на главную страницу

26 Февраля 2011 года

Страна и мир

Суббота

ГОД ЯНУКОВИЧА

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Исполнился год со дня инаугурации президента Виктора Януковича. За это время новая украинская власть, учитывая опыт предшественников, провела масштабное наступление на всех фронтах – административном, экономическом, политическом – и взяла под свой полный контроль все сферы жизнедеятельности государства. Особо пристальное внимание команда Януковича уделила вопросам укрепления обороноспособности страны и определения места Украины в сложившейся на сегодняшний день системе обеспечения европейской и мировой безопасности.

     В конце прошлого года министерство обороны страны обнародовало результаты второго оборонного обзора и представило проект стратегического оборонного бюллетеня Украины на период до 2025 года. А президент Виктор Янукович уже в январе заявил о необходимости создания «новых вооружённых сил» страны.
     Как полагают эксперты, необходимость изменений в национальных вооружённых силах вызвана тем, что со времени первого оборонного обзора (2004 год) политика украинских властей сводилась к хаотичному реформированию армии в условиях отсутствия необходимых для этого ресурсов, а главными разрушающими жизнедеятельность ВСУ факторами являлись крайне неудовлетворительное их финансирование и материально-техническое обеспечение, а также несовершенство механизмов социальной защиты военнослужащих.
     Предыдущий глава государства Ющенко со своими коллегами по «оранжевой» революции бросились под натовский зонтик, однозначно увязав безопасность Украины именно с этим военно-политическим альянсом, сбросив тем самым со своих плеч ответственность за состояние собственных вооружённых сил.
     Совсем по-другому смотрит в завтрашний день команда Виктора Януковича. Для неё, видимо, очевидно, что Украине сегодня противостоит целый ряд вызовов и угроз, справиться с которыми в условиях подталкивания к необходимости выбора между существующими сегодня региональными системами безопасности чрезвычайно проблематично – геополитическая ситуация лишает её такой возможности. «Если мы посмотрим на последние десять-пятнадцать лет, то увидим, что мы пытались строить нашу систему безопасности за счёт идеи вступления в НАТО, которая никогда не имела даже относительного большинства поддержки украинского народа. Если мы в дальнейшем будем строить систему, которая не имеет большинства поддержки украинского народа, то такая безопасность не будет реальной и стойкой», – заявил недавно известный украинский дипломат Александр Чалый.
     По его словам, на сегодняшний день вхождение Киева в Североатлантический альянс (к чему его активно до сих пор подталкивают) или в другой оборонительный союз может лишь обострить внутриполитическую, а следом и экономическую ситуацию. А Украине и помимо этого есть на что обратить первоочередное внимание: отсутствие крепкой экономики; быстрая потеря конкурентоспособности; наращивание социально-политического конфликта; проблемы с собственной обороноспособностью.
     И это прекрасно понимает нынешнее руководство Украины, которое значительно скорректировало внешнеполитический курс, сделав в нём упор на восточный вектор. «Мы вернули отношения с Россией к нормальному состоянию, благодаря этому также улучшились отношения Украины с Евросоюзом. Нам удалось достичь равновесия в треугольнике Европа – Россия – США, которой соответствует положению Украины на международной арене», – подчеркнул на днях в своём интервью польской газете Виктор Янукович. Более того, для активизации переговорного процесса по вопросам функционирования Черноморского флота России он поручил определить приоритетные задачи на 2011 год и утвердить перечень соглашений с российской стороной, которые требуют первоочередного заключения. А МИД страны поручено «окончательно согласовать с российской стороной проект декларации о содержании украинско-российского стратегического партнёрства с целью её подписания в рамках пятого заседания украинско-российской Межгосударственной комиссии». Продолжается активная работа подкомиссий Межгосударственной российско-украинской комиссии по всему спектру взаимоотношений Москвы и Киева, в том числе по демаркации и делимитации госграницы.
     Президент Янукович, надо полагать, учитывает складывающуюся ситуацию во взаимоотношениях Россия – США и Россия – НАТО. Во всяком случае, он не случайно продвигает идею «моста между Западом и Востоком». Украина, говорят её официальные представители, может стать «золотым звеном», связывающим две основные системы региональной безопасности, действующие на пространстве от Атлантического до Тихого океана: НАТО и ОДКБ. Ведь реалии сегодняшнего дня, да и завтрашнего тоже, рано или поздно подтолкнут Североатлантический альянс к необходимости плотного сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности.
     Украина, развивая отношения с обеими структурами, органично впишется и в горячо обсуждаемую сегодня новую архитектуру европейской безопасности. Она со всей очевидностью сможет эффективно сотрудничать как на Востоке, так и на Западе с максимальным использованием сил, сближая позиции и тех и других не только в области безопасности, но и в экономике.
     Кроме того, объявив о своей внеблоковости, Украина сосредоточилась на решении внутренних проблем. Меры, предпринимаемые сегодня кабинетом министров по всем направлениям, порой непопулярные, свидетельствуют о выстраивании системы эффективного государственного менеджмента как в экономике, так и в социально-политической сфере. Впоследствии эти усилия могут положить конец и внутриукраинскому расколу, что сделает Украину предсказуемым партнёром для всех. Что, собственно, должно устроить и Запад, и Восток.
     Следующий логичный для Киева шаг – законодательное закрепление статуса нейтралитета Украины. По мнению политологов, этот статус, признанный всеми влиятельными международными субъектами, мог бы предоставить Украине дополнительные гарантии безопасности.
     Критики этой идеи говорят о дороговизне подобного проекта, так как для его осуществления необходимы боеспособные вооружённые силы, эффективная мобилизационная система, которых у страны сегодня нет.
     На этот вопрос и отвечает новый оборонный обзор и проект стратегического оборонного бюллетеня Украины на период до 2025 года. В частности, в них говорится, что на современном этапе Украина не видит непосредственной угрозы широкомасштабного применения против неё военной силы. Ожидается, что общая численность ВСУ уменьшится на 40 тысяч человек и на конец 2015 года составит 160 тысяч (130 тысяч военнослужащих), а к 2025 году сократится до 150 тысяч человек (120 тысяч военнослужащих). На вооружении будет находиться до 660 танков, 1.900 боевых бронированных машин, 800 артиллерийских систем, 180 вертолётов, 200 боевых самолётов, 28 кораблей и катеров.
     Этими силами ВСУ должны быть готовы предупредить и нейтрализовать основные вызовы, угрозы и риски, к которым отнесены: сохранение территориальных претензий к Украине и наличие конфликтных ситуаций; попытки некоторых политических сил иностранных государств осуществлять на Украине поддержку отдельных политических партий, слоёв населения по этническому, языковому, религиозному признакам; развитие и обострение регионального сепаратизма, этнической и религиозной конфронтации и ряд других.
     Для достижения этого в перечне первоочередных проблем, которые необходимо устранить, обозначены: разбалансированность и незавершённость реформ государственного управления, прежде всего в сфере безопасности и обороны; недостаточная эффективность выполнения решений исполнительной власти; несовершенство механизмов социальной защиты военнослужащих.
     Также предстоит усилить развитие силовых структур государства, обеспечение их готовности к оперативному реагированию на реальные и потенциальные угрозы, оснащение современными видами вооружения и военной техники.
     По силам ли Киеву подобная задача? Вот итоги экономического развития страны в прошлом году. «Правительству Украины удалось переломить опасные тенденции. Исполнительная власть не просто добилась формального прироста макроэкономических показателей, но и обеспечила финансовую стабильность, которая благотворно сказалась на развитии рынка. Так, по итогам 2010 года ВВП вырос на 4,1 процента, а промышленное производство – на 11. По всем формальным признакам можно было говорить о том, что в 2010 году экономика Украины медленно восстанавливалась. Если темпы восстановления в 2011–2012 годах останутся на уровне 2010 года, то экономика Украины достигнет докризисного уровня к 2013 году», – констатирует аналитическая служба РА «Эксперт-Рейтинг».
     Оптимистические прогнозы... В настоящее время ВСУ насчитывают 200 тысяч человек, из них 40 тысяч – гражданские лица, 160 тысяч – военные, из которых 60 тысяч – офицеры и генералы, 50 тысяч – военнослужащие срочной службы, 50 тысяч – контрактники. Военный бюджет нынешнего года равен 13,6 млрд. грн. «Минимальный уровень финансирования армии – это 11 млрд. грн. Такой суммы достаточно для жизни в казармах. Следующий уровень финансирования – 17 млрд. грн. – позволяет вести небольшую военную подготовку. Бюджет в 32 млрд. грн. (около 4 млрд. долл.) позволит развиваться военным», – считает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
     Потенциал для выхода из системного кризиса у Украины действительно есть. И для того, чтобы этот потенциал заработал, высшее руководство страны проводит сегодня системные реформы, в том числе в оборонной сфере. Что убедительно подтверждает прошедший год.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex