на главную страницу

22 Февраля 2011 года

Офицеры России

Вторник

И век спустя не меркнет слава...

Подготовил Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
  Фото из архива автора.



     ОДНИМ из тех, кто навечно вписал своё имя в историю Российского флота, стал герой русско-японской войны контр-адмирал Всеволод Фёдорович Руднев.
     Он родился в августе 1855 года в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). В то время его отец, капитан 2 ранга Фёдор Николаевич Руднев, был командиром Рижской брандвахты. Род Рудневых, дворян Тульской губернии, с 1616 года владел имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев, участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого («За храбрость»). Отец – Фёдор Николаевич, герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году вышел в отставку, имея чин капитана 1 ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году. После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии. Там Всеволод Руднев окончил гимназию.
     В сентябре 1872 года Всеволод Руднев поступил в Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров Военно-морского флота – Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память о боевых заслугах его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).
     На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы участвовал в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.
     Весной 1876 года Всеволод сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая того же года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 год звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).
     Руднева назначили на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года – в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.
     Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года он находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).
     С апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1 ранга Е.И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенант. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу – «Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах».
     После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887 гг.), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.
     В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1 ранга Н.К. Шван, был героем обороны Севастополя в Крымской войне.
     C 1 августа 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1 ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.
     4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут». В 1893 году Руднев получил чин капитана 2 ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С.О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании. Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».
     В декабре 1897 года Руднева назначили командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка – сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.
     31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка». В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный в Германии для России. Руднев привёл его из порта немецкого города Эльбинг в Кронштадт. Поход оказался нелёгким: преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.
     В 1900 году Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1 ранга.
     В ДЕКАБРЕ 1902 ГОДА вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович был назначен командиром крейсера «Варяг». На корабль Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых проделал в качестве командира.
     Крейсер «Варяг» был заложен в 1898 году. Его строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан Военно-морскому флоту Российской империи и в 1901 году вступил в строй.
     В самом начале русско-японской войны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо. Там же находились корабли других стран, в частности Англии, Франции, США. 26 января (8 февраля по новому стилю) 1904 года японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров – «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тысячи человек) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.
     27 января (9 февраля) командир «Варяга» получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Командиры иностранных кораблей были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Командиры кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль наши корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но не получив ответа, открыл огонь.
     Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1.105 снарядов, «Кореец» – 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее, и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными.
     Потери экипажа «Варяга» составили: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. Корабль из-за полученных повреждений не имел возможности продолжать бой. Оставшиеся орудия и оборудование на крейсере были по возможности уничтожены, а сам «Варяг» затоплен путём открытия кингстонов, «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
     Бой и гибель «Варяга» восхитили даже противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
     В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда. 7(20) июля 1913 года в возрасте 57 лет В.Ф. Руднев скончался. Похоронен он был возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино.
     ЧТО КАСАЕТСЯ крейсера «Варяг», то в 1905 году он был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя». Более семи лет корабль использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года находился в походе к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года.
     Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг спустили, и 5 апреля 1916 года крейсер перевели во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
     В феврале 1917 года корабль ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году его перепродали германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями.
     Уже в нынешнем веке в 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.
     Кстати, говоря о потомках Всеволода Федоровича, стоит отметить, что Рудневы воспитали троих сыновей – Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним переехал жить и старший сын с женой. Потом они перебрались к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они оказались во Франции. После окончания Второй мировой войны старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции...
     13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхон. 25 июля, в канун Дня Военно-морского флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер «Варяг» – обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже. Впоследствии выставка побывала в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.
     11 ноября 2010 года в посольстве России в Сеуле в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхона гюйса крейсера «Варяг» на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока.
     Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая – «Варяг» («Плещут холодные волны...»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая – самая популярная – «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» («Наверх, вы, товарищи, все по местам...»; музыка А. С. Турищева, стихи Р. Грейца в переводе с немецкого Е. Студенской). В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер «Варяг».
     Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Главком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
     30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. 9 августа 1992 года в селе Савино состоялось открытие надгробного памятника Рудневу.
     9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата. Ровно через четыре года к 100-летию подвига крейсера «Варяг» новый музей в специально построенном здании был открыт и в селе Савино.
     Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники командиру крейсера установлены в Туле, Новомосковске и деревне Русятино Заокского района Тульской области. Улицы, названные в честь Руднева, есть во Владивостоке, Хабаровске и Севастополе, в Липецке – переулок.
     В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е. Михайлову. В селе Вутабоси Канашского района Чувашии освящена церковь Святого Пророка и Крестителя Иоанна. Любопытно, что там на одном из зданий сохранилась мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904–1905 гг. комендор крейсера «Варяг» Зиновьев Канон Зиновьевич».
     На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Ленделфут, установлен памятник. В честь исторического морского сражения в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Причём мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой...
     На снимках: В.Ф. РУДНЕВ; крейсер - на марке 1972 года; крейсер «Варяг» на рейде Кронштадта в мае 1901 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex