на главную страницу

25 Февраля 2011 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Хоть и дальние, но наши

    Курилы
    О Курилах говорят и пишут сейчас много. Мне они знакомы со школьной скамьи по воспроизведённой в учебнике истории репродукции картины художника Андрея Плотнова «Десант на Курильских островах». Её я отношу к одним из лучших живописных полотен о войне. Сколько экспрессии в лицах, фигурах советских моряков, словно восставших из пучины морской, и кажется, никаким каменным утёсам не сдержать их наступательного порыва.
    Первый достигший берега матрос сражён пулей. Но не сдаётся и силится подняться... Это, кстати, о цене за Курилы. За них мы заплатили кровью, человеческими жизнями. И вовсе не для того, чтобы потом в угоду кому-то их уступить.
    В середине 1950-х годов по радио часто звучала романтическая «Морская песенка» Никиты Богословского в исполнении Марка Бернеса: «Когда кончал я плаванья далёкие,/ То целовал гранит на пристанях/ В родном Крыму и во Владивостоке я,/ Эх, на Курильских дальних островах,/ На самых дальних наших островах». Обратите внимание: острова-то хотя и дальние, но наши!
    Один из курильских островов, Шикотан, знаком мне в деталях из захватывающих рассказов двоюродного брата. В 1960-е он три года служил там в морских частях погранвойск.
    Особенно же запомнился мне зачёт по истории военного искусства в Военном институте иностранных языков. Принимавший его полковник предложил мне рассказать о высадке десанта на остров Сюмусю Курильской гряды во время войны с Японией. Полученных от брата знаний о Курилах не хватило, и пришлось идти на зачёт ещё раз, предварительно выучив всё назубок и сделав для себя определённые выводы, ставшие убеждением.
    Так что, как видите, даже у меня, никогда не бывавшего на Курилах, многое в жизни связано с этим уголком дальневосточной земли, дорогой каждому российскому патриоту. Не следует забывать и то, как твёрдо однажды прозвучало сразу после Великой Отечественной войны: «Курильские острова будут навечно принадлежать Советскому Союзу».
 ||  Подполковник в отставке Анатолий ИСАЕНКО, участник боевых действий. Москва.



Допризывная подготовка — веление времени

    Образовательный стандарт
    После 27-летней службы на флоте я вот уже более 20 лет преподаю в Арктическом морском институте имени В.И. Воронина. Участвую в подготовке для морского флота специалистов среднего звена. Согласно штатному расписанию должность моя - руководитель допризывной подготовки, предмет же, который веду, - безопасность жизнедеятельности. Как известно, это не одно и то же.
    Сегодня, когда срок службы по призыву предельно сокращён, когда солдат, матрос за отведённый ему год не в состоянии в совершенстве овладеть своей боевой специальностью, возникла необходимость в основательной военной допризывной подготовке молодёжи. Чтобы юноша, приходя в армию и на флот, уже был вооружён первичными военными знаниями и навыками, чтобы курс молодого бойца у него начинался не с нулевой отметки.
    На состоявшемся в Рязани 22 апреля 2009 года заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул, что «нам нужно создавать действенную современную систему допризывной подготовки молодёжи». Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал армии Николай Макаров высказался за введение в учебный процесс образовательных учреждений 140-часовой программы допризывной подготовки.
    Считаю, что для средних специальных учебных заведений морского и речного транспорта 140 часов достаточно, чтобы без особых затрат готовить специалистов для кораблей ВМФ на уровне командиров отделений БЧ-1, БЧ-4, БЧ-5, БЧ-7, тем более мы имеем схожую учебно-материальную базу и практически единую направленность обучения по военно-учётным специальностям.
    Недавнее обнародование проекта образовательного стандарта, где в числе обязательных дисциплин для старшеклассников значится и моя «родная» безопасность жизнедеятельности, меня отнюдь не обрадовало: ведь это то же ОБЖ, с той же 68-часовой программой. И никакой тебе допризывной подготовки.
 ||  Капитан 2 ранга в отставке Александр ЦОЙ. Архангельск.



Мгновенье, ты прекрасно!

    Отклик
    Опубликованная 14 января вместе с заметкой «На все 100» фотография заставила меня вспомнить свою артиллерийскую молодость, и ностальгическая иголочка помимо моей воли кольнула в сердце. И как тут было не удержаться, чтобы не прокомментировать снимок для неартиллеристов, которые могли пропустить эту удачу фотографа.
    Случайно или нет получилось это у него, но запечатлел он самый динамичный момент - момент выстрела. Вокруг ствола застыл ещё не развеявшийся пороховой дым. Словно зависли в воздухе разлетевшиеся во все стороны комья земли.
    На переднем плане слева от коллиматора командир орудия - судя по всему, из контрактников. Он весь в работе. В правой руке - прижатая к уху гарнитура радиостанции: держит связь со старшим офицером батареи. В левой - блокнот и флажок, пока они не в деле, но придёт и их черёд. Лицо обращено в сторону заряжающего - это чтобы ухом не «схватить» выстрел, а для большей подстраховки на секунду-другую он повернулся спиной к полю. Орудие-то мощное: надёжно упёршиеся в грунт прочные станины, широкие шины боевого хода источают спокойную и надёжную силу. Судя по дульному тормозу, форме щита и каткам на станинах, это 152-мм пушка-гаубица Д-20.
    Выброшенная из зарядной каморы гильза ещё не успела упасть на землю, и заряжающий спокойно провожает её взглядом, стараясь тем не менее, чтобы не угодила ему на ноги. Наводчик чуть наклонился вперёд, готовый сделать положенную запись в своём блокноте.
    Остановленное мгновение выстрела. Для кого-то это плоская картинка, для меня же - звучащая музыка артиллерийского боя. Неартиллеристу этого не понять. Как и мне - упоение пехотинца атакой переднего края. Видно, у каждого рода войск есть свои застывшие прекрасные мгновения, есть своё упоение в бою.
 ||  Подполковник запаса Сергей ПЕТУХОВ. Гусиноозёрск, Республика Бурятия.



Спасло чекистское братство

    Благодарность
    Год назад я серьёзно заболел. Боль не давала заснуть. Левая рука отказывалась слушаться. Однако здесь, на Украине, помочь мне врачи так и не смогли. Более того, занесли инфекцию. После восьми месяцев лечения мне стало ещё хуже. На «скорой» увезли в больницу. Сделали операцию. Лучше, однако, не становилось. Держалась температура, боль не отпускала. Казалось, всё кончено...
    И здесь на помощь пришли бывшие сослуживцы по Забайкалью, проживающие сегодня в Москве. Сам не ожидал, что встречу с их стороны такую поддержку. Меня положили в клинику Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где врачи буквально за десять дней поставили меня на ноги!
    Благодаря профессионализму профессора генерал-майора медицинской службы Владимира Михайловича Шаповалова, кандидата медицинских наук полковника медицинской службы Владимира Васильевича Хоминца, всего медперсонала мне стало лучше. Представьте чувства человека, который впервые за долгие месяцы смог самостоятельно одеться, принять душ...
    От всего сердца благодарен ветеранской организации Департамента контрразведки ФСБ и лично Григорию Максимовичу Казимиру. Огромное человеческое спасибо председателю совета Региональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки» Касиму Ибрагимовичу Яхиену. Благодарю за поддержку коллег-чекистов Ивана Ивановича Гореловского, Владимира Ильича Верещагина, Павла Владимировича Жукалина. Я 40 лет прослужил в контрразведке и теперь ещё раз убедился, что в беде мы друг друга не бросаем.
 ||  Генерал-майор в отставке Анатолий РЕЗНИЧЕНКО. Днепропетровск, Украина.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex