на главную страницу

10 Марта 2011 года

Армия и общество

Четверг

ИЗ ТЕЙКОВО - В МОСКВУ

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда». Фото автора.



Ранним утром в последний день зимы три мобильных ракетоносца «То-поль-М» снялись со своих позиций, укрытых густыми елями ивановских лесов – многокилометровых и тёмных, – и выдвинулись в подмосковное Алабино. Именно там в течение нескольких весенних месяцев механиков-водителей этих пусковых ожидают затяжные тренировки. Грозные стотонные МАЗы снова пройдут по брусчатке в День Победы. Провожали их недолго: государственный гимн, краткий инструктаж, благословение отца Алексея – священника из местной церквушки – и в путь под звуки торжественных маршей. Прошлогодний дебют парадного расчёта «Тополей-М» на Красной площади стал для стратегических ракетчиков символическим, именно эти ракетоносцы 9 Мая снова будут визитной карточкой РВСН.

     ЗА ОКНОМ МОБДа, как сокращённо называется машина обеспечения боевого дежурства, – поля и перелески, а сёла чередуются с небольшими провинциальными городишками. Вместо табличек «Проезд запрещён», «Запретная зона» или «Собственность Минобороны России», словно соревнуясь друг с другом, то исчезая, то появляясь снова, мелькают дорожные знаки. Хвойная дремучая чащоба, в которой проложены заповедные тропы позиционного района, сменяется пустырём, занесённым серыми подтаявшими вдоль дороги сугробами по колено. По перечёркнутым красной линией указателям с названиями деревень можно отслеживать маршрут. Тут по всей округе дома тёмно-тёмно-красные, почти бордовые. Видимо, в советское время в этих краях другая краска была в дефиците. И всё же эти деревенские избы с печными трубами и крышей из шифера, проплывающие за стеклом, отличаются от низеньких дачных домиков с покосившимися сараями, повсюду окружающими территорию, обтянутую колючкой, за которою «посторонним ни шагу». Затяжной, почти 400-километровый маршрут пролегает не только по узким, хотя и асфальтированным дорогам, но и по транспортным магистралям трёх областей: Ивановской, Владимирской, Московской.
     «Комфортабельное» путешествие в МОБДе для меня менее привычно, чем, скажем, в «апельсине». Так ракетчики прозвали БМДСы – боевые машины дежурных сил – за их оранжевые, как спецодежда дорожных рабочих, кунги. Не стоит сравнивать МОБД с железнодорожным вагоном, но в нём тоже есть купейные отсеки – один с четырьмя, а другой с двумя спальными койками. Тут всё продумано до мелочей: столовая, кухня и даже своя «оружейка». Этот МАЗ – ещё старого образца, а совсем недавно в дивизию стали поступать и новые МОБДы с более просторной кабиной, наподобие той, что установлена на «Искандерах».
     Если на поезде из Москвы до Тейково я добирался ровно четверть суток, то этот «тополиный» караван, идущий в сопровождении нескольких спецавтомобилей ДПС, возглавляющих и замыкающих колонну, появится на МКАДе лишь через 12 часов. Кстати, всю остальную технику в Алабино для подготовки к параду доставят по железной дороге. Только стратегические ракетчики идут своим ходом.
     Прямо напротив меня, в одном купе, то и дело поглядывая на часы, призадумался о чём-то своём лейтенант Виктор Химич. Едва он сменил с наряда по КПП, как ему позвонил командир группы: будешь сопровождать колонну. Из дома он успел захватить лишь термос с горячим чаем, который в конце пути, уже после двухчасовой остановки для дозаправки, пришёлся весьма кстати. Морозец и впрямь был не по-весеннему лютым...
     Он, конечно, знает, что я представляю газету. Как выяснилось чуть позже, Виктор отвечает за охрану на маршруте движения. Он потомственный военный уже в четвёртом поколении. Отец у него – полковник, командир технической ракетной базы Тейковской дивизии. Неудивительно, что после окончания Серпуховского военного института ракетных войск лейтенант Химич мечтал распределиться именно в Ивановскую область. Впрочем, у него на это были и другие причины.
     – У нас почти весь курс стремился сюда попасть, – рассказывает он. – Дивизия завершает перевооружение, она самая передовая...
     Пусковые, которые идут в колонне прямо перед нами, всего-то два года назад покинули Московский институт теплотехники, сменив на посту устаревающие «Тополя». Та самая буква «М», которая появилась в названии после дефиса, означает, что комплекс «модернизирован». Он многим отличается от своего предшественника, принятого на вооружение ещё в конце 1980-х, и об этом «Красная звезда» рассказывала. Самое же главное заключается в том, что новые технические решения ещё больше повысили ядерную безопасность и без того надёжного комплекса. Тем не менее перед парадом вместо ракет на эти стотонные машины установили макеты пусковых контейнеров.
     Помощник командира дивизии по материально-техническому обеспечению полковник Алексей Карелин рассказал, что уже с января в соединении были проведены контрольные занятия с экипажами сводного парадного расчёта. Прежде чем совершить марш, на автодроме дивизии механики-водители сдали зачёты комиссии Владимирского объединения, и заместитель командующего армией генерал-майор Олег Анциферов отметил их высокий профессионализм.
     По пути мы уже совершили две короткие остановки для контрольного осмотра техники. Где бы мы ни проезжали, из окон домов то и дело высовываются удивлённые лица, встречные машины притормаживают и съезжают на обочину, прохожие пытаются заснять пусковую на мобильники. Оно и понятно: когда ещё увидишь такое не по телевизору, а вживую. Даже инспекторы ДПС, видимо, заранее предупреждённые о маршруте движения колонны, запаслись любительскими фотоаппаратами. От механиков-водителей, которые незадолго до марша выезжали на рекогносцировку и успели изучить эту дорогу не хуже иного дальнобойщика, я узнаю, что скоро проедем Киржач, однако там стоянки не будет.
     – Вот остановимся для дозаправки, – деловито намекает старший прапорщик Александр Токаев, – тогда и выпадет минутка-другая, чтобы поговорить... Ну это будет уже вечером, ближе к восьми.
     Независимо от званий, все обращаются к нему запросто и по-свойски: Петрович. Он не обижается, привык. Если по отчеству – значит, уважают, да и должен же быть в полку «свой человек». Он «мехвод» с восьмилетним стажем. Почти вся служба прошла в Тейково. Несколько лет назад он уже выезжал в Алабино. Однако тогда Токаев был в резерве, а теперь – основной, и, значит, именно ему предстоит провести свою пусковую по Красной площади.
     Как и большинство автовладельцев, «Жигулям» Петрович предпочёл иномарку. У него изрядно подержанный «Фиат».
     – Я и в нём чувствую себя как-то неуютно, – признаётся он. – Уже привык к «Тополям». На них-то я накрутил побольше, чем на легковушке.
     Старший прапорщик Токаев всегда мечтал принять участие в параде, для него это событие, пожалуй, самое значимое в жизни.
     – Мои деды воевали в Великую Отечественную войну, один был танкистом, дослужился до полковника. Другой - лётчик, капитан. Признаться, мне сложно передать словами свои чувства...
     На МКАДе, где пусковые шли в общем потоке машин, невзирая на лютый мороз и глубокую ночь, колонну встретила группа телевизионщиков. Всем не терпелось сделать горячие кадры с места событий. Такого количества камер не ожидал, пожалуй, никто, кроме пресс-секретаря Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Ракетным войскам стратегического назначения полковника Вадима Коваля. Это он преподнёс такой сюрпиз участникам парада. Однако остановка колонны была недолгой: несколько минут на съёмку – и снова в путь, туда, где в течение нескольких месяцев будут проходить тренировки.
     На МКАДе мне довелось пообщаться с заместителем командира полка майором Евгением Котовым. Службу в Тейковском соединении он начинал ещё солдатом, а затем поступил всё в тот же Серпуховской институт, уж больно впечатлили его «Тополя». Он твёрдо решил стать стратегическим ракетчиком, невзирая на то, что отец посвятил себя Северному флоту.
     Наблюдая за тем, как офицер инструктирует подчинённых, понял, что этот маршрут ему хорошо знаком. Во время остановок он то и дело напоминал механикам-водителям где их ожидает крутой спуск или подъём, линии электропередачи или телефонной связи. Даже любое незначительное сужение дороги не укрылось от его пристального взгляда. Оказывается, ещё, будучи командиром дивизиона, он уже принимал участие в параде. О том, что снова поедет в Москву офицер узнал ещё в прошлом году. Однажды, вернувшись с боевого дежурства, на котором он провёл почти неделю, майор Котов сообщил супруге, что ему снова предстоит участие в параде.
     – Нина поначалу обрадовалась, а потом огорчилась, – признаётся он, – ведь это означает, что мы снова расстанемся почти на три месяца. Однако она уже ко всему привыкла, как и положено офицерской жене. Скоро увидит меня по телевизору.
     Впрочем, не только она, но и вся страна... А мне надолго запомнится глухой ивановский лес. В этих стройных соснах и елях, макушки которых того и гляди дотянутся до звёзд, наши «Тополя» надёжно укрыты. И служат отнюдь не для парада.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex