|
Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА. |
75 лет Службе горючего Вооружённых Сил Российской Федерации
Товарищи офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы!
Уважаемые ветераны!
Сердечно поздравляю вас с 75-летием со дня образования Службы горючего Вооружённых Сил Российской Федерации!
Летопись одной из ведущих служб системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации неразрывно связана с боевой летописью армии и флота, героизмом воинов в Великой Отечественной войне, доблестью и отвагой наших солдат в Афганистане и других военных конфликтах.
Создание Службы горючего во многом было обусловлено модернизацией нашей армии накануне Второй мировой войны, которая была признана войной моторов. Поэтому успех в сражениях на поле боя, в небе и на морских просторах зависел и от обеспечения боевой техники необходимым топливом и горюче-смазочными материалами.
И сегодня роль горючего для армии и флота трудно переоценить. Нефтепродукты наряду с компонентами ракетного топлива являются основными энергоносителями для двигательных установок вооружения и военной техники. Но главной силой Службы горючего Вооружённых Сил является её личный состав, который ежедневно проявляет образцы профессионализма и ответственности, честного и добросовестного отношения к исполнению воинского долга, убедительно доказывает свою исключительно важную роль и место в системе материально-технического обеспечения войск и сил флота.
В этот праздничный день от всей души желаю военнослужащим и гражданскому персоналу Службы горючего, её ветеранам крепкого здоровья и счастья, благополучия, новых успехов в деле служения родному Отечеству!
Заместитель министра обороны
Российской Федерации
генерал-полковник Д. БУЛГАКОВ.
Служба горючего – молодая структура, но её значение в армии и на флоте огромно. Так, кстати, и во всём мире, когда нефтепродукты решают успех больших и малых дел.
Использование горючего в военном деле началось, конечно, уже давно. В том числе и в России – ещё в 70-х годах позапрошлого века два миноносца Черноморского флота были переведены с угля на мазут. А в Первую мировую войну горючим заправлялись авиаотряды и шесть имеющихся в каждой дивизии автомобилей. Но бурное развитие Службы горючего в нашей стране началось в начале 1930-х годов. Как это происходило? С этим и другими вопросами мы обратились к начальнику Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации полковнику Владимиру МИРОВСКОМУ.
НАШЕ ДОСЬЕ
Полковник Владимир Анатольевич Мировский родился в 1968 году в Самаре. Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище, Военную академию Тыла и транспорта. Службу проходил на различных должностях в Московском, Дальневосточном, Сибирском, Ленинградском военных округах. С декабря 2010 года - начальник Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
– Рост потребления горючего в Вооружённых Силах, – сказал он, – сопровождался повышенными требованиями к количеству и качеству ГСМ, их эксплуатационным свойствам. Это заставило создать организационно-штатную структуру для бесперебойного обеспечения боевой подготовки и укрепления боеготовности армии и сил флота. Создателем и первым руководителем Службы горючего стал комкор Мовчин Николай Николаевич. По его докладу на Реввоенсовете СССР 11 января 1933 года было образовано Управление снабжения топливом РККА, которое после ряда реформ 17 февраля 1936 года стало Управлением снабжения горючим РККА. Эту дату и принято считать днём создания Службы горючего. Мовчину принадлежат слова: «Обратите внимание: центральный аппарат сокращается, но создаётся новый орган управления...»
В последующие годы службой руководили многие достойные генералы и офицеры, каждый из них внёс свой вклад в развитие Службы горючего. Но среди них два человека занимают особое место – это создатель службы комкор Н. Мовчин и генерал-полковник Василий Васильевич Никитин, возглавлявший службу 30 лет. Под его руководством она поднялась до уровня Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны СССР.
Первый опыт работы в боевых условиях в предвоенные годы служба получила на озере Хасан и на Халхин-Голе, где расход горючего возрос с 8,5 тысячи тонн до 215 тысяч тонн. Состояние системы обеспечения войск горючим было проверено в крупнейших манёврах и учениях под Киевом и Харьковом.
– Владимир Анатольевич, известно, какую колоссальную роль сыграло обеспечение горючим в годы Великой Отечественной войны...
– Служба горючего вступила в войну в основном подготовленной. Трудности были результатом реальной тяжёлой обстановки на фронтах в первый период войны. Кстати, все военачальники РККА в отличие от наших союзников и наших противников в мемуарах не подвергают критике состояние с обеспечением горючим в Красной Армии.
Трудности, конечно, были. Были потери и личного состава, и горючего у западных границ в 1941 году при отступлении. И техника была самая немудрёная – смонтированные на полуторках бензоперекачивающие станции. Запасы горючего подтягивались из глубины страны, с тыловых баз хранения и прямо с заводов, нередко под огнём противника доставлялись на полевые склады специальными железнодорожными «вертушками».
Беспримерный подвиг совершили специалисты службы, прокладывая 30-километровый трубопровод через Ладожское озеро. Он был сооружён даже раньше намеченного срока. С июня 1942 по март 1943 года по нему было перекачано свыше 40 тысяч тонн горючего, что, безусловно, обеспечило прорыв блокады осаждённого Ленинграда. Непосредственное участие воины Службы горючего приняли в Сталинградской битве. В их числе выпускник Саратовского танкового училища лейтенант Иван Николаевич Базанов, будущий генерал-лейтенант, начальник ЦУРТГ. Бои не затихали ни на один день, и в наиболее трудные часы горючее с левого берега Волги доставляли даже на баркасах и вёсельных лодках.
25 августа 1946 года в приказе № 38 оценку Службе горючего в годы войны дал Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин: «Работники Службы снабжения горючим успешно справились с поставленными перед ними задачами по обеспечению фронта. Личный состав достойно выполнил свой долг перед Родиной».
- Известно, что Служба горючего получила мощный импульс развития в шестидесятые годы прошлого века. Она тогда стала именоваться Центральным управлением ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ). Напомните, пожалуйста, о том достопамятном времени.
- Да, было такое время, когда наша страна прорывалась в космос и Служба горючего в числе других оказалась на острие этого прорыва. Многочисленные КБ и НИИ, в том числе и наш 25-й Государственный институт службы горючего, неутомимо трудились над созданием высокоэнергетических компонентов ракетного топлива (КРТ), так как жидкостные двигатели для космических ракет не были пригодны. Американцы же в этом деле по всем параметрам от нас отставали. И вот в начале 1960-х произошёл качественный скачок: была разработана новая топливная пара - горючее гептил и окислитель амил, на базе которых и были созданы межконтинентальные баллистические ракеты, составившие основную мощь РВСН. А уж дальше последовали запуски космических спутников Земли... Наш патриарх горючего генерал-полковник Василий Никитин, генерал-майор Анатолий Братков за проделанную работу были удостоены Государственной премии. Десятки людей получили награды, многие - научные степени.
Должен сказать, что с той поры наряду с решением военно-практических задач, касающихся использования нефтепродуктов, внимание к научным проблемам в этой области в Службе горючего значительно возросло. Тон в этом задавал упоминавшийся выше 25-й Государственный НИИ химмотологии. В службе вырос большой отряд учёных, включающий двух членов-корреспондентов Академии наук, 42 докторов наук, 435 кандидатов наук.
- Служба горючего в послевоенные годы активно участвовала во многих локальных конфликтах и войнах...
- Без неё, естественно, ни один из конфликтов, ни одна миротворческая операция не обходилась. Особое место в истории службы занимала афганская война, в которой наши воины показали профессиональную подготовку и воинскую доблесть. Здесь особенно наглядно проявилась эффективность полевого магистрального трубопровода. Моджахеды понимали важность этого технического средства и стремились любыми способами выводить его из строя, а когда трубопроводчики начинали устранять повреждения, открывали по ним огонь. В таких ситуациях погибли 304 воина, в том числе 42 офицера.
- Настал постсоветский период в жизни армии и страны. Какое состояние было у Службы горючего?
- В мае 1992 года она стала Службой горючего Вооружённых Сил России. Произошли коренные изменения в системе её тылового обеспечения. В новых экономических условиях резко усложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горюче-смазочных материалов, ракетным топливом и техническими средствами. Вместо фондов на централизованную и децентрализованную поставку государственные органы стали только назначать бюджетные ассигнования на закупку нефтепродуктов. После 1991 года за пределами России оказались оба завода службы - на Украине, многие защищённые базы горючего на других территориях стран СНГ. Пришлось заново организовывать производство важнейших образцов техники. Задача была нелёгкая, стоила больших усилий и материальных средств, но был достигнут результат.
В современных условиях Служба горючего, в основном перейдя к новому облику, продолжает нормально функционировать. Расход горючего Российской армией уменьшился, поскольку уменьшилась и сама армия, но в целом поставки горючего закрывают потребность Вооружённых Сил. Проведённое в 2010 году крупномасштабное учение «Восток-2010» показало, что Служба горючего с поставленной задачей справилась успешно. Реализуются намеченные планы и в настоящее время. На закупку горючего в 2011 году Правительство России выделило большую сумму - 62,5 млрд. рублей.
Решается и такая задача: служба переходит на новый порядок обеспечения войск горючим через сторонние организации - аутсорсинг. Уже в 2010 году было заправлено горючим: кораблей в открытом океане - 28,4 тысячи тонн, автомобилей через АЗС - 22,1 тысячи тонн, самолётов через ТЗК - 22 тысячи тонн. В настоящее время идёт работа по организации заправки летательных аппаратов (ЛА) на аэродромах Минобороны России через единственного поставщика, по примеру того, как уже организована бункеровка кораблей (судов) ВМФ.
Бункеровка кораблей ВМФ в океане, танкеров в портах иностранных государств позволяет исключить расходы топлива на переход танкеров в российские порты и обратно, снизить затраты на поддержание технической готовности танкерного флота.
Межведомственной рабочей группой при Минтрансе России отмечено, что при максимальном числе походов кораблей и судов ВМФ в Аденский залив для противодействия пиратству в районе побережья Сомали (5 в течение года), обеспечение пополнения запасов путём коммерческих методов снабжения позволило снизить затраты федерального бюджета на 760,7 млн. рублей и 982,6 тысячи долларов США.
Иногда жизнь ставит перед Службой горючего неожиданные и очень сложные задачи. Жара в России в 2010 году вызвала массу пожаров. На их ликвидацию были брошены и силы армии. На острие оказались два трубопроводных батальона. Они совершили рейд по труднопроходимой местности, оперативно проложили полевой магистральный трубопровод ПМТП-150 и подали воду к горящим торфяникам. Личный состав трубопроводных частей проявил мужество и отвагу, а командир трубопроводного взвода лейтенант Н. Кузьмин, рискуя жизнью, вывел личный состав и технику из огненного кольца без потерь. Президент России наградил его орденом Мужества.
И на своих повседневных постах офицеры Службы горючего, гражданский персонал выполняют свой долг с достоинством и честью. Это офицеры И. Сенохацкий, В. Секацкий, В. Маркин, С. Землянов, Г. Федорцов, И. Лавренчук, С. Хабаров, Д. Шигонов, С. Быков, В. Середа, В. Василевский, О. Бакалкин.
Сегодня, отмечая очередной юбилей Службы горючего, личный состав с особым уважением обращает своё внимание к заслуженным ветеранам - Е. Максимову, Л. Сошину, В. Коваленко, А. Чиркову, А. Белозерцеву, А. Сиренко, Г. Ширшову, А. Карташову и другим, которые являются ярким примером для подражания.
Ветераны у нас не только пользуются авторитетом, они живут и трудятся в сплочённой межрегиональной организации ветеранов Службы горючего, которая под руководством генерал-майора в отставке Василия Андреевича Сёмина много делает по восстановлению истории нашей службы и сохранению имён её представителей. В этом году ветеранской организации исполнилось 15 лет. И кстати, она занимает одно из лучших мест среди ветеранских организаций Вооружённых Сил.
С профессиональным праздником вас, воины, рабочие и служащие Службы горючего, со знаменательным юбилеем! Доброго здоровья вам и дальнейших успехов!

|