|
Беседовали Валерия БИЧУРИНА и Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». |
Как свидетельствуют события последних лет, вопросы миротворчества не исчезают из повестки дня, регулярно обсуждаемой международным сообществом. В различных регионах планеты с удручающей регулярностью то возникают новые межнациональные, межконфессиональные и территориальные конфликты, то обостряются «тлеющие» уже не один десяток лет. Не обошла эта участь и постсоветское пространство. Вместе с тем здесь есть региональная структура, нацеленная на принятие конкретных мер по недопущению новых кровопролитий и поиску путей урегулирования существующих противоречий. Это Организация Договора о коллективной безопасности, обозначившая вопросы миротворчества в перечне приоритетов своей деятельности. В этой связи «Красная звезда» попросила заместителя генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова рассказать о том, в какой стадии находится процесс формирования Коллективных миротворческих сил.
– Валерий Анатольевич, в прошлом месяце в Объединённом штабе ОДКБ состоялись консультации представителей министерств и ведомств государств – членов Организации, ответственных за миротворческую деятельность. Что стало главным итогом консультаций, о чем договорились?
– Прежде чем приступить к ответам на вопросы, я бы хотел внести ясность в терминологию, которая употребляется в ОДКБ применительно к миротворческой деятельности. Миротворческие силы ОДКБ создаются на постоянной основе и комплектуются миротворческими контингентами государств – членов Организации. Последние находятся в своих пунктах постоянной дислокации и в повседневном режиме проходят подготовку по национальным и единым для ОДКБ программам. Коллективные миротворческие силы (КМС) ОДКБ формируются из состава Миротворческих сил для проведения конкретной миротворческой операции.
Прошедшие консультации были посвящены обсуждению проблем подготовки миротворческих контингентов государств – членов Организации к применению в составе КМС, обмену национальным опытом и выработке единых стандартов и методики обучения миротворцев.
Считаю, что цели консультаций были достигнуты. Принимавшие в них участие представители министерств обороны, министерств внутренних дел, отвечающие в своих государствах за миротворческую деятельность, высказали ряд полезных соображений по практическим шагам, направленным на повышение эффективности механизмов подготовке и проведения операций по поддержанию мира, подготовке миротворческих контингентов и комплектования КМС ОДКБ.
– Каковы взгляды государств – членов ОДКБ на предназначение КМС и формы их применения? Есть ли консенсус по этим вопросам? Каков порядок принятия решения на отправку КМС в тот или иной регион, где потребуется их применение?
– Все вопросы, касаемые предназначения, форм и порядка применения Коллективных миротворческих сил ОДКБ, чётко оговорены в подписанном главами государств – членов ОДКБ 6 октября 2007 года Соглашении о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (вступило в силу 15 января 2009 года). Наличие под Соглашением подписей руководителей союзных государств и означает, что решение в формате ОДКБ принято консенсусом.
В соглашении конкретно определён порядок принятия решения на проведение операции по поддержанию мира. В соответствии с ним Совет коллективной безопасности (СКБ) после оперативного изучения обстановки и обобщения предложений уставных органов ОДКБ принимает решение и даёт Мандат на проведение миротворческой операции внутри зоны ответственности Организации или запрашивает Мандат Совета Безопасности ООН на проведение силами КМС операции в любом другом регионе. Кроме этого, контингенты Миротворческих сил ОДКБ могут принимать участие в миротворческих операциях, проводимых ООН или другими региональными организациями.
Обязательным условием проведения мирот
ворческой операции ОДКБ является официальное обращение государства, которому потребовалась соответствующая помощь.
– Национальные составляющие КМС смогут принимать участие в возможных миротворческих операциях во всех регионах коллективной безопасности ОДКБ или только в тех, где они непосредственно базируются?
– В Соглашении о миротворческой деятельности ОДКБ не предусмотрен территориальный принцип комплектования Коллективных миротворческих сил. Решение об их составе и районе действий будет приниматься главами государств – членов Организации с учётом условий обстановки и потребностей в силах и средствах для успешного решения задач в каждой конкретной миротворческой операции.
Вместе с тем, безусловно, при планировании операции в обязательном порядке будут учитываться все факторы, в том числе и национальная принадлежность миротворческих контингентов, способные в той или иной степени повлиять на исход операции.
– Будет ли в составе Объединённого штаба ОДКБ сформирована специальная группа, занимающаяся вопросами оперативного управления КМС? Или в этом нет необходимости?
– Управлять Коллективными миротворческими силами ОДКБ в ходе миротворческой операции предписывается назначаемому решением Совета коллективной безопасности командующему КМС ОДКБ через формируемое также решением СКБ Объединённое командование.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединённый штаб Организации. Естественно, для эффективного выполнения этой координирующей функции потребуется формирование внутри Объединённого штаба соответствующего органа, способного оперативно реагировать на все изменения обстановки в районе конфликта. Сейчас мы готовим предложения по внесению соответствующих изменений в структуру Объединённого штаба.
– Численный состав КМС определён в 3,5 тысячи. Какова квота в воинской компоненте каждого из государств – членов ОДКБ?
– Численный состав Миротворческих сил ОДКБ, и в частности КМС нормативными правовыми документами, регламентирующими миротворческую деятельность ОДКБ, не определен. Однако их прогнозируемая численность может составить от 4 до 5 тысяч человек.
От государств – членов Организации в состав Миротворческих сил ОДКБ предоставляются миротворческие контингенты, формируемые в соответствии с возможностями и национальным законодательством, за счёт специально подготовленного военного, милицейского (полицейского), гражданского персонала, а также других, необходимых для решения миротворческих задач сил и средств.
Вместе с тем прошедшие консультации высветили необходимость дополнительной проработки вопроса о квотировании состава национальных миротворческих контингентов, выделяемых в состав Миротворческих сил ОДКБ. Причём такое квотирование должно касаться не столько численности, сколько специализации предоставляемого контингента.
– Что будет представлять собой милицейская (полицейская) компонента КМС?
– Состав этих сил жёстко не регламентируется и будет определяться в зависимости от характера и объёма определённых для конкретной миротворческой операции задач. При этом мы будем максимально учитывать опыт применения милицейских (полицейских) формирований в операциях по поддержанию мира, проводимых под флагом других государств и международных институтов.
– Предусмотрены ли дополнительные денежные выплаты для личного состава КМС? Если да, то кто будет нести финансовое бремя? Какова в целом доля финансирования проведения миротворческих операций государствами – членами Организации?
– В соответствии с Положением о Коллективных миротворческих силах ОДКБ, которое было утверждено Решением Совета коллективной безопасности Организации 6 октября 2007 года, финансирование деятельности и персонала КМС осуществляется государствами-членами, выделившими в их состав свои контингенты.
Размер долевого финансового участия каждого государства, принимающего участие в миротворческой операции, определяется также решением СКБ.
Выделенные денежные средства поступают на специально открываемый для каждой конкретной операции счёт Объединённого командования КМС, из которого по утверждённой СКБ смете расходов производятся денежные выплаты персоналу КМС.
– Принятый в ОДКБ механизм финансирования деятельности и персонала КМС разработан с учётом имеющегося, в том числе и у Содружества Независимых Государств, опыта проведения операций по поддержанию мира. У каждого из государств – членов ОДКБ разный опыт участия в миротворческих операциях. Каким образом планируется осуществлять боевое слаживание подразделений КМС?
– Вы совершенно правы, государства – члены нашей Организации накопили богатейший опыт участия в миротворческих операциях, проводимых в различных регионах мира. Соответственно в большинстве из них выработалась национальная методика подготовки миротворческих подразделений к применению по предназначению.
Перед ОДКБ в настоящее время стоит задача создания учитывающих национальный опыт единых программ подготовки миротворцев, их апробирования на практике и внедрения в систему боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Обсуждению методики подготовки миротворческих формирований в рамках ОДКБ и были посвящены прошедшие консультации.
– Централизованная подготовка командного состава КМС будет осуществляться на базе единых для ОДКБ центров? Мы имеем в виду УНЦ СВ «ОА ВС РФ» и ВИПК МВД РФ...
– Мы не исключаем возможность подготовки командного состава КМС ОДКБ на базе указанных центров, обладающих богатым опытом, уникальными методическим потенциалом и учебно-материальной базой.
В ходе прошедших консультаций прозвучали предложения о придании Центру подготовки миротворцев, созданному на базе Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ», статуса базового учебного заведения ОДКБ для подготовки миротворцев. Кстати, Всероссийский институт переподготовки кадров (ВИПК) МВД РФ такой статус получил еще в 2006 году.
– Спасибо, Валерий Анатольевич, за интересную беседу.
|