на главную страницу

22 Февраля 2011 года

Армия России: век XXI

Вторник

Этого требует время

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай ПАНКОВ.

     - Николай Александрович, можно ли сказать, что Вооружённые Силы Российской Федерации в своих преобразованиях уже преодолели определённый рубеж?
     - На этот вопрос можно отвечать достаточно утвердительно. Пройден очень серьёзный, очень важный этап. Результаты этого этапа зафиксированы указом Президента Российской Федерации, который был издан в прошлом, 2010 году. По сути, этот указ определил основу нового облика Вооружённых Сил.
     Определены и выдержаны основные параметры современного облика Вооружённых Сил. Если говорить об этих параметрах, то я бы прежде всего отметил количественные показатели. Было установлено, что численность военнослужащих при новом облике Вооружённых Сил составит один миллион человек. И мы на эту численность уже реально вышли. Вот первый итог, первый показатель. Сегодня наши Вооружённые Силы насчитывают один миллион военнослужащих. Очень важной составляющей является структура Вооружённых Сил. Часто можно читать, слышать и видеть на экранах телевизоров, что вместо 6 военных округов создано 4. На самом деле это либо неправильно, либо не совсем правильная формулировка.
     - А как же правильно?
     - Правильнее говорить следующим образом. Изменились география Вооружённых Сил, военно-административное деление Российской Федерации. На базе существующих 6 военных округов, 4 флотов, 2 флотилий и командований ВВС и ПВО образованы 4 новых военных округа, которые объединили, консолидировали разнородные группировки войск, сил и средств. Проиллюстрирую это на примере Западного военного округа. Он объединил Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский флот и Северный флот, командование ВВС и ПВО. Таким образом, на очень важном стратегическом направлении создана мощная группировка разнородных сил и средств, объединённая единым командованием.
     - В итоге у нас сейчас 4 военных округа или 4 оперативно-стратегических командования? Какова правильная терминология?
     - 4 военных округа. Военный округ - это орган управления объединённым стратегическим командованием на конкретном стратегическом направлении.
     Система управления в Вооружённых Силах претерпела существенные изменения. Раньше у нас была 11-звенная структура управления Вооружёнными Силами. Это было сопряжено с длительным прохождением конкретных команд, команд, которые требуют в том числе и незамедлительного исполнения. Сейчас в Вооружённых Силах реализована трёхзвенная система управления. Но это, что называется, технологическая сторона вопроса. Очень важна содержательная. Активно, в приоритетном порядке сейчас вместе с промышленностью реализуются работы по внедрению современных автоматизированных систем управления разнородными силами и средствами. Конечно, поменялось взаимоотношение видов Вооружённых Сил, Генерального штаба и существующих новых округов. Компетенции всех этих структур очень чётко определены. О них неоднократно говорилось на разных уровнях, в том числе в очередной раз совсем недавно начальником Генерального штаба, на которого возложены задачи управления Вооружёнными Силами, непосредственно управление.
     - В какой степени изменилась экономическая структура Вооружённых Сил?
     - Она тоже реально изменилась. Приведены к трёхуровневой системе управления Вооружёнными Силами центральный аппарат и система финансово-экономических органов. Созданы территориальные финансово-экономические органы. «Концевики» у этих территориальных органов - финансовые подразделения наших бригад. Трёхуровневая система - система прозрачная, она позволяет организовать более эффективный контроль за прохождением финансовых потоков. Существенно сокращено количество бюджетополучателей. Это тоже очень важно.
     - Каков сейчас количественный состав офицерского корпуса? Недавно было заявлено о необходимости набрать ещё 70 тысяч офицеров...
     - Министр обороны многократно повторял, что нашим практическим делам предшествовала огромная аналитическая работа по всем направлениям. Мы отдавали себе отчёт, что затрагиваем очень серьёзный пласт проблем, в том числе и острых. И мы говорили, что будем стараться работать в рамках существующих кадровых технологий. У нас сегодня в Вооружённых Силах реально служат 220 тысяч офицеров. Почему обозначена цифра в 70 тысяч? Вы наверняка заметили, что руководством страны принято решение о создании нового вида вооружённых сил - ВКО. Военно-космическая оборона - высокотехнологичный вид Вооружённых Сил. Он будет оснащён самым современным вооружением, техникой и интегрирует воздушно-космическую оборону, РТВ, истребительную авиацию и некоторые другие войска. Все они являются высокоинтеллектуальными, технологичными и, естественно, требуют, чтобы и военнослужащий был подготовлен очень хорошо. Мы полагаем, что в этом виде войск трудно будет применить нынешнего военнослужащего по призыву. И это основная причина, которая и обусловила увеличение численности Вооружённых Сил на 70.000 офицеров. Но подчеркну - мы останемся в рамках предельной численности Вооружённых Сил - один миллион человек.
     - У нас отдельный блок вопросов по военному образованию. Значит ли это, что часть военных учебных заведений будет, скажем так, расконсервирована для доподготовки этих 70.000 человек?
     - В этом нет необходимости. Проблемы военного образования уже на протяжении нескольких десятилетий, подчёркиваю, нескольких десятилетий, скованы, стиснуты целым рядом проблем. И одна из них, я её неоднократно называл, заключается в том, что при огромной ёмкости, при огромных потенциальных возможностях они готовят сейчас единицы курсантов, слушателей, и согласитесь, что на этой основе невозможно создать, выстроить настоящий вуз, невозможно создать нормальные полнокровные кафедральные научные коллективы. Невозможно организовать научную работу курсантов, научную работу преподавателей и так далее, и так далее. Поэтому мы должны и дальше идти по тому пути, который обнародовали несколько лет тому назад.
     - То есть это укрупнение?
     - Интегрирование наших вузов, научных школ, укрупнение специальностей подготовки военных специалистов, чёткое выделение в рамках направлений подготовки специальностей, подготовки специализаций. И, конечно, интеграция военного образования с наукой, причём не только с военной. И, конечно, связь с практикой. Только такая триада позволит готовить современного военного специалиста. Если этого не сделаем, мы обречены, к сожалению, на неуспех.
     - А есть ли среди наших военных вузов определённый образец?
     - Сразу и, может быть, с особой силой подчеркну, что у нас нет негодных образцов. Я приглашаю вас в любое военно-учебное заведение на выбор. Недавно у вас в программе был начальник одного из наших военно-учебных заведений. И вы имели возможность, наверное, задавать вопросы ему по поводу организации образовательного процесса. У нас военно-учебные заведения в целом все неплохие. Но, отвечая на вопрос, а есть ли образцы, я бы критично сказал: образцов нет. Мы к ним идём, к этим образцам. Понимаем, что нужно делать, знаем, к какой цели необходимо прийти.
     Но есть образцы, как мы раньше говорили, передового опыта. Наиболее сильно мы продвинулись в Воронежском авиационном инженерном университете. Он объединил несколько вузов. Открыто несколько направлений подготовки. По сути дела, все виды обеспечения авиации сосредоточены там, в Воронеже. Он включил в себя науку, некогда 5-й Центральный научно-исследовательский институт, который, кстати говоря, располагается на тех же территориях, на тех же площадях, что и наш военный университет. Очень много сделано в решении всех других вопросов, начиная с организации образовательного процесса, внедрения инновационных форм обучения, это тоже очень важно. Мы сегодня на том этапе, когда доска, мел, разрезные детали и части должны уходить. Сегодня интерактивная форма обучения позволяет пойти дальше, моделировать всё в трёхмерном изображении. Наконец, много сделано в плане решения социальных проблем. Решена жилищная проблема. Построен современный офицерский клуб. Всё это можно посмотреть на месте.
     - То есть существуют определённые элементы, составные части, на основании которых можно всю систему военного образования выстроить так, как нужно?
     - Да, всё это существует. Полагаем, что мы близки к завершению концепции нашего ведомственного образования. Мы провели ряд презентаций этой концепции. И получили поддержку...
     Мы не хотим замыкаться только на возможностях наших военно-учебных заведений. И в концепции реформирования системы военного образования заложены возможности использования передовой гражданской высшей школы. Тем более что у нас сложились деловые отношения с целым рядом наших учебных заведений, где готовят очень хороших специалистов, востребованных и в Вооружённых Силах Российской Федерации.
     - А как себя оправдали военно-учебные центры?
     - У нас было два экспериментальных выпуска в Московском авиационном институте (МАИ), и наши оценки очень неплохие. Выпущено, правда, немного - несколько десятков молодых специалистов. Они получили офицерские звания, и все распределены. Все работают в интересах Космических войск. Работают по своим специальностям.
     - Ещё один непростой вопрос, который связан с подготовкой нового сержанта. Можно ли сегодня говорить о каких-то конкретных результатах?
     - Вы правы. Вопрос оказался гораздо сложнее, чем нам представлялось, когда мы взялись за его практическую реализацию. Это касается всех составляющих. Начну, может быть, с вопроса о том, кто должен идти на военную службу по контракту на должности профессиональных сержантов. Не буду скрывать, что у нас в Министерстве обороны по этому поводу имели место быть достаточно жаркие дискуссии: «А давайте на сержантов позовём военнослужащих, отслуживших по призыву 6 месяцев», «А давайте будем приглашать тех, кто отслужил в армии»... В конечном счёте победила точка зрения, и мне кажется наиболее правильная, суть которой в том, что в контрактники должны приходить люди не только с армейским, но и с жизненным опытом. То есть те, кто отслужил в армии, где-то поработал, набрался жизненного опыта. Осознавшие своё призвание, мотивированные на военную службу. Собственно говоря, мы и будем реализовывать эти подходы. И два набора в военно-учебные заведения мы провели как раз по таким правилам. Мне кажется, мы не ошиблись с набором. Моё личное общение с теми, кто обучается по программам среднего профессионального образования, убедило в этом. Это очень хорошие ребята, производят очень сильное впечатление, в том числе и на журналистов, которые там работали.
     - Но они в войска ещё не пошли?
     - Пока нет.
     - Ещё одна проблема, которую необходимо решать, - придание новым сержантам должного статуса. Ведь у нас в обществе даже лейтенанта порой не воспринимают ещё как настоящего офицера...
     - Думаю, что невозможно решить проблему статуса какой-то одной категории военнослужащих: военнослужащего-призывника, военнослужащего-сержанта, военнослужащего-офицера... Мне кажется, нужно работать в направлении повышения статуса, престижа военной службы, статуса офицера, сержанта, рядового... Надо решать в общем эту проблему. И по большому счёту понятно, как её решать. Применительно к сержантам я полагаю, что мы сделали принципиально верный первый шаг. Мы пригласили на обучение, по моим личным ощущениям, впечатлениям, очень приличных ребят. Считаю, что они после распределения, назначения в войска в подразделениях будут пользоваться уважением.
     - Давайте перейдём к жилищному вопросу. Как он решается в Вооружённых Силах?
     - Я бы сразу хотел сказать, что мы свои обещания выполнили. Мы выполнили поручение руководства страны. Я здесь должен дать определённый комментарий. По состоянию на 1 января 2009 года, то есть на конец 2008 года, в списках очередников было 90.700 человек. И наши обещания адресовались тем, кто реально был в очереди, нуждался в обеспечении постоянным жильём. За эти два года мы получили, осознанно говорю - получили, то есть построили, купили на рынке, 98.500 квартир. Проблема в том, что не все 98.500 квартир к настоящему времени оформлены. Мы увязли в оформлении построенного жилья. Конструкция этого оформления оказалась очень тяжёлой. Мы занимаемся сейчас приоритетно, в том числе вносим предложения по корректировке российского законодательства, чтобы упростить путь от построения или приобретения жилья до получения его конкретным военнослужащим. Сегодняшняя законодательная конструкция предполагает, что мы выдаём военнослужащему жильё, находящееся в собственности Российской Федерации. Значит, мы должны построить или купить жильё, оформить его в собственность Российской Федерации и лишь после этого приступить к процедуре, тоже достаточно затяжной, распределения и предоставления жилья конкретному военнослужащему.
     - Достаточно большое количество офицеров, которые выведены за штат, но до сих пор не уволены, потому что государство должно предоставить им жильё...
     - В настоящее время у нас по абсолютно разным причинам в распоряжении находится около 40.000 офицеров. Но это не значит, что они находятся в распоряжении только из-за жилья. Мы не спешим увольнять молодых офицеров, которые находятся в распоряжении. Недавно я докладывал министру обороны, просил его согласия на организацию переподготовки офицеров, которые находятся в распоряжении, на другие специальности. Мы готовы идти даже по пути второго высшего образования, чтобы заменить тех офицеров, которые находятся в распоряжении.
     - Не секрет, что в связи с сокращением должностей многим молодым офицерам предлагают сержантские должности.
     - У нас в настоящее время есть такая категория офицеров. Это чуть больше 7.000 офицеров, которые находятся на сержантских должностях. Но мы достаточно активно работаем с этой категорией. И я думаю, нам потребуется не так много времени, чтобы все желающие занять офицерские должности такую возможность получили.
     - Как вы считаете, сколько времени потребуется, чтобы разобраться с сержантскими, офицерскими должностями, закрыть вопрос по жилью?
     - Здесь нужно учитывать один очень существенный факт. Картина по обеспечению жильём выглядела бы иначе, если бы мы не уволили такое большое количество офицеров. Офицеры, увольняясь, взамен военной службы, которая предполагает бескорыстие, выбирали благо, жильё. Молодой офицер, 5 лет отучившийся и 5 лет отслуживший, в общей сложности набравший 10 лет выслуги, имеет право при увольнении по 3 статьям получить жильё. И если он подаст соответствующий рапорт, мы не имеем права уволить его, не предоставив жилья. Это достаточно молодые офицеры, которые увольнялись по организационно-штатным мероприятиям. Они получали право внеочередного, приоритетного получения жилья.
     - Но это не корысть со стороны офицера, а вынужденное обстоятельство...
     - Полагаю, у тех, кто мотивирован на военную службу, всегда есть возможность остаться в строю. Подчеркну, всегда. Это я говорю абсолютно убеждённо. Тем не менее наши наработки, подкреплённые бюджетным финансированием, говорят о том, что в течение 2011 и 2012 годов мы полностью закроем жилищную проблему по офицерам, которые стали на учёт на получение жилья в последнее время, и фактически ликвидируем очередь на постоянное жильё.
     - Николай Александрович, не менее важны вопросы по денежному содержанию военнослужащих и пенсиям военных пенсионеров...
     - Я бы попросил вас по этой теме провести очень лаконичный разговор. На самом деле все цифры уже многократно названы, их нужно реализовывать, и они будут реализованы. Но почему я прошу вас об определённой деликатности? Есть многовариантность решения этой проблемы. Есть варианты выхода на эти конкретные озвученные цифры. Мы сейчас работаем, в том числе совместно с финансово-экономическим блоком Правительства Российской Федерации. Назывались такие цифры: лейтенант - 50.000 рублей. Это нижняя планка. Эти подходы сохраняются. Мы обязаны выйти на этот уровень денежного содержания. Мы прорабатываем вопрос и по районным коэффициентам. Это также должно финансово учитываться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex