на главную страницу

2 Марта 2011 года

Геополитика

Среда

«Арктика — это не Дикий Запад...»

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».
Инфографика Ивана НИКОЛАЕВА.




     РОССИЙСКИЕ учёные продолжают подготовку заявки РФ на внешнюю границу арктического континентального шельфа. Наше государство, напомним, претендует на участок площадью 1,2 млн. квадратных километров за пределами 200-мильной зоны. С западной стороны он ограничен хребтом Ломоносова, с восточной - поднятием (плато) Менделеева. Для закрепления за Россией этих подводных территорий необходимо доказать, что они являются естественным продолжением евразийского континента. Если Комиссия ООН согласится с нашим обоснованием, то в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву дополнительные акватории Северного Ледовитого океана подпадут под юрисдикцию России.
     Судя по уже собранным научным данным, у РФ есть все основания надеяться на положительное решение вопроса. Что касается распространяемых некоторыми СМИ слухов о противоречиях между арктическими государствами и чуть ли не о предстоящем военном конфликте между ними, то они носят во многом спекулятивный характер, выдавая желаемое за действительное некоторыми антироссийскими кругами.
     Надуманность страхов по поводу предстоящей конфронтации в Арктике признают, кстати, и серьёзные западные эксперты. «Перспектива более лёгкого доступа в Арктику, - писала недавно британская газета «Файнэншл таймс», - вызвала к жизни опасения потенциально возможного конфликта между пятью крупными государствами Арктического побережья - Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией - по поводу навигации и прав на полезные ископаемые в регионе, который, по расчётам, содержит около четверти всех мировых неразведанных запасов нефти и газа». Но, подчёркивает издание, как заявил представитель ВМС США контр-адмирал Дэйв Титли, подобные опасения преувеличены: «Арктика - это не Дикий Запад... Это океан, а мы понимаем, как управлять океанами».
     Ещё в сентябре прошлого года Россия подписала с Норвегией договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Срок его действия - 15 лет с возможностью продления на шестилетние периоды. Решение вопроса границы предоставляет российским компаниям возможность разработки нефтегазовых месторождений континентального арктического шельфа в этом районе. Стороны договорились следовать принципу, в соответствии с которым каждое месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только совместно и как единое целое. А в вопросах рыболовства соглашение сохранило существующую практику сотрудничества сторон.
     Наша справка. Площадь территорий, являвшихся предметом спора России и Норвегии, составляла около 175 тыс. квадратных километров. Москва предлагала поделить эту часть моря по «секторному принципу» в рамках границы полярных владений, проведённой в 1926 году по меридиану до Северного полюса. Осло выступал за деление территории Баренцева моря по срединной линии. В итоге договорились поделить спорную территорию в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане на две равные по значению части.
     В отношениях с Данией у РФ тоже нет причин для конфликта. Датчане хотят закрепить за собой ту часть хребта Ломоносова, что расположена от Гренландии до Северного полюса. И это не ущемляет государственных интересов России. Наши учёные в настоящее время успешно сотрудничают с коллегами из Дании и Канады, обмениваясь опытом работы на арктическом шельфе.
     Что касается принадлежности самого Северного полюса, где в 2007 году совершила глубоководное погружение российская экспедиция с участием депутатов Госдумы, установивших флаг РФ на дне, то этот вопрос пока не решён. Да он и не имеет, как представляется, первостепенной важности ни с военно-стратегической, ни с экономической точек зрения. Это больше вопрос имиджа. Возможно, арктические страны решат, что вокруг полюса будет существовать международная зона.
     Вместе с тем надо отметить и попытки некоторых неарктических стран вывести обсуждение юридического статуса Арктики в плоскость подхода, используемого для ведения дел в Антарктиде, которая является предметом международных договоров. С точки зрения арктических стран такой подход неприменим на Севере. По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре, «Южный полюс - это большая скала, окружённая водой. Арктика - океан, окружённый прибрежными государствами», и здесь надо решать вопрос так же, как он решается, к примеру, в Средиземноморье.
     Нельзя не упомянуть и о некотором повышении военной активности западных стран в Арктике. Датчане собираются создать к 2015 году объединённое арктическое командование и развернуть на севере Гренландии военную базу; канадцы строят для своих ВМС 8 боевых кораблей арктического класса. Угрозы России эти меры не представляют, ибо имеют скорее оборонительную направленность, но внимание приполярных государств к военным вопросам - всё же признак новых ветров над Арктикой.
     ГЛАВНОЕ, что приковывает сегодня внимание к Арктике, - интересы крупных энергетических корпораций в организации добычи нефти и природного газа. Запасы углеводородного сырья там значительны, хотя специалисты и расходятся в оценках их объёмов из-за недостаточной изученности океанских недр. Говорить о достоверности данных геологов пока не приходится. Согласно прогнозам западных специалистов, в российском арктическом секторе только в районе Баренцева моря может находиться порядка 10 млрд. баррелей нефти (1,35 млрд. тонн). Запасы природного газа, по мнению российских специалистов, в основном сосредоточены в западных районах Баренцева моря и составляют более 4 трлн. кубометров. Наиболее известно Штокмановское газоконденсатное месторождение.
     Условия для добычи в Арктике крайне неблагоприятные, суровые, поэтому о приемлемой рентабельности добычи речь может идти только в том случае, если цены на углеводородное сырьё будут сохраняться на нынешнем уровне (нефть около 100 долларов за баррель).
     Потребуются ещё немалые усилия по геологоразведке. В феврале этого года стало известно, что норвежская «Статойл» пробурила очередную сухую скважину на юго-западе Баренцева моря, а в минувшем декабре англо-голландская компания «Шелл» сообщила о том, что её геологоразведочные работы в Норвежском море не принесли желаемых результатов. Некоторые крупные учёные высказывают сомнения относительно оправданности радужных надежд на нефтяной потенциал Баренцева моря. По мнению профессора Института геологии университета в городе Осло Яна Инге Фалейде, на юго-востоке Баренцева моря действительно имелись богатые месторождения нефти и газа, но было это в далёком прошлом. В то же время Геологическая служба США по-прежнему считает, что в Арктике находится почти четверть неоткрытых мировых нефтегазовых ресурсов.
     СИТУАЦИЯ на мировых рынках энергоресурсов сегодня трудно поддаётся среднесрочному прогнозированию. С одной стороны, развиваются технологии добычи сланцевого газа, растут объёмы производства СПГ (сжиженного природного газа), намерен удвоить экспорт своей дешёвой нефти Ирак, т.е. растёт предложение энергоресурсов. С другой стороны, налицо опасность дестабилизации ситуации в арабском мире, беспорядки могут охватить ведущие нефте- и газодобывающие страны Северной Африки и Ближнего Востока, что чревато перебоями в экспортных поставках. Наконец, неясны перспективы экономической ситуации в основных странах - потребителях энергоресурсов. Если их накроет ожидаемая вторая волна финансово-экономического кризиса, промышленный спрос на нефть и природный газ может резко уменьшиться. В 2009-2010 годах российский «Газпром» уже ощутил на себе ухудшение экономической ситуации в Евросоюзе (поставки российского газа в Европу в 2010 году составили 138,6 млрд. кубометров, что на 2,1 млрд. кубометров меньше 2009 года).
     Поэтому неудивительно, что вопрос о сроках освоения российского Штокмановского месторождения так окончательно и не решён. В середине февраля стало известно, что акционеры проекта могут перенести ввод месторождения на 2018 год. Главная причина - ситуация на мировом рынке СПГ. Американцы стали активно использовать сланцевый газ, со сбытом дополнительных объёмов газа в страны Евросоюза также ожидаются трудности.
     Наша справка. Запасы Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря, оцениваются в 3,9 трлн. кубометров природного газа и 56,1 млн. тонн газового конденсата. Глубина моря в этом районе - до 340 метров. Помимо «Газпрома», в проекте участвуют компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия).
     РАЗРАБОТКА месторождений на океанском шельфе требует сложных технологий, которые российские компании только начинают осваивать. Хотя считать, что Россия так уж безнадёжно отстала от западных стран в этой области, было бы преждевременно. Так, в 2008 году на Выборгском судостроительном заводе было начато строительство двух установок для бурения эксплуатационных скважин на Штокмановском месторождении. Платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние» способны в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера проводить бурение скважин до 7.500 метров на глубине воды до 500 метров.
     К освоению недр российской Арктики решено в то же время привлечь английскую компанию «Бритиш петролеум». Она, несмотря на неудачу в Мексиканском заливе, обладает большим опытом работы на шельфе. В январе с.г. российская госкомпания «Роснефть» договорилась с британцами об обмене акциями: она получит 5 процентов акций «Бритиш петролеум», а та - 9,5 процента акций «Роснефти».
     «Роснефть» и «Бритиш петролеум» уже ведут совместную работу на шельфе Сахалина. Теперь в повестке дня - совместная реализация проектов на арктическом шельфе в России. По словам главного исполнительного директора «Бритиш петролеум» Роберта Дадли, начало добычи нефти в Арктике ожидается через 5-10 лет. «Речь идёт о запуске пятидесятилетней программы по освоению и эксплуатации новых месторождений, которые могут начать производить сырье в ближайшие пять или десять лет», - заявил он, подчеркнув при этом, что в Арктике «находится последняя неисследованная нефтеносная площадь на нашей планете».
     Наша справка. Освоение нефтяных месторождений в Арктике позволит России оставаться на первом месте в мире по добыче нефти, опережая Саудовскую Аравию. В 2010 году в РФ добыто 505 млн. тонн нефти, что на 2 процента больше по сравнению с показателем предыдущего года. Экспорт «черного золота» составил более 250 млн. тонн. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта - 34 процента, в экспорте топливно-энергетических товаров - свыше 50 процентов.
     К совместному проекту «Бритиш петролеум» и «Роснефти» проявляют интерес и другие нефтяные компании. В частности, российская «ЛУКОЙЛ», имеющая немалый опыт работы на шельфе (ведёт добычу на Каспии, Балтике и в Черном море), способна участвовать в разработке участков, не вошедших в проект с британцами. Но пока для этого в РФ отсутствует необходимая законодательная база: по закону лицензии могут получать только госкомпании. Вариантом решения вопроса, по мнению некоторых аналитиков и юристов, может стать введение понятия «национальная компания» и появление национальных консорциумов по освоению Арктики.
     АРКТИКА - это не только энергоресурсы для мировой экономики, но и новые транспортные пути. Один из них может пролегать вдоль российского побережья. Наблюдаемое в последние годы в этом регионе потепление климата делает реальным в скором времени судоходство в освободившихся из-подо льда водах. Этим летом, как ожидается, Северным морским путём пойдут суда, способные перевозить до 150 тыс. тонн груза. Норвежцы, например, планируют перевезти в Китай за эту навигацию до 350 тыс. тонн железорудного концентрата. Вскоре суда будут перевозить грузы и в обратном направлении (из Китая, Японии и Южной Кореи).
     По утверждению британской газеты «Файнэншл таймс», полноценное открытие арктического морского пути может произойти в 2030-х годах. Она пишет, что торговые суда, согласно расчётам ВМС США, начнут ходить через свободный ото льдов Северный полюс уже в 2035 году, резко сократив время и стоимость океанских перевозок между Европой и Азией. Такой прогноз сделан рабочей группой по изменению климата американских ВМС. «Мы считаем, что где-то между 2035 и 2040 годами весьма велика вероятность того, что Северный Ледовитый океан будет преимущественно свободен ото льда в течение примерно месяца», - заявил недавно контр-адмирал Дэйв Титли. Американские ВМС ожидают, что Берингов пролив между США и Россией составит конкуренцию Персидскому заливу и Малаккскому проливу между Малайзией и Индонезией в качестве одного из важнейших морских транспортных путей.
     Наша справка. При движении грузовых судов через Северный полюс путь между Роттердамом (Нидерланды) и Йокогамой (Япония) будет сокращён на 40 процентов по сравнению с путём через Суэцкий канал - конечно, при условии продолжения глобального потепления. Подсчитано также, что путь из Европы в Азию по Северному морскому пути вдоль побережья РФ на 5.400 километров короче, чем через Суэцкий канал. Норвежское судно с железной рудой в сентябре 2010 года прошло из Киркенеса в Тихий океан всего за двенадцать дней.
     К сожалению, после распада СССР российская арктическая инфраструктура пришла в упадок. В СМИ не раз приводились тревожные факты. Вес перевозимых по Северному морскому пути грузов сократился с 7 до 1,5 млн. тонн, ликвидирован полярный авиационный отряд, нуждается в срочном обновлении атомный ледокольный флот, население убывает «на континент».
     Обнадёживает, правда, то, что в 2008 году были приняты «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». От реализации их положений и зависит судьба русской Арктики. Ведь не секрет, что в некоторых аналитических центрах Запада не первый год обсуждается идея интернационализации Северного морского пути и совместного с Россией обеспечения его функционирования под предлогом «содействия» ей.
     
* * *

     Россия является одним из «краеугольных камней» мирового нефтяного рынка, заявил недавно один из ведущих мировых экспертов в области энергетики Дэниэл Ергин. «У неё, - сказал он, - важная роль в мировом энергетическом балансе». По его мнению, Арктика будет одним из важнейших факторов, определяющих, сколько нефти Россия будет производить через 15 лет. От успехов России в Арктике будет зависеть и ситуация с поставками нефти на мировой рынок. С этой оценкой ведущего западного аналитика и историка рынка нефти нельзя не согласиться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex