|
Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда». |
Генеральный конструктор ОКБ Сухого, создатель всемирно известных истребителей «Су» Михаил Симонов скончался в Москве на 82-м году жизни после тяжёлой болезни.
Велики его заслуги перед Отчизной. Созданные под руководством Михаила Симонова истребители марки «Су» составляют основу парка фронтовой авиации ВВС России и российского оружейного экспорта.
При нём были заложены основы успешного развития компании «Сухой» и его конструкторского бюро. Сложилась научная школа создания боевых маневренных самолётов, сформулирована концепция перспективных сверхманевренных самолётов.
С 1983 года, когда Михаил Симонов стал генеральным конструктором ОКБ Сухого, под его руководством создано семейство самолётов Су-27: многоцелевой истребитель Су-30, корабельный истребитель Су-33, фронтовой бомбардировщик Су-34. Он руководил постройкой спортивно-пилотажного самолёта Су-26 и его модификаций – Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, ставших лучшими в мире в своём классе.
Было создано семейство спортивных пилотажных акробатических самолётов. Истребитель Су-33 впервые в практике отечественного авиастроения совершил посадку на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Под руководством Михаила Симонова был также построен первый в стране самолёт с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут». Су-47 стал экспериментальным объектом для разработки истребителя следующего поколения.
Кроме того, была выстроена уникальная система подготовки молодых специалистов: «школа–вуз–ОКБ».
Конструктор родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Окончил в 1954 году Казанский авиационный институт, преподавал в нём и возглавлял лабораторию. В 1959 году стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком. Под руководством М. Симонова тогда были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19.
В 1969-1970 годах он работал в Ухтомском филиале Московского машиностроительного завода под руководством выдающегося конструктора и учёного Роберта Бартини, а с 1970 по 1979 год – в ОКБ Сухого. Став первым заместителем генерального конструктора, он руководил лётными испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика
Су-25, был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27, ставшего лучшим в своём классе в мировом авиастроении и родоначальником целого семейства многофункциональных авиационных комплексов.
В 1979-1983 годах Михаил Симонов занимал пост заместителя министра авиационной промышленности. В этот период он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и особенно построению авиационного бортового комплекса оборудования. Научно-исследовательские работы на уровне аванпроектов новых боевых комплексов, проведённые в конце 1970 – начале 1980-х годов, позволили обосновать и предложить иерархическую структуру построения авиационного бортового комплекса оборудования.
Неоценимый вклад генерального директора «Сухого» в развитие отечественного авиастроения отмечен высокими государственными наградами, среди которых – Ленинская премия, орден Трудового Красного Знамени, Звезда Героя России.

|