на главную страницу

1 Марта 2011 года

АРМИЯ РОССИИ: ВЕК XXI

Вторник

Командующий войсками ЗВО генерал-полковник Аркадий БАХИН:
ИДЕМ ПО ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ

Записал Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Обстоятельным и информационно насыщенным получился на этой неделе разговор командующего войсками Западного военного округа генерал-полковника Аркадия Бахина с петербургскими журналистами. Представителей СМИ интересовали самые разные вопросы, и на все они получили обстоятельные ответы. На встрече присутствовал и специальный корреспондент «Красной звезды».

     
Что работает на результат?


     - Сегодня основа Западного военного округа - межвидовая группировка разнородных сил, - отметил генерал-полковник Аркадий Бахин. - Если раньше в Санкт-Петербурге дислоцировался штаб ЛВО, то теперь на этой базе создано оперативно-стратегическое командование. Оно включает бывшие Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флоты. Это мощная межвидовая группировка, которая объединяет общие усилия в интересах решения одной задачи - защиты интересов государства на Западном стратегическом направлении.
     Изменились качественные и количественные показатели дислоцированных на территории ЗВО войск, системы военного управления, а также много различных других показателей, связанных с комплектованием соединений и частей. Начиная с 2009 года мы ушли от частей сокращённого состава: сегодня в округе 95 процентов - это части постоянной готовности. Это означает, что теперь командир занимается исключительно системой обучения и воспитания личного состава, повышением уровня боевого мастерства. Конечно, мобилизационная составляющая с округа не снята, но она резко трансформировалась - её основу составляет комплектование соединений и частей других силовых структур и ведомств.
     Сегодня личный состав срочной службы призывается на один год. В своё время были опасения, что за этот срок подготовить специалиста будет сложно, ведь молодому человеку нужно овладеть высококлассной боевой техникой и вооружением, показав соответствующий результат. Трудности были, но вносятся коррективы. Так, с 1 декабря 2010 года соединения и части Сухопутных войск занимаются по 10-месячным программам боевой подготовки.
     Важный момент - увеличение срока призывной кампании. Это положительно скажется на подготовке специалистов из числа солдат срочной службы. Если прежде мы готовили их в течение пяти с половиной месяцев, то теперь на это будет отводиться три месяца. Причём первый шаг - допризывная подготовка по линии ДОСААФ. Эта общественно-государственная организация сегодня получает достаточные средства от Минобороны РФ и должна стать эффективным помощником в освоении широкого спектра военно-учётных специальностей. В частности, водительского состава.
     Далее – интенсивная подготовка в учебном подразделении. Интенсивность достигается более рациональным использованием времени. Прежде активный учебный процесс шёл до обеда, а потом проводились мероприятия по обслуживанию техники и вооружения, личный состав заступал в наряд. Сейчас занятия идут шесть часов до обеда и два часа после него, плюс занятия в субботу. В результате количество учебных часов удалось не только сохранить, но и даже увеличить с 1.300 до 1.500.
     Во многом благодаря появлению современной тренажёрной базы меняются формы обучения, что также позволяет более интенсивно осваивать программы обучения. Снижаются временные затраты (выезд на полигон, выставление оцепления, возвращение к месту постоянной дислокации), экономятся моторесурсы и т.д. Сегодня в учебных частях созданы тренажёрные комплексы, позволяющие вырабатывать необходимые навыки.
     - Сегодня встаёт задача создания межвидовых региональных учебных центров, – считает генерал-полковник Аркадий Бахин. – Это связано как с мобилизационной составляющей, так и с территориальным принципом призыва. Ведь в подавляющем большинстве случаев военнослужащие срочной службы после увольнения в запас возвращаются в родные места. Это фактор мобилизационной готовности, который учитываем.
     Зашла речь и об увеличении физической нагрузки на личный состав до 25 часов. Конечно, учитывается сезонность, климатические особенности: ЗВО – это и Заполярье, и юг Центрального Черноземья. Здесь перспективный путь – создание современной спортивной тренажёрной базы. Пример тому – 5-я гвардейская мотострелковая бригада. К тому же сегодня солдаты и сержанты занимаются в спортивной форме одежды, под руководством специально подготовленных инструкторов.
     По мнению командующего войсками ЗВО, ещё один немаловажный фактор, непосредственно влияющий на интенсивность боевой подготовки, – внедрение аутсорсинга. Его элементы можно разделить на три составные части. Первая – это уборка территории и мусора, обслуживание военных городков. Не всё пока удовлетворяет – запустить этот механизм непросто. Но подвижки есть: сторонние организации пришли в гарнизоны и уже работают. Вторая составная часть – то, что связано с техникой. Обслуживать её теперь едут специалисты с завода-производителя. И, наконец, третья составляющая связана с обеспечением питания. В ЗВО вместе с учебными заведениями на довольствии стоит порядка 240 тысяч человек. Примерно половина уже стоит на системе обеспечения сторонними организациями общественного питания. Задача командования – осуществлять повседневный контроль за качеством этого обслуживания. Теперь личный состав в наряд по столовой не заступает и не отвлекается от боевой учёбы. Второй плюс – в ряде гарнизонов, в частности в Каменке, работой обеспечиваются члены семей военнослужащих – решается проблема трудоустройства.
     Следующий шаг по пути аутсорсинга – привлечение гражданского персонала к определённым видам организации службы. В ведении командиров останутся караульная и внутренняя гарнизонная служба, а какие-то виды охраны военных объектов вполне можно возложить на специализированные фирмы с соответствующей лицензией. Такие примеры тоже есть, и нареканий на их работу не поступает. Это также освобождает личный состав от несения службы в суточном наряде.
     - Сегодня основная задача для командира части – боевая подготовка, – еще раз акцентировал внимание журналистов генерал-полковник Бахин. – Конечно, есть определенные недостатки, которые устраняем. Речь, в частности, об уровне методической подготовки офицеров, особенно командиров взводов. Это сейчас навёрстывается, нарабатывается опыт работы командиров в данном направлении.
     
Техника – плод
     совместных усилий

     Одна из приоритетных задач, решаемых в ЗВО, – техническое переоснащение. Реализация Государственной программы вооружений до 2020 года уже началась.
     - Не так давно в Петербурге на ОАО «Северная верфь» мы присутствовали на спуске на воду фрегата «Адмирал Горшков», – рассказал Бахин. – В целом военно-морская составляющая представлена целым рядом перспективных проектов.
     Большие изменения по военно-воздушной составляющей. Ряд авиационных соединений на территории ЗВО получил на вооружение фронтовой бомбардировщик
     Су-34, идёт переоснащение армейской авиации за счёт новых и модернизированных вертолётов.
     Важнейший компонент – техническое переоснащение систем автоматизации и связи. Сегодня это приоритетное слагаемое создания межвидовой группировки сил. Работа в данном направлении проводится: промышленность имеет техническое задание, на реализацию намеченного выделяются средства. Уже создана Единая автоматизированная система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), которую будем внедрять, вместе с разработчиками внося коррективы.
     - Как заказчики, теперь мы диктуем свои требования промышленности, беря на вооружение то, что нам нужно, – подчеркнул командующий войсками ЗВО. – Встречаясь с руководителями предприятий и конструкторами, пока не всегда вижу полное понимание этого, но идёт вполне конкретный диалог. К примеру, на одном из заводов видел боевую машину для Сухопутных войск, которая за двадцать лет прошла лишь незначительную модернизацию. Сегодня нам это не нужно. Солдаты, принимая участие в локальных конфликтах и антитеррористических операциях, не должны находиться на броне, опасаясь находиться внутри машины. Поэтому повышение защищённости и живучести личного состава – один из приоритетов.
     Технологии ушли далеко вперёд, поэтому предприятия ОПК способны создавать необходимые армии и флоту боевую технику и вооружение. Это комплексная проблема, которую совместно решают наука и промышленность. Ориентиры намечены: количество новых образцов современной военной техники и вооружения к 2015 году должно быть доведено в войсках до 30 процентов, а к 2020 году – до 70.
     Журналистами был задан вопрос и о том, как прижилась в войсках новая зимняя форма.
     - Сам ношу эту форму, – ответил Аркадий Бахин. – В середине февраля в период учений офицеры неделю провели в ней в полевых условиях – нареканий не было. Недостаток лишь в том, что некоторые командиры не следят за тем, чтобы её носили так, как это положено. В частности, зимняя форма должна одеваться с входящими в комплект утеплёнными штанами. Поэтому проводить параллели с заболеваемостью в одном из соединений ЦВО и обмундированием личного состава я бы не стал. Как вы помните, выяснилось, что туда с очередным призывом прибыли уже заболевшие молодые солдаты. Кстати, скоро вы увидите по телевидению репортаж журналиста Александра Сладкова, который на Кольском полуострове с телегруппой занимался изучением этой темы в отдельной мотострелковой бригаде.
     
Свет в окнах

     При переходе к новому облику Вооружённых Сил меняется облик базовых военных городков.
     - Отказываемся от терминов «отдельный гарнизон», «отдельная школа», «отдельный детский садик», «отдельная котельная», – рассказал генерал-полковник Бахин. – Они нередко были на грани выживания. Сегодня мы укрупняем гарнизоны и создаем мощные центры, которые позволяют иметь соответствующую инфраструктуру, условия для культурно-оздоровительной работы, занятий с детьми. В ЗВО уже есть такие современные военные городки. В качестве примера можно привести гарнизон Мулино в Нижегородской области, рядом с Гороховецким полигоном. Аналогичные гарнизоны строятся в Балтийске, Калининграде. Они рассчитаны на 15-20 тысяч человек со всей инфраструктурой. Сегодня обеспечивать в военном городке отдельную роту или батальон просто экономически невыгодно.
     Как решается жилищная проблема увольняемых в запас военнослужащих? На территории ЗВО их останется больше всего.
     - Тут сделано и делается многое, – поделился командующий. – Только в Санкт-Петербурге сдаётся микрорайон Шушары, где закуплено порядка 5 тысяч квартир и заселение 3,5 тысячи начнётся в самое ближайшее время. В северной части города строится крупный микрорайон в Осиновой Роще. Там также сдаётся 3,5 тысячи квартир, а общая численность будет ещё больше. Два крупных жилищных объекта в московской зоне: Подольск (7 тысяч квартир) и Балашиха (около 5 тысяч квартир). В общей сложности по двум столичным городам имеем порядка 20 тысяч квартир.
     Что это даёт? Увольняемым в запас военнослужащим потребуется примерно половина от этого жилья. То есть появляется возможность обратиться к теме постоянного жилья для тех офицеров, кто имеет выслугу десять лет и более. Вводимый жилищный фонд позволит на 70 процентов закрыть очередь нуждающихся в постоянном жилье. Офицер может служить на Северном флоте и иметь квартиру в Петербурге или под Москвой.
     ...Невольно заметил: после откровенного разговора с генерал-полковником Аркадием Бахиным даже те отдельные журналисты, которые пришли на пресс-конференцию со скептическим или даже антиармейским настроем (увы, такое до сих пор случается), изменили свою позицию. Убедила логика командующего, приводимые им неоспоримые аргументы, чисто житейская мудрость и уважительное отношение к оппоненту.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex