РОССИЙСКИЕ учёные продолжают подготовку заявки РФ на внешнюю границу арктического континентального шельфа. Наше государство, напомним, претендует на участок площадью 1,2 млн. квадратных километров за пределами 200-мильной зоны. С западной стороны он ограничен хребтом Ломоносова, с восточной - поднятием (плато) Менделеева. Для закрепления за Россией этих подводных территорий необходимо доказать, что они являются естественным продолжением евразийского континента. Если Комиссия ООН согласится с нашим обоснованием, то в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву дополнительные акватории Северного Ледовитого океана подпадут под юрисдикцию России.
Судя по уже собранным научным данным, у РФ есть все основания надеяться на положительное решение вопроса. Что касается распространяемых некоторыми СМИ слухов о противоречиях между арктическими государствами и чуть ли не о предстоящем военном конфликте между ними, то они носят во многом спекулятивный характер, выдавая желаемое за действительное некоторыми антироссийскими кругами.
Надуманность страхов по поводу предстоящей конфронтации в Арктике признают, кстати, и серьёзные западные эксперты. «Перспектива более лёгкого доступа в Арктику, - писала недавно британская газета «Файнэншл таймс», - вызвала к жизни опасения потенциально возможного конфликта между пятью крупными государствами Арктического побережья - Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией - по поводу навигации и прав на полезные ископаемые в регионе, который, по расчётам, содержит около четверти всех мировых неразведанных запасов нефти и газа». Но, подчёркивает издание, как заявил представитель ВМС США контр-адмирал Дэйв Титли, подобные опасения преувеличены: «Арктика - это не Дикий Запад... Это океан, а мы понимаем, как управлять океанами».
Ещё в сентябре прошлого года Россия подписала с Норвегией договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Срок его действия - 15 лет с возможностью продления на шестилетние периоды. Решение вопроса границы предоставляет российским компаниям возможность разработки нефтегазовых месторождений континентального арктического шельфа в этом районе. Стороны договорились следовать принципу, в соответствии с которым каждое месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только совместно и как единое целое. А в вопросах рыболовства соглашение сохранило существующую практику сотрудничества сторон.
Наша справка. Площадь территорий, являвшихся предметом спора России и Норвегии, составляла около 175 тыс. квадратных километров. Москва предлагала поделить эту часть моря по «секторному принципу» в рамках границы полярных владений, проведённой в 1926 году по меридиану до Северного полюса. Осло выступал за деление территории Баренцева моря по срединной линии. В итоге договорились поделить спорную территорию в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане на две равные по значению части.
В отношениях с Данией у РФ тоже нет причин для конфликта. Датчане хотят закрепить за собой ту часть хребта Ломоносова, что расположена от Гренландии до Северного полюса. И это не ущемляет государственных интересов России. Наши учёные в настоящее время успешно сотрудничают с коллегами из Дании и Канады, обмениваясь опытом работы на арктическом шельфе.
Что касается принадлежности самого Северного полюса, где в 2007 году совершила глубоководное погружение российская экспедиция с участием депутатов Госдумы, установивших флаг РФ на дне, то этот вопрос пока не решён. Да он и не имеет, как представляется, первостепенной важности ни с военно-стратегической, ни с экономической точек зрения. Это больше вопрос имиджа. Возможно, арктические страны решат, что вокруг полюса будет существовать международная зона.
Вместе с тем надо отметить и попытки некоторых неарктических стран вывести обсуждение юридического статуса Арктики в плоскость подхода, используемого для ведения дел в Антарктиде, которая является предметом международных договоров. С точки зрения арктических стран такой подход неприменим на Севере. По словам министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре, «Южный полюс - это большая скала, окружённая водой. Арктика - океан, окружённый прибрежными государствами», и здесь надо решать вопрос так же, как он решается, к примеру, в Средиземноморье.
Нельзя не упомянуть и о некотором повышении военной активности западных стран в Арктике. Датчане собираются создать к 2015 году объединённое арктическое командование и развернуть на севере Гренландии военную базу; канадцы строят для своих ВМС 8 боевых кораблей арктического класса. Угрозы России эти меры не представляют, ибо имеют скорее оборонительную направленность, но внимание приполярных государств к военным вопросам - всё же признак новых ветров над Арктикой.
ГЛАВНОЕ, что приковывает сегодня внимание к Арктике, - интересы крупных энергетических корпораций в организации добычи нефти и природного газа. Запасы углеводородного сырья там значительны, хотя специалисты и расходятся в оценках их объёмов из-за недостаточной изученности океанских недр. Говорить о достоверности данных геологов пока не приходится. Согласно прогнозам западных специалистов, в российском арктическом секторе только в районе Баренцева моря может находиться порядка 10 млрд. баррелей нефти (1,35 млрд. тонн). Запасы природного газа, по мнению российских специалистов, в основном сосредоточены в западных районах Баренцева моря и составляют более 4 трлн. кубометров. Наиболее известно Штокмановское газоконденсатное месторождение.
Условия для добычи в Арктике крайне неблагоприятные, суровые, поэтому о приемлемой рентабельности добычи речь может идти только в том случае, если цены на углеводородное сырьё будут сохраняться на нынешнем уровне (нефть около 100 долларов за баррель).
Потребуются ещё немалые усилия по геологоразведке. В феврале этого года стало известно, что норвежская «Статойл» пробурила очередную сухую скважину на юго-западе Баренцева моря, а в минувшем декабре англо-голландская компания «Шелл» сообщила о том, что её геологоразведочные работы в Норвежском море не принесли желаемых результатов. Некоторые крупные учёные высказывают сомнения относительно оправданности радужных надежд на нефтяной потенциал Баренцева моря. По мнению профессора Института геологии университета в городе Осло Яна Инге Фалейде, на юго-востоке Баренцева моря действительно имелись богатые месторождения нефти и газа, но было это в далёком прошлом. В то же время Геологическая служба США по-прежнему считает, что в Арктике находится почти четверть неоткрытых мировых нефтегазовых ресурсов.
СИТУАЦИЯ на мировых рынках энергоресурсов сегодня трудно поддаётся среднесрочному прогнозированию. С одной стороны, развиваются технологии добычи сланцевого газа, растут объёмы производства СПГ (сжиженного природного газа), намерен удвоить экспорт своей дешёвой нефти Ирак, т.е. растёт предложение энергоресурсов. С другой стороны, налицо опасность дестабилизации ситуации в арабском мире, беспорядки могут охватить ведущие нефте- и газодобывающие страны Северной Африки и Ближнего Востока, что чревато перебоями в экспортных поставках. Наконец, неясны перспективы экономической ситуации в основных странах - потребителях энергоресурсов. Если их накроет ожидаемая вторая волна финансово-экономического кризиса, промышленный спрос на нефть и природный газ может резко уменьшиться. В 2009-2010 годах российский «Газпром» уже ощутил на себе ухудшение экономической ситуации в Евросоюзе (поставки российского газа в Европу в 2010 году составили 138,6 млрд. кубометров, что на 2,1 млрд. кубометров меньше 2009 года).
Поэтому неудивительно, что вопрос о сроках освоения российского Штокмановского месторождения так окончательно и не решён. В середине февраля стало известно, что акционеры проекта могут перенести ввод месторождения на 2018 год. Главная причина - ситуация на мировом рынке СПГ. Американцы стали активно использовать сланцевый газ, со сбытом дополнительных объёмов газа в страны Евросоюза также ожидаются трудности.
Наша справка. Запасы Штокмановского газоконденсатного месторождения, расположенного в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря, оцениваются в 3,9 трлн. кубометров природного газа и 56,1 млн. тонн газового конденсата. Глубина моря в этом районе - до 340 метров. Помимо «Газпрома», в проекте участвуют компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия).
РАЗРАБОТКА месторождений на океанском шельфе требует сложных технологий, которые российские компании только начинают осваивать. Хотя считать, что Россия так уж безнадёжно отстала от западных стран в этой области, было бы преждевременно. Так, в 2008 году на Выборгском судостроительном заводе было начато строительство двух установок для бурения эксплуатационных скважин на Штокмановском месторождении. Платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние» способны в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера проводить бурение скважин до 7.500 метров на глубине воды до 500 метров.
К освоению недр российской Арктики решено в то же время привлечь английскую компанию «Бритиш петролеум». Она, несмотря на неудачу в Мексиканском заливе, обладает большим опытом работы на шельфе. В январе с.г. российская госкомпания «Роснефть» договорилась с британцами об обмене акциями: она получит 5 процентов акций «Бритиш петролеум», а та - 9,5 процента акций «Роснефти».
«Роснефть» и «Бритиш петролеум» уже ведут совместную работу на шельфе Сахалина. Теперь в повестке дня - совместная реализация проектов на арктическом шельфе в России. По словам главного исполнительного директора «Бритиш петролеум» Роберта Дадли, начало добычи нефти в Арктике ожидается через 5-10 лет. «Речь идёт о запуске пятидесятилетней программы по освоению и эксплуатации новых месторождений, которые могут начать производить сырье в ближайшие пять или десять лет», - заявил он, подчеркнув при этом, что в Арктике «находится последняя неисследованная нефтеносная площадь на нашей планете».
Наша справка. Освоение нефтяных месторождений в Арктике позволит России оставаться на первом месте в мире по добыче нефти, опережая Саудовскую Аравию. В 2010 году в РФ добыто 505 млн. тонн нефти, что на 2 процента больше по сравнению с показателем предыдущего года. Экспорт «черного золота» составил более 250 млн. тонн. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта - 34 процента, в экспорте топливно-энергетических товаров - свыше 50 процентов.
К совместному проекту «Бритиш петролеум» и «Роснефти» проявляют интерес и другие нефтяные компании. В частности, российская «ЛУКОЙЛ», имеющая немалый опыт работы на шельфе (ведёт добычу на Каспии, Балтике и в Черном море), способна участвовать в разработке участков, не вошедших в проект с британцами. Но пока для этого в РФ отсутствует необходимая законодательная база: по закону лицензии могут получать только госкомпании. Вариантом решения вопроса, по мнению некоторых аналитиков и юристов, может стать введение понятия «национальная компания» и появление национальных консорциумов по освоению Арктики.
АРКТИКА - это не только энергоресурсы для мировой экономики, но и новые транспортные пути. Один из них может пролегать вдоль российского побережья. Наблюдаемое в последние годы в этом регионе потепление климата делает реальным в скором времени судоходство в освободившихся из-подо льда водах. Этим летом, как ожидается, Северным морским путём пойдут суда, способные перевозить до 150 тыс. тонн груза. Норвежцы, например, планируют перевезти в Китай за эту навигацию до 350 тыс. тонн железорудного концентрата. Вскоре суда будут перевозить грузы и в обратном направлении (из Китая, Японии и Южной Кореи).
По утверждению британской газеты «Файнэншл таймс», полноценное открытие арктического морского пути может произойти в 2030-х годах. Она пишет, что торговые суда, согласно расчётам ВМС США, начнут ходить через свободный ото льдов Северный полюс уже в 2035 году, резко сократив время и стоимость океанских перевозок между Европой и Азией. Такой прогноз сделан рабочей группой по изменению климата американских ВМС. «Мы считаем, что где-то между 2035 и 2040 годами весьма велика вероятность того, что Северный Ледовитый океан будет преимущественно свободен ото льда в течение примерно месяца», - заявил недавно контр-адмирал Дэйв Титли. Американские ВМС ожидают, что Берингов пролив между США и Россией составит конкуренцию Персидскому заливу и Малаккскому проливу между Малайзией и Индонезией в качестве одного из важнейших морских транспортных путей.
Наша справка. При движении грузовых судов через Северный полюс путь между Роттердамом (Нидерланды) и Йокогамой (Япония) будет сокращён на 40 процентов по сравнению с путём через Суэцкий канал - конечно, при условии продолжения глобального потепления. Подсчитано также, что путь из Европы в Азию по Северному морскому пути вдоль побережья РФ на 5.400 километров короче, чем через Суэцкий канал. Норвежское судно с железной рудой в сентябре 2010 года прошло из Киркенеса в Тихий океан всего за двенадцать дней.
К сожалению, после распада СССР российская арктическая инфраструктура пришла в упадок. В СМИ не раз приводились тревожные факты. Вес перевозимых по Северному морскому пути грузов сократился с 7 до 1,5 млн. тонн, ликвидирован полярный авиационный отряд, нуждается в срочном обновлении атомный ледокольный флот, население убывает «на континент».
Обнадёживает, правда, то, что в 2008 году были приняты «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». От реализации их положений и зависит судьба русской Арктики. Ведь не секрет, что в некоторых аналитических центрах Запада не первый год обсуждается идея интернационализации Северного морского пути и совместного с Россией обеспечения его функционирования под предлогом «содействия» ей.
* * *
Россия является одним из «краеугольных камней» мирового нефтяного рынка, заявил недавно один из ведущих мировых экспертов в области энергетики Дэниэл Ергин. «У неё, - сказал он, - важная роль в мировом энергетическом балансе». По его мнению, Арктика будет одним из важнейших факторов, определяющих, сколько нефти Россия будет производить через 15 лет. От успехов России в Арктике будет зависеть и ситуация с поставками нефти на мировой рынок. С этой оценкой ведущего западного аналитика и историка рынка нефти нельзя не согласиться.