|
Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». |
Первоначально авиация Ракетных войск стратегического назначения занималась только транспортными перевозками. Однако с развитием ракетной техники она стала играть далеко не второстепенную роль. Когда РВСН оснастили мобильными комплексами, на «крылья стратегов» легли не только задачи связи и управления с воздушных командных пунктов, но и охраны, а также обороны боевых стартовых позиций, в том числе и на маршрутах выдвижения подвижных комплексов.
Об авиации этого рода войск полковник в отставке Борис Архаров может поведать не меньше, чем любая энциклопедия. Неудивительно, ведь он служит в ней с момента создания РВСН. Ещё в школьные годы на самолёте По-2 Борис совершил свой первый прыжок с парашютом. В училище - Чкаловском ВАУЛ - освоил штурмовик Ил-19 и реактивный самолёт МиГ-15, стал инструктором-лётчиком в своей альма-матер. Однако через несколько лет в авиации прошло сокращение. Офицер к тому времени уже «заболел» небом, увольняться ему не хотелось. Так он стал командиром экипажа вертолёта Ми-4 ещё только-только создающейся отдельной смешанной авиационной эскадрильи РВСН, расположенной в Смоленске.
- Поначалу у нас даже не было вертолётов, - вспоминает он. - Никуда не денешься, пришлось переучиться на самолёты Ли-2, Ил-14. Тогда мы летали преимущественно в Прибалтику и Белоруссию. РВСН разрастались и крепли, и без нас было никак не обойтись.
Куда бы его ни назначали, Архарову приходилось всё начинать с нуля. Можно сказать, что становление Козельского соединения происходило на глазах Бориса Константиновича.
- Штаты эскадрильи просматривались только на бумаге, - вздыхает он. - Мне тогда приходилось не только подбирать подчинённых, наиболее толковых и грамотных, но и заниматься строительством аэродрома.
Вскоре перспективный офицер возглавил отдельную вертолётную эскадрилью Йошкар-Олинской ракетной дивизии, в которой не было даже собственного вертодрома. Однако уже через год марийские вертолётчики участвовали в учениях, проводимых по плану главнокомандующего РВСН. Эскадрилья получила оценку «хорошо».
Много было в биографии Архарова сложных, напряжённых эпизодов. Чтобы рассказать обо всём, нужно готовить не газетную полосу, а книгу, никак не меньше. Например, когда у вертолёта Ми-4 на высоте 300 метров отказал двигатель, Архаров благополучно посадил его в режиме самовращения несущего винта. Но больше всего Борису Константиновичу запомнилось, как во время весеннего половодья в Республике Марий Эл он спасал жителей одного из прибрежных сёл.
- Окраину одного из сёл уже затопило изрядно, мы садились, колёсами касаясь воды, - вспоминает он. - Признаться, я опасался, как бы обломки ветхих крыш не попали под лопасть. Приходилось торопиться, на счету была каждая секунда. Тем не менее мы спасли всех до последнего жителя, даже тех, кто не хотел покидать село. Только-только мы поднялись, две деревеньки скрылись под водой. Мы перебросили людей на противоположный высокий берег Волги, тот, что со стороны Чебоксар.
По его словам, авиации РВСН приходилось принимать участие и в спасении урожая. Впрочем, и здесь ещё рано ставить точку.
Именно авиация РВСН одной из самых первых приняла участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
- Всё дело в том, - поясняет Борис Архаров, - что 212-я отдельная вертолётная эскадрилья 19-й ракетной армии, находившаяся в Мозыре, была всего-то в 40 километрах от места катастрофы. Экипаж майора Петра Мыкытива в те трагические дни выполнил около 30 полётов в опасную зону.
Кстати, в прошлом году авиаторы РВСН проводили воздушную разведку над полыхающими торфяниками Куярского военного лесничества. Если бы не они, выгоревшая плешь в хвойном массиве стала бы неизмеримо больше.
Выполняла авиация РВСН и другие задачи, однако главной по-прежнему остаётся перевозка грузов и личного состава. По словам начальника авиации РВСН заслуженного военного лётчика РФ, лётчика-снайпера полковника Павла Шибаева, в прошлом году средний налёт на самолётах авиации Ракетных войск составил 78 часов, на вертолётах - 54 часа. В 2010 году авиаторами РВСН перевезено 325 тонн грузов и более 2.800 военнослужащих.
|