на главную страницу

16 Февраля 2011 года

Военные династии

Среда

Семейная колея Ивановых

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



В нашем Отечестве воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а профессия защищать Родину всегда считалась одной из самых благородных. И хотя быть военным не каждому по плечу, ведь эта профессия трудна физически и морально, опасна даже в мирное время, требует высокой ответственности, тем не менее Россия славится династиями, для которых «воинский долг», «офицерская честь» – не просто слова, а непререкаемые, священные понятия. По судьбам многих офицерских семей можно изучать историю страны. Сегодня мы расскажем о мужчинах из семьи с символической русской фамилией Ивановы.


     Полковник в отставке Вячеслав Иванов отдал военному делу 40 лет. Он родился 12 февраля 1930 года в многодетной крестьянской семье в селе Осипово на Смоленщине. Отец Аверьян Яковлевич был «справным» хозяином. Он построил крепкий дом, держал скот. Когда в селе началась коллективизация, работавшего на этот достаток со всей семьёй от зари до зари «зажиточного» крестьянина хотели было раскулачить и сослать в Сибирь, но выручил брат Аполлон – кадровый командир Красной Армии.
     Страшную весть о войне принёс гонец из райцентра: в селе не было ни телефона, ни радио. Все были потрясены этим известием, хотя приезжавший в отпуск Аполлон рассказывал односельчанам о сложной военно-политической обстановке и предупреждал о возможности нападения Германии на СССР. В финскую войну он командовал батальоном и догадывался о приближении войны более масштабной и опасной.
     Аверьяна Яковлевича мобилизовали на фронт в первый же день войны. Последняя встреча с семьёй была 3 июля 1941 года, когда он в составе воинской части проходил через Осипово. А старший сын Алексей к тому времени уже год как служил в армии. Не довелось больше увидеться семье ни с ним, ни с отцом. На Алексея похоронка пришла в 1943 году, глава семьи пропал без вести. Погиб в 1942 году в окружении под Харьковом и Аполлон Яковлевич.
     Много досталось лиха семье Ивановых в трудные военные годы. Проводив мужа на фронт, Александра Ильинична осталась с четырьмя детьми, младшей из которых – Наденьке едва исполнилось два года. 12 июля 1941 года в село вошли немцы. Они ходили по дворам, забирали всё, что им приглянется, угоняли скотину, резали кур, свиней. Немцы при этом громко смеялись, играли на губных гармошках. Через несколько дней они собрали всех жителей села и колонной погнали в поле соседнего посёлка.
     – Как жить зимой семье с четырьмя маленькими детьми без пищи и крова? – вздыхает Вячеслав Аверьянович, вспоминая то время. – Питались мороженой картошкой, которую выкапывали на сельском поле. Мать варила на костре студень из коровьей кожи. Всё довелось испытать: и голод, и холод, и страх, и скитания по другим деревням. Младшая сестрёнка Наденька умерла от голода в страшную зиму 1941-го. На глазах семьи фашисты расстреляли14-летнюю Нину, заподозрив её в связях с партизанами. Едва избежал расстрела Вячеслав.
     Затем семью отправили в лагерь в белорусский посёлок Бигосово, где детей немцы наравне со взрослыми изнуряли на тяжёлых физических работах. После освобождения из неволи в июле 1944-го семья так и осталась в Бигосово, потому что родное село было полностью сожжено.
     Окончившего 10 классов в 1951 году Вячеслава призвали на срочную службу в армию. Попал в железнодорожные войска. Служба понравилась, и он решил стать офицером. В 1954 году поступил в Военно-транспортную академию, по окончании которой прослужил в Забайкалье более шести лет. Там молодой офицер получил ценный практический опыт по строительству мостов, железнодорожных путей и служебно-технических зданий в условиях сложного континентального климата, когда морозы доходят до минус 45, жара до плюс 35 градусов.
     Памятным объектом для Иванова стало строительство железнодорожной линии Ивдель – Обь. Это была крупная по масштабам и неимоверно трудная по инженерно-геологическим и климатическим условиям, по технологии строительного производства, по налаживанию путей для доставки необходимых грузов стройка. Бывало, что за день военные проходили до четырёх километров, а иногда и на метр не удавалось продвинуться. Нередко в намеченные строителями планы вмешивалась природа, словно протестуя против человеческого вторжения в её владения. Кроме того, существенной преградой были болота.
     В 1966 – 1968 годах Вячеслав Аверьянович – инспектор производственного отдела железнодорожного корпуса, куратор строительства линии Куломзино – Иртышское и Кзыл-Ту – Иртышское.
     170-километровая линия Кзыл-Ту – Иртышское стала замыкающим участком Средне-Сибирской магистрали. Она открыла выход к основным магистралям страны из Северо – Восточного Казахстана и Западной Сибири.
