Об офицерских династиях принято говорить с гордостью. Не секрет, что сыновья, следующие по стопам отца, к выбору профессии подходят более осознанно и другого предназначения для себя не видят. 200 лет, отданных защите Отчизны, – примерно таков общий стаж кадровой военной службы династии Соколовых.
Генерал-полковник в отставке Валерий Соколов (сын бывшего министра обороны СССР Маршала Советского Союза Сергея Соколова) более пятнадцати лет передаёт свой бесценный опыт слушателям командно-штабного факультета Военной академии Республики Беларусь, помогая постичь им тонкости оперативного искусства. Во время нашего разговора он скромно умолчал, что имеет учёную степень доцента, является почётным членом Академии военных наук Российской Федерации, разработал более 20 учебных и учебно-методических пособий, принимал участие в 5 научно-исследовательских работах, написал 11 научных статей. Не сказал он и о том, что его ратная служба отмечена двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степени.
На фронт... в чемодане
Родился Валерий Соколов в Приморском крае, в далёком городке Уссурийске, где в то время служил его отец – подполковник Сергей Соколов. 1940 год – время нелёгкое, в воздухе уже витало какое-то напряжение. Все чувствовали, что в один прекрасный день что-то случится. Вопрос был: когда? Однажды танковый батальон, которым командовал Сергей Леонидович, подняли по тревоге и отправили на запад. Через некоторое время вслед за батальоном эшелонами переправили на Украину и семьи военнослужащих. Вой сирены и голос Левитана, извещающий о начале войны, застал жену комбата Марию Самойловну с годовалым сыном в Чугуеве, что в двадцати километрах от Харькова. События развивались стремительно, немцы форсировали Днепр, началась эвакуация. С последней полуторкой Соколовы бежали с украинской земли.
«Самое страшное заключалось в том, что бежать было некуда: родственники отца находились в Риге, а там тоже были немцы. По территории Советского Союза мы скитались до 1943 года, а потом мать решила поехать к отцу. По полевой почте она узнала, что отец служит начальником штаба Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Карельского фронта. Встал вопрос: как добраться с ребёнком на фронт? Ведь все эшелоны проверялись, в каждом находился патруль. С расстояния более чем в полвека особенно ясно видишь, какая ноша легла ей на плечи. Какую великую силу духа надо было иметь в те годы женщине-матери, чтобы не впасть в отчаяние и не сдаться».
Однако, как известно, если женщина чего-то очень хочет, она обязательно этого добьётся. Так произошло и в той ситуации. На железнодорожной станции Мария Самойловна подошла к трём лейтенантам, убывающим на фронт, и попросила взять её с собой. Целеустремлённость и отважность этой хрупкой женщины настолько поразила молодых офицеров, что на свой страх и риск они пустили её в вагон. Когда в пути по эшелону проходил патруль, трёхлетний Валера прятался в чемодан. Так в чемодане он и прибыл на Карельский фронт, где находился с отцом и матерью до окончания войны.
После войны отца Валерия Сергеевича направили в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, где он был одновременно и слушателем, и начальником курса. Полковник Соколов был действительно талантливым офицером, поэтому неудивительно, что после окончания академии ему предложили остаться преподавателем. Сергей Леонидович отказался наотрез. «Я не прошёл полковое звено!» – решительно заявил он кадровым работникам, и его направили в Германию – командиром танкового полка. Семья же осталась в Москве.
На перекрёстке дорог
Когда пришла юность, выбором, кем быть, Соколов не мучился. Только военным! Сомнения были в одном: лётчик или танкист? Отбор в авиацию во все времена был очень серьёзным. Но Валерия это не пугало, ведь он много лет занимался спортом. Поэтому и с физической подготовкой, и с состоянием здоровья проблем у парня никогда не возникало. Заключение медицинской комиссии: «Не годен для поступления в авиационное училище» – повергло его в шок.
«Расстроенный, я пришёл домой, но всё же у меня были какие-то сомнения по поводу заключения медиков. Ни слова не сказав родителям, с очередной партией поступающих я вновь отправился на медкомиссию. К моему счастью, повторные обследования не выявили никаких отклонений. Домой я не шёл, а летел, представляя, как обрадуются родители. Однако эта новость не вызвала у мамы никаких положительных эмоций. Она просто молчала, а из её глаз катились слёзы: не хотела она отпускать сына в небо. Я не мог допустить, чтобы она страдала, поэтому и уехал в Киевское танко-техническое училище».
В августе 1961 года Валерий Соколов надел курсантскую форму, а ещё через месяц принял военную присягу, текст которой запомнил на всю жизнь. Годы учёбы пролетели как одно мгновение. Отец, к тому времени уже генерал-лейтенант, по праву мог гордиться сыном. «Старание в службе и учёбе, умение анализировать пройденный материал, неуёмная тяга к изучению всех новшеств в танкостроении» – такой характеристики удостоился выпускник лейтенант Соколов. Уже тогда Валерий понял, что «профессия Родину защищать» – это дело всей его жизни.
Ступени военной карьеры
Распределение на находившийся в подмосковной Кубинке Научно-испытательный автобронетанковый полигон определило всю дальнейшую судьбу офицера. Вначале он был техником роты полка обслуживания, а спустя некоторое время его назначили старшим техником-испытателем полигона. Самостоятельно и в составе группы он испытывал не только советские, но и зарубежные, в том числе трофейные, образцы бронетанковой техники.
Таких людей, как лейтенант Соколов, принято называть трудоголиками: он работал на износ, не замечая порой смены дня и ночи, ставил перед собой труднейшие задачи и обязательно их решал.
По-другому просто не мог. Впрочем, такого слова – трудоголик – тогда ещё не было, и об офицере Соколове говорили просто: молодец, хорошо служит, отлично работает. Служба на испытательном полигоне сыграла решающую роль в подготовке будущего танкиста-профессионала. Через четыре года он поступает в Военную академию бронетанковых войск. В дальнейшем в его офицерской жизни всё шло своим чередом: командир танкового батальона, заместитель командира полка, командир полка, заместитель командира дивизии, командир дивизии. Надо заметить, что путь офицера Соколова к вершинам карьеры пролегал не по коридорам учреждений, а через траншеи, окопы, блиндажи.
«Что вы считаете своей самой значимой победой на военной службе?» – интересуюсь у Валерия Сергеевича. Он, не задумываясь, отвечает:
- Переход через Карпаты.
«Однажды в 128-ю мотострелковую дивизию с инспекцией прибыл министр обороны СССР и приказал построить танковый полк. В парадной форме офицеры предстали перед Маршалом Советского Союза Андреем Гречко. Вызвав из строя командиров рот и батальонов, он объявил: «Боевая тревога!» После этого подозвал меня к себе и потребовал карты. Отметив место нахождения дивизии и место расположения
Львовского учебного центра, красным карандашом нарисовал полосу и спросил: «Сколько времени вам необходимо, чтобы туда дойти?» Расстояние-то небольшое – километров 250, но весь путь лежал через горы, буковые и грабовые заросли. Выпросил я у него неделю. Марш оказался очень сложным: маршрут был неизведан, приходилось танками валить лес. К тому же на пути следования находился трубопровод «Дружба». В одном месте мы прошли под ним по реке, а в другом случае пришлось положить мостоукладчик и таким образом совершить переход. Только сейчас я представляю, какой это был риск! А тогда об этом не думал. Передо мной стояла боевая задача, и я любой ценой должен был её выполнить. В итоге дивизия прибыла в указанный район в назначенное время».
Так состоялось боевое крещение, которое показало, что не напрасно тренировал полковник Соколов «мускул, своё дыхание и тело с пользой для военного дела», впитывал боевой опыт командиров, прошедших через горнило Отечественной войны. Оценкой выполнения этой боевой задачи стала генеральская звезда на погонах. Однако надо отметить, что комдива к присвоению очередного воинского звания никто не представлял, всё решил «его величество случай».
Однажды, просматривая очередные «звёздные» списки, министр обороны спросил: «А где командир 128-й мсд?» Ему ответили, что никакого представления не было, тогда маршал Гречко своей рукой вписал в список фамилию полковника Соколова. Через некоторое время вновь испечённого генерал-майора направили в Военную академию Генерального штаба, после окончания которой он принял должность начальника штаба 6-й танковой армии, а в 1983 году стал командующим этой армией. После распада Советского Союза его назначили начальником штаба управления Главного командования войск Западного направления. На этом поприще он проявил свой талант не только как военный профессионал, но и как серьёзный политик и дипломат. Тот период оказался очень сложным, и на долю генерал-полковника Соколова и его сослуживцев выпала серьёзнейшая миссия, связанная с выводом советских войск. Однако эта миссия сыграла и роковую роль в судьбе генерала. Военная служба на западном направлении оказалась завершающей в его послужном списке.
Вызов, брошенный жизнью
Начало девяностых годов. Генерал-полковник Валерий Соколов полон сил и новых замыслов. Впереди новые горизонты и «планов громадьё». Но вдруг в один момент его скосила болезнь. Три месяца без сознания. Три года в госпиталях. Практически он уходил из жизни: отказали все органы, он не слышал, не видел, не осязал, отнялись руки и ноги. По мнению многих медицинских светил, у него не было никаких шансов выжить. В замечательном кинофильме «Всё остаётся людям» академик Фёдор Дронов в предчувствии летального исхода произносит: «У нас есть святое за душой. Именно у нас... Жизнь – это сражение... Жить – это значит бороться и создавать. А иначе зря родился, напрасно существовал, навсегда умер...» Может быть, об этом думал и Валерий Сергеевич, когда несколько месяцев находился между жизнью и смертью, когда заново учился дышать, сидеть, ходить, смотреть на мир. Он победил смерть, и не только победил, но и заново стал в строй. Наверное, именно о таких, как герой нашего очерка, и писал Николай Тихонов: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».
Сердце отдаю семье
В народе говорят: «Счастье – это когда человек утром с удовольствием идёт на работу, а вечером с не меньшим удовольствием возвращается домой». В этом отношении Валерий Соколов по-настоящему счастливый человек. Признаётся, что семья – жена, дочь, сын и внуки – для него самое дорогое в мире. Дети Соколова также так или иначе связали свою жизнь с армией. Дочь Елена, окончив медицинский университет, вышла замуж за офицера и уехала в Россию. У неё две дочери, дедушка души не чаял во внучках, но всё же лелеял надежду, что дети подарят ему и внука. Ведь династия Соколовых обязательно должна продолжаться.
А она поистине уникальна. Надо заметить, что армейской дорогой, несмотря на отговоры отца, пошёл и младший брат Валерия Сергеевича – Владимир. Он окончил три военные академии: имени А.Ф. Можайского, бронетанковых войск и Генерального штаба. Прошёл все основные должности в войсках: командир полка, мотострелковой дивизии, первый заместитель командующего армией в Группе советских войск в Германии, командующий армией в Закавказском военном округе. Был в его судьбе и Афганистан – он служил начальником штаба 40-й армии. Завершил службу генерал-полковник Владимир Соколов в Гостехкомиссии при Президенте РФ.
«Быть продолжателем династии и хранителем офицерской чести всегда почётно и престижно. Но являться потомственным военным очень трудно. Всегда задаёшься вопросом: «А что скажут, если...» Это мы с братом испытали на себе. Отец был для нас непререкаемым авторитетом. Он прошёл большой путь, знал победы и, увы, поражения. В 1938-м он, лейтенант-танкист, громил японских самураев на Хасане, затем воевал на фронтах Великой Отечественной. Прошёл все ступеньки военной иерархии – от комвзвода до министра обороны СССР. На его кителе – орден Красной Звезды, три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, орден Суворова, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией», все и не перечислишь. Маршалом отец стал в 1978 году, но почивать на лаврах не пришлось: началась афганская война. В апреле 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за личное мужество и умелое управление войсками, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением второго ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Участвовал и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В декабре 1984 года отца назначили министром обороны. К сожалению, раскрыть все свои способности в этой должности ему не удалось, всему причина – «перестройка». Однако он и сегодня в строю, в свои 99 лет работает советником при Министерстве обороны РФ».
Продолжателем семейной династии стал и сын Валерия Сергеевича, названный в честь деда Сергеем. В семье никто не сомневался в том, что он пойдет дорогой Соколовых-старших. Просто по-другому и быть не могло. Подполковник Сергей Соколов также танкист, был командиром взвода, роты, заместителем командира батальона, сейчас преподаёт в университете. Ему начертано судьбой умножать достижения деда, отца и дяди.
- Быть военным, да ещё и в такой семье, очень ответственно. Ведь многие наблюдают не за твоими победами, а ждут, когда же ты совершишь ошибку. Поэтому и собственные успехи, добытые потом и кровью, становятся более ценными, – признаётся Сергей Валерьевич.
Бредит армией и его сын – четырёхлетний Дима. Самые лучшие для парня подарки – атрибуты военной службы. Когда дедушка приходит в гости, внук всегда встречает его в танковом шлеме и с полевой офицерской сумкой. Вопрос о том, кем он будет, отпадает сам собой, ведь мальчишка родился в День танкиста. «Так что быть военным ему свыше предопределено», – шутят в семье Соколовых. Кто знает, какой жизненный выбор сделает Дима в будущем, одно можно сказать определённо: военная династия Соколовых продолжается, ведь Валерий Сергеевич, как и раньше Сергей Леонидович, сумел передать своим детям и внукам главное – любовь к Родине и военной службе.
На снимках: Лейтенант Валерий Соколов, Кубинка, 60-е годы (крайний слева); Маршал Советского Союза Сергей Соколов, 2010 г. (в центре).