«Красная звезда» уже сообщала (см. еженедельник за 22–28 декабря 2010 года) о первом пленарном заседании нового состава Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. На заседании, в котором приняли участие глава военного ведомства Анатолий Сердюков и статс-секретарь - заместитель министра обороны Николай Панков, были утверждены структуры этого общественного подразделения и план работы на 2011 год. О некоторых его особенностях, обусловленных продолжающимся процессом модернизации Вооружённых Сил, нашему корреспонденту рассказал заместитель председателя Общественного совета, доктор философских наук полковник запаса Александр КАНЬШИН.
![](26.jpg)
Для начала заметим, что наш собеседник не первый год участвует в общественной работе, связанной с оборонной сферой. Уволившись из армии, которой отдал 20 лет жизни, с должности инспектора политуправления Сухопутных войск, Александр Николаевич вот уже более 17 лет возглавляет совет директоров им же созданной Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир», чья деятельность известна в том числе и тем, что её члены активно занимаются патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой её к военной службе, помогают командирам укреплять дисциплину и порядок в войсках, возрождать дух состязательности в боевой подготовке.
Кроме того, на протяжении четырёх лет Каньшин был членом Общественной палаты Российской Федерации, где с января 2008 по декабрь 2009 года возглавлял комиссию по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Работа этой комиссии, по оценке секретаря Общественной палаты академика Евгения Велихова, была весьма плодотворной, многие её предложения нашли поддержку в решениях руководства страны, федеральных и региональных органов власти.
Не новичок Александр Каньшин и в Общественном совете при Министерстве обороны, где возглавлял одно из ключевых его подразделений - комиссию по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины. С короткого экскурса в тот период и начался наш разговор.
- Александр Николаевич, вы не понаслышке знали, что собой представляла тогда наша армия. В чём вы видели свою задачу, принимая приглашение стать членом Общественного совета при Министерстве обороны?
- Разумеется, в соответствии с профилем комиссии хотелось внести какой-то конкретный вклад в решение задач, связанных с повышением безопасности военной службы, укреплением правопорядка и воинской дисциплины. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что за четыре года (первый состав совета работал с января 2007 по декабрь 2010 года. - Г. М.) наша комиссия выработала немало предложений, способствовавших поиску необходимых решений в этой области. Несмотря на отсутствие какого-либо финансирования, в отличие от Общественной палаты Российской Федерации Общественный совет при Минобороны не имеет ни своего аппарата, ни бюджета - мы побывали практически во всех военных округах, на Северном и Тихоокеанском флотах. Причём в каждой из таких поездок участвовали члены разных комиссий, что расширяло горизонты нашего видения армейских проблем. Многие гарнизоны объездил вместе с нами председатель Общественного совета народный артист России Никита Сергеевич Михалков. Таким образом, можно считать, что все мои коллеги были в курсе происходящего в армии и на флоте.
Не скажу, что их потенциал был реализован в полной мере. Наша работа, что греха таить, зачастую носила декларативный характер. Сказывалось и то, что со стороны некоторых командиров и начальников не было соответствующей реакции на наши обращения, а порой приходилось сталкиваться и с попытками приукрасить положение дел, завуалировать недостатки. Надеюсь, что работа нового состава Общественного совета будет более продуктивной и ему всё-таки удастся добиться, чтобы соответствующие руководители не только слышали нас, но и оперативно реагировали на наши предложения.
Кстати, в связи с этим, думаю, нелишне будет напомнить, что есть директива министра обороны, которой всем должностным лицам министерства, включая заместителей главы военного ведомства, вменяется в обязанность отвечать на запросы Общественного совета. У нас уже наработан определённый опыт взаимодействия с представителями Минобороны в поиске единых подходов к решению тех или иных вопросов, возникающих в процессе модернизации Вооружённых Сил. Особенно плодотворными в этом плане, на мой взгляд, были мероприятия с участием статс-секретаря - заместителя министра обороны Панкова Николая Александровича, советника министра обороны Завьяловой Татьяны Владимировны и других представителей военного ведомства, чей конструктивный подход к делу, собственно, и позволил вывести наше взаимодействие на новый уровень, отвечающий задачам дня, и за что им огромное спасибо.
В целом же, оглядываясь на пройденный путь, по-моему, можно с полным основанием сказать, что в лице Общественного совета при Министерстве обороны мы получили орган, который способствует углублению взаимодействия общества и армии и активно работает на престиж военной службы.
- А не может ли случиться так, что Общественный совет, да ещё если у него появится какой-то бюджет, окажется в роли своего рода пиар-группы, которая будет выдавать чёрное за белое?
- Нынешний состав Общественного совета по численности меньше прежнего. Но костяк остался. Это проверенные в деле люди, которые, думаю, не позволят марать своё имя, если на них будут оказывать давление или требовать, чтобы они прикрывали какие-то неблаговидные действия или неоправданные решения чиновников. И в своём выступлении на нашем первом пленарном заседании Никита Сергеевич Михалков заявил об этом со всей свойственной ему прямотой.
Лично меня не может не радовать и тот факт, что в новом составе совета есть люди, которые давно сотрудничают с Ассоциацией «Мегапир». Это председатель Межрегионального общественного фонда «Армия и культура» народный артист СССР Василий Семёнович Лановой, председатель Центрального совета ДОСААФ России Сергей Александрович Маев, президент Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука - XXI век» Рафаэль Миргалиевич Тимошев. Уж они-то, уверен, не будут подпевалами. Да и другие, кого я знаю по прежнему составу Общественного совета, люди самодостаточные, со своим мнением. Они исходят из того, что мы живём не в королевстве кривых зеркал и должны видеть положение вещей таким, каково оно есть, честно и откровенно информировать руководство Вооружённых Сил и государства о существующих проблемах и предлагать пути их решения. Именно такого отношения к своему делу мы ждём от всех членов Общественного совета и в ходе предстоящей предвыборной кампании, когда политические официанты наверняка ринутся «обслуживать» армию.
Об этом, как вы знаете, шла речь и на состоявшемся недавно собрании офицеров запаса, проживающих в Москве и регионах Центрального федерального округа. Между прочим, в его организации наряду с Ассоциацией «Мегапир» приняли участие и члены Общественного совета при Министерстве обороны.
Кстати, некоторые темы, поднятые на собрании офицеров запаса, были потом затронуты и на совещании по вопросам занятости населения, которое проводил в подмосковных Горках Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
- Известно, что вопросы на этом совещании поднимались разные. А что из того, о чём вы там говорили, хотелось бы выделить особо?
- Да, вопросы поднимались разные. И каждый из них по-своему важен. Но сейчас хотелось бы ещё раз более подробно остановиться на такой острейшей, на мой взгляд, проблеме, о которой я говорил и на совещании, как адаптация и трудоустройство уволенных военнослужащих.
Дело в том, что только за последние годы из Вооружённых Сил уволены десятки тысяч молодых офицеров. Далеко не все они работают по специальностям, близким к полученным в военных вузах. То есть огромные средства, затраченные государством на образование и содержание офицеров, фактически не окупаются. В то же время наши встречи с руководителями субъектов Федерации, городов и других муниципальных образований показывают, что решить эту задачу за счёт местных ресурсов представляется весьма проблематичным. Например, в одном только Чебаркульском гарнизоне проживают сотни уволенных офицеров, которые нуждаются в трудоустройстве. Необходимой же для этого инфраструктуры в регионе нет.
И ещё. В стране 50 тысяч школ. Коллективы в них работают по преимуществу женские. Мы неоднократно и в Общественной палате, и в Общественном совете при Минобороны ставили вопрос о необходимости усиления начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания. Почему бы не создать в школах достойные рабочие условия для офицеров запаса, имеющих опыт обучения и воспитания людей, и тем самым привлечь их туда?
На мой взгляд, было бы разумным, если бы государство, опираясь на общественные организации, бизнес-структуры, активнее вовлекало офицеров запаса и в экономические проекты. Мы же, образно говоря, всё время пытаемся раздать пресловутую рыбу, которой, естественно, на всех не хватает. А почему бы не дать человеку удочку, чтобы он сам её выловил? Взять, к примеру, автотрассу Москва - Сочи. На всём её протяжении негде нормально перекусить, отдохнуть, помыться, в туалет, в конце концов, сходить. А ведь совсем скоро Олимпиада. Почему бы не организовать, в том числе и с привлечением офицеров запаса, строительство вдоль таких трасс дорожных сервисных центров? В своё время в Ассоциации «Мегапир» был разработан такой проект. Осталось только договориться с Министерством транспорта о выделении земли вдоль трасс под такое начинание. К сожалению, в данном случае получить «удочку» нам пока не удалось. А вообще, думается, было бы неплохо, и об этом я тоже сказал на совещании у президента, если бы государство давало офицерам при увольнении в запас землю, помогало им строить жильё, создавать фермерские хозяйства.
- И какой отклик получило ваше выступление?
- Судя по заключению главы государства, который, подводя итоги совещания, высказался по отдельным направлениям состоявшегося разговора, в том числе и обозначенным в моём выступлении, голос офицеров запаса был услышан на самом высоком уровне. Таким образом, можно сказать, что мы являемся свидетелями внедрения новых подходов во взаимоотношениях государства с ветеранами, с гражданским обществом в целом, основанных на