на главную страницу

2 Марта 2011 года

Без камуфляжа

Среда

На обновлённой сцене

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».




     Центральный академический театр Российской Армии продолжил свой 81-й сезон торжественным открытием обновлённой сцены Большого зала на 1.550 мест. Теперь это не только самая большая театральная сцена Европы, но и, пожалуй, самая технически оснащённая. После капитального ремонта её снабдили новейшим светозвуковым оборудованием. И мюзикл «Человек из Ламанчи» с народным артистом СССР легендарным Владимиром Зельдиным в главной роли, который за день до этого отметил своё 96-летие, зрители смотрели уже, как говорится, «в новом формате».
     Но открытие сезона и сцены в театре можно назвать и премьерным. Главный режиссер ЦАТРА народный артист России Борис Морозов представил зрителям новый спектакль-дилогию, трагифарс под общим названием «Зачем вы меня обижаете». В нём в необычном сценическом действе органично соединилось многообразие жанров и видов театрального искусства. Здесь есть место трагедии и буффонаде, водевилю как виду комедии положений с песнями и танцами. Получилась настоящая феерия, пародия с креативными постановочными эффектами, заострённо-комедийными приёмами изображения действительности и поведения персонажей.
     Обычно дилогия - это два драматических произведения одного автора, связанные между собой общностью сюжета, действующих лиц. А Морозов представил в едином сценическом действе две разные истории: трагическую гоголевскую «Шинель» и чеховскую водевильную «Свадьбу». Классику двух мэтров отечественной литературы, которые по-разному, но с равной болью, состраданием, уважением к личности показали жизнь «маленького человека». С одной стороны - винтика социального механизма, тела общества, с другой - его основополагающей сути. Эти люди могут стоять на разных ступенях на самом деле весьма условной иерархии, принятой людьми, но по глубинному осознанию понятия «человеческое достоинство», по вере в добро, устремлённости к мечте быть абсолютно равными. И тот же чеховский свадебный генерал на самом деле вышел из этой самой гоголевской «Шинели» униженного и оскорблённого (посыл к Достоевскому) чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. И режиссёр сумел показать, как простая шинель, деталь, предмет обихода, может нести совершенно не свойственную ей функцию, стать в некотором роде величественным памятником «маленькому человеку».
     Главных героев в этих двух мини-спектаклях, Башмачкина и «генерала» Фёдора Яковлевича Ревунова-Караулова, на самом деле отважного морского офицера, заслуженного человека, сыграл народный артист России Фёдор Чеханков. «После того как я перечитал «Шинель», у меня просто в горле защемило только от одной фразы: «Зачем вы меня обижаете?» - и очень захотелось сыграть роль Башмачкина, донести до зрителя эту человеческую боль, поняв которую, он, может быть, сам будет меньше обижать окружающих. В словах «Зачем вы меня обижаете?», которые объединяют постановку, заключена главная мысль и главная тема спектакля. Этот вопрос моих героев обращён ко всем нам, сегодняшним, подчас забывшим, что надо думать не только о себе, но и о других людях, надо их жалеть, надо помогать им, надо сочувствовать чужому горю», - считает Чеханков. По его мнению, это главное, о чём театр должен говорить в наше время, полное «ужасающих историй». «Театр в меру своих возможностей должен пробиваться к людским сердцам, заставлять задуматься об этом, особенно русский театр, который всегда был позитивен в своей основе, который болел и боролся за человека, за его душу», - добавил артист.
     ...Странный, неуклюжий, болезненный человечек то чуть ли не порхает по сцене, то по-старчески семенит ногами и хлопает ресницами. Вот он пожилой чиновник, окружённый пока ещё молодыми и более удачливыми товарищами, а вот - «генерал» в кителе морского офицера, живущего своим славным героическим прошлым. Чеханков, как всегда, - центр действия. Но игра его, как и сами его герои, столь органична и благородна, что все остальные действующие лица, пусть даже «винтики» сценического действа, выглядят абсолютно самодостаточно и так же интересны и узнаваемы. Никто не тянет одеяло на себя, все равны и важны. Заслуженные артисты России Александр Чутко, Алексей Крыченков, их коллеги Константин Денискин, Юрий Сазонов, Александр Разин, Сергей Федюшкин, Александр Катин, Сергей Иванюк, Константин Корнеев, Тимур Еремеев, Денис Дёмин, Роман Радов, Евгений Безбог... Обратите внимание, хотя и у Гоголя, и у Чехова есть женские персонажи, здесь весь актёрский состав спектакля - мужской. Режиссёру было принципиально важно, что это спектакль-феерия, клоунский, а клоуны ведь, как правило, мужчины.
     «Маленький человек» живёт в своём маленьком мире словно бы отдельно от остальных. Сам никого не задевает, но хотел бы к себе такого же равного, уважительного отношения. А вокруг - рой чиновников в одинаковых костюмах, с похожими ужимками и гримасами и даже САМЫЙ ВАЖНЫЙ НАЧАЛЬНИК, тоже весьма условно главный, так и норовят ворваться в этот хрупкий устоявшийся мир То командным, но писклявым окриком, то неудачной шуткой, то попыткой вылезти из грязи в князи через чужие заслуги, пустить пыль в глаза. И все просто требуют: чтобы стать СВОИМ, НАШИМ, надо СООТВЕТСТВОВАТЬ. И тут без новой шинели и роли свадебного генерала уж никак не обойтись... Можно не работать на совесть, но нужно выполнять некие функции, чтобы тебя принимали как своего. И быть постоянно готовым к удару из-за угла. Иначе лишишься и шинели, и уважения. Да и самой жизни...
     На сцене минимум декораций, но каждый предмет обыгрывается так, что пространство заполнено движением, той особой энергетикой настоящего действа, что и делает театр театром. Где смотришь, наблюдаешь и оцениваешь себя и жизнь не в режиме реалити-шоу типа «За стеклом» или «Дом-2», а вспоминаешь сразу же заповеди Господни. Через боль героев вспоминаешь собственные боль и обиды, как, быть может, обижал кого-то сам. И жалеешь «маленького человека» и себя через него. Сочувствуем, переживаем, не можем пройти мимо чужой беды. Сочувствие лечит душу. Ведь не зря говорят: помощь другим - это сотрудничество человека с Богом.
     ...Без малого два с половиной часа действия под музыку Альфреда Шнитке и Игоря Стравинского, две истории про одного большого «маленького человека» - как остановка по особому требованию человеческой души. Чтобы именно остановиться в суете и круговерти быстротечной нашей жизни, оглянуться вокруг, чтобы понять, где находишься, на какой ступеньке человеческой лестницы стоишь, где так условны её конец и начало...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex