. Мы неизменно следуем принципу: «Преступления лучше предотвращать, нежели их раскрывать и расследовать». Когда предостережение вразумляет, понуждает своевременно отказаться от каких-то намерений противозаконного характера, это порой приносит большее удовлетворение, чем самый строгий судебный приговор.