     А 192-километровая линия Куломзино – Иртышское связала Средне-Сибирскую магистраль и Омский район. Её строительство велось скоростными методами. Были полностью механизированы работы по сооружению земляного полотна, укладке пути, строительству искусственных сооружений и линий связи. Впервые широко применялась новая техника железнодорожных войск: сваебойные агрегаты УСА и УКГА, двухконсольный тракторный путеукладчик, комплекты лёгких балластировочных машин.
     Профессиональные качества и умелое руководство подполковника Иванова были отмечены руководством. Он получил назначение в Главное управление железнодорожных войск (ГУЖДВ). Работа была интересной и отнюдь не кабинетной. Львиную долю служебного времени Вячеслав Аверьянович проводил в командировках на трассах. Он курировал бригады, строившие объекты в Хабаровском крае, Амурской области, Монголии. Совместные с иностранцами проекты были не только сложными, но и чрезвычайно ответственными заданиями, нередко требующими дипломатических подходов. К примеру, при строительстве в Находке порта Восточный, финансирование которого вела Япония, потребовалось расширить имеющуюся сеть железных дорог. Эта задача была поставлена железнодорожным войскам. Японцы требовательно и тщательно принимали все работы. Вячеслав Иванов вспоминает такой случай. При укладке заездов в здания вагоноопрокидывателей никак не могли подогнать допуски прогиба рельса под осью вагона. Приходилось вновь и вновь перешивать пути, опять утрамбовывать уложенный балласт, а рельсовые подкладки – менять. Японцы не шли ни на какие уступки. Лишь после того, как прибывшая группа генералов и офицеров из ГУЖДВ, в состав которой входил и подполковник Иванов, провела на месте расширенное совещание, японцы сами сделали несколько предложений, устраняющие недостатки.
     На всех участках работы Вячеслав Аверьянович был образцом добросовестности и исполнительности, за что удостоен ордена «Знак Почёта» и награждён 19 медалями, в том числе медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Он удостоен и наград Монгольской Народной Республики.
     После ухода в запас полковник Иванов продолжил службу в ГУЖДВ в качестве гражданского специалиста. Он и сегодня, отметив 80-летие, ведёт активный образ жизни, возглавляет Объединённый совет ветеранов специальных технических войск в Московском комитете ветеранов войны.
     Много внимания Вячеслав Аверьянович уделяет своей семье. Ведь в годы службы дома его редко видели жена и два сына. Но они всегда гордились им, знали, что глава семьи выполняет важное и нужное для страны дело. Трудолюбие, чувство долга и ответственность за порученное дело передал Вячеслав Аверьянович своим детям и внукам. После окончания педагогического института старший сын Александр попросился на срочную службу в железнодорожных войсках. Был диспетчером эксплуатационного батальона.
     Продолжил семейную традицию служения Отечеству и младший сын Алексей, поступивший в Высшее техническое командное училище железнодорожных войск. Его первым назначением стал посёлок Февральск на БАМе. Служил заместителем командира роты в путевом батальоне. К тому времени основное строительство железных дорог на магистрали было завершено, и военные занимались подъездными путями к посёлку, его благоустройством. Через три года старший лейтенант Иванов получил назначение в Москву. Участвовал в реконструкции трамвайных путей столицы. Это время так описано в книге Михаила Иванова «Московский трамвай: страницы истории»: «Воины-железнодорожники отремонтировали в 1992 году 9,5 км, в 1993 – 31 км, в 1994 – 45,7 км, в 1995 – 27 км путей, а вместе со службой пути – 39; в 1992–1995 годах капитальный ремонт был осуществлен на 188 км трамвайных путей. В 1994 году капитальный ремонт был проведен на линиях по Загородному шоссе, Большой Черёмушкинской улице, в Новогирееве, на Стромынке, Большой Оленьей и Большой Ширяевской, в Строгино, по улице Радио, на шоссе Энтузиастов, в районе Абельмановской заставы, на Симферопольском бульваре». К сожалению, в связи с оргштатными мероприятиями в 1995 году Алексей был уволен с военной службы. Но, проезжая по Москве, он с гордостью видит результаты своих трудов и понимает, что, как и отец, оставил след на земле.
     Достойными людьми выросли и внуки полковника Иванова. Внучки Марина и Александра – мастера спорта, неоднократные победители чемпионатов Москвы по гимнастике. Евгений проходит срочную служит в армии. Подрастает пятиклассник Роман, который, быть может, также выберет военную стезю. Ведь профессия «Родину защищать» почётна и крайне важна для Отечества во все времена.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex