на главную страницу

16 Февраля 2011 года

Очаги культуры

Среда

Театр на Перовской

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Елены ЕФИМОВОЙ.



Слово «культура» - латинское, означает «возделывание, земледелие, воспитание, почитание», то есть некую область человеческой деятельности, связанную с самовыражением человека. Это абстрактное обозначение общего процесса его интеллектуального, духовного, эстетического развития. Дополнительных характеристик культура имеет множество, а главное, что является хотя и условным, но маркером цивилизации, её основой. Русский поэт, писатель, философ Даниил Андреев определил это понятие коротко: общий объём творчества человечества. Одно из составляющих этого «объёма» - искусство. Музыка, живопись, литература, театр. Театр... На самом деле, пожалуй, он вмещает в себя всё вышеперечисленное. Сценическое действо - это и слова, и музыка, и даже живопись. Ведь сценическое пространство - как холст, на котором краскик тому же могут иметь особый объём и выражение, причудливо менять цвета по воле сценографа и режиссёра. Количество театров в мире неисчислимо. Их великое множество. От больших, с солидной сценой и залом, способным вместить тысячи поклонников этого вида искусства, до крошечных, где с трудом умещаются пятьдесят человек.
Столь длинное вступление предваряет рассказ о таком вот маленьком театре на сто кресел, но который занимает большое и важное место в культурной жизни нашей столицы. Это Московский драматический театр на Перовской. Его здание было построено к уже далёкой Олимпиаде-80 и начало свою жизнь как молодёжный клуб, который по непонятной причине преобразовался и стал скучным ЖЭКом. А потом это симпатичное здание почтила своим присутствием главная муза театра - Мельпомена. И поселилась в нём теперь уже навсегда. Пусть этот театр находится и вдали от исторического центра столицы, практически на окраине шумного мегаполиса, но тем дороже он жителям одного из московских районов - Новогиреево, раньше - Перовского, который на самом деле по величине сопоставим с небольшим европейским государством.


     История театра началась с ноября 1987 года. Тогда первым секретарём Перовского райкома партии был Валерий Шанцев, ныне губернатор Нижегородской области. К спорту, к культуре и особенно к сценическому искусству человек неравнодушный. И когда к нему пришла инициативная группа с предложением открыть в районе театр, он всячески этому способствовал. Среди инициаторов были ныне директор театра заслуженный работник культуры Андрей Панченко (на снимке слева), его брат, художественный руководитель театра, заслуженный артист России и Украины Кирилл Панченко (справа), народный артист России Виктор Никитин, заслуженная артистка России Галина Чигасова, художник по костюмам Любовь Лаптева...
     «Мотором» на тот момент весьма рискованной затеи был Андрей Маратович Панченко, по образованию экономист. Работал он тогда на Московском электродном заводе, где его с уважением величали театралом. Нет, свои служебные обязанности он выполнял безукоризненно, но всё свободное время отдавал театру. Кстати, был одним из тех, кто помогал режиссёру, народному артисту России Олегу Табакову расчищать от мусора, строить его знаменитый «подвал». Какое-то время он выполнял в табаковском театре практически функции администратора.
     По какой причине Мельпомена на всю жизнь поражает человека в самое сердце, заполняет душу, - Бог весть. Но когда в 1971 году, ещё будучи студентом ныне Московского института управления, Андрей Маратович стал завсегдатаем театра Пушкина, даже помогал монтировать там декорации, он совершенно не предполагал, что театр для него - это навсегда. Впрочем, и брат его, замечательный артист и талантливейший режиссёр, выбрал эту стезю случайно, по объявлению в школе о наборе «в артисты», то есть для учёбы в знаменитой Щуке. Тогда конкурс со всей Москвы выиграли буквально 25 человек. Среди них - Кирилл. По окончании театрального училища он работал в Чувашском русском драматическом театре в Чебоксарах, в качестве режиссёра стажировался в театре Вахтангова у Рубена Симонова, своего учителя, у Гончарова в Маяковке...
     Тогда, в 1980-е, в стране был бум создания театральных студий. В Москве, например, образовалось чуть ли не двести самодеятельных театров. Так что идея братьев Панченко и их товарищей легла на благодатную почву. Между прочим, вначале энтузиастам предлагали помещение не где-нибудь, а у «Кропоткинской», в центре столицы. Но они намеренно выбрали самый отдалённый район, понимая, что такой очаг культуры просто необходим для окраины. Штат театра состоял тогда из шести человек. Из них трое актёров.
     Московский драматический театр на Перовской открылся в 1987 году спектаклем по драме Августа Стриндбенрга «Фрёкен Жюли». Он надолго стал своеобразной визитной карточкой театра. Кстати, зрительный зал «новорожденного» тогда вмещал двести человек. Уменьшился до ста он в связи с назревшей необходимостью увеличить сценическое пространство и сделать театр уютнее. Главные роли в том премьерном спектакле играли Виктор Никитин (Жан) и Галина Чигасова (Фрёкен Жюли). Постановка - Кирилла Панченко. Художник Сергей Белов, музыка - Геннадий Берлянд, а все костюмы (как и теперь) разработала и сшила лично художник по костюмам Любовь Лаптева. Она же и жена директора театра Андрея Панченко, который полностью занялся любимым детищем, оставив работу на заводе. Потом было ещё множество спектаклей, которые составили основу репертуара. Это смелый, необычный спектакль «Панночка» по пьесе Нины Садур (1989), «Голос из Ничто» по мотивам произведений Юрия Мамлеева (1990). Импровизация, развившаяся из реального конфликта, возникшего на репетиции, что у творческих людей бывает. Сам Мамлеев предложил такое название, хотя к сюжету его одноимённого рассказа постановка отношения не имеет. «Сказка о мёртвой царевне» Николая Коляды (1993), в которой особенно проявилась мастерская способность «держать» зал у ведущих актёров театра Галины Чигасовой (Римма) и Виктора Никитина (Максим). «Свои люди - сочтёмся» замечательного русского драматурга Александра Островского (1993). Это было первое обращение театра к драматургии «русского Шекспира». В том же году свет увидела внеплановая постановка заслуженной артистки УССР Светланы Загородней, актёров Виктора Никитина и Анатолия Зарембовского по стихам Константина Романова, прозе Алексея Ремизова, музыке Дмитрия Шостаковича и народным песням «Гасите свечи, господа». Спектакль имел огромный успех у зрителей, участвовал в нескольких международных фестивалях.
     1993 год вообще стал знаковым для коллектива. Тогда театр приобрёл статус государственного.
     С 1994 года началась творческая дружба Театра на Перовской с известным югославским деятелем искусств и драматургом Будимиром Дубаком. Кирилл Панченко ставит его пьесу «Панихида», и театр гастролирует по городам Югославии и на фестивале «Стерийно Позорье» (Нови сад) получает Большую Золотую медаль.
     Вообще, маленький театр, как правило, редко гастролирует. А «Перовский» бывал во многих городах не только нашей страны (Смоленск, Магадан, Чебоксары, Брянск, Кострома, Ростов Великий, Дзержинск...), но и ближнего и дальнего зарубежья - Югославии, Чехии, Словакии, Албании, Украины, Молдавии, Белоруссии, Казахстана. Театр не раз становился лауреатом престижных российских и международных театральных фестивалей в Москве, Кишинёве, Киеве. Среди них и «Стерийно Позорье» в Югославии, Фестиваль авангарда «Будва-театр» в Югославии, II Амманский театральный фестиваль в Иордании, «Спшиски славности» в Словакии, «Скампа» в Албании, «Славянские театральные встречи» в Гомеле и Брянске, XIV Международный каирский фестиваль в Египте.
     Кстати, с 1995 года на сцене Театра на Перовской раз в два года проходит Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец». Он был учреждён по инициативе театра при поддержке комитета по культуре правительства Москвы. В нём принимают участие коллективы славянских стран, но могут приезжать театры со всего мира, ставящие спектакли славянских авторов. Понимая социокультурное значение такого театрального форума, правительство Москвы с 1999 года взяло на себя полное его финансирование.
     А в 2006 году вновь по инициативе театра и при поддержке комитета по культуре правительства Москвы создана Международная ассоциация фестивалей камерных и малых театров.
     Кстати, фестиваль имеет и своё «детское приложение». В 2007 году, году ребёнка, новообразованная ассоциация стала организатором Фестиваля спектаклей для детей «Неволяшка» (то есть родившегося невольно, по случаю), который прошёл в столичном районе Митино.
     В поддержку миссии сохранения и развития славянской культуры в 2000 году в структуру театра входит Украинская экспериментальная театральная студия «Травень» («Май»). Она организует в том числе гастроли украинских сценических коллективов в России, обменные гастроли, выставки, сотрудничает с Украинским культурным центром в Москве.
     Театр на Перовской поддерживает дружеские связи с Ассоциацией ветеранов войны в Афганистане и клубом «Долг». В память о тех, кто погиб в мясорубках войн, был поставлен спектакль-коллаж «Память опалённая».
     ...Сказать, что всё сразу начиналось на ура, было бы неверным. Но любой настоящий успех - это путь через тернии к звёздам. То, что театр не «умер», как многие подобные начинания в то перестроечное время, это не чудо. Это результат кропотливой, постоянной работы всего маленького коллектива. Важно, что изначально был выбран правильный алгоритм развития. Всё своё, всё, что необходимо для нормальной работы театра. Со временем образовались даже цеха - столярный, швейный, слесарный, бутафорский, гримёрный. Без помощи извне конечно же в таком серьёзном деле не обойтись. Любительскому объединению, театру-лаборатории тогда очень помогал директор Московского вентиляторного завода Александр Миронов, великолепный хозяйственник и заядлый театрал. Но больше работали на энтузиазме, вкладывая в постановки зачастую собственные средства. Зарплата зависела от доходов за проданные билеты. Сейчас, когда во главу любого дела ставятся деньги, такой подход кажется безумным. Хотя энтузиасты есть и в наше время. Но подобный альтруизм окажется пустым, если не будет наполнен талантливым исполнением задуманного. А в Театре на Перовской с этим всё в порядке. Здесь работают и творят профессионалы. Чего порой так не хватает ныне в любом деле. Как-то ушла с нашего телевидения традиция показывать лучшие спектакли театров страны. Тогда и актёры, которые своим мастерством могли бы затмить большинство сериальных «звёзд», стали бы узнаваемы и любимы большим числом поклонников. Среди них могли бы быть и артисты этого маленького столичного театра. Знатокам и любителям сцены имена народного артиста России Виктора Никитина, заслуженных артистов России Галины Чигасовой, Юрия Булдыгерова, Николая Мальцева, заслуженной артистки УССР Светланы Загородней хорошо известны.
     В конце февраля в Театре на Перовской очередная премьера. Спектакль «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира выйдет к началу весны как апофеоз любви. Конечно же, как всегда, артисты готовят и детские спектакли. Ребятня познакомится с «Мухой-цокотухой» Корнея Чуковского и «Зайкой-зазнайкой» Сергея Михалкова, побывает в «Кошкином доме» Самуила Маршака. Кстати, дети этот театр знают хорошо, ведь здесь для них постоянно проходят новогодние праздники и представления. Около двадцати постановок можно посмотреть здесь в этом месяце.
     Репертуарная копилка театра огромна. Здесь ставят спектакли по произведениям российской и зарубежной классики. Есть много постановок по пьесам современных драматургов: Яхонтова, Дударева, Мамлеева, Фо, Раме и других.
     Пройдёт в феврале и вечер романса и народных песен «Гори, гори, моя звезда». Театр постоянно придумывает новые формы работы со зрителями. И переиначив слова известного романса, можно сказать: «Живи, твори и дальше, Театр на Перовской!» Удалённый от столичного центра, но столь любимый и богатый поклонниками.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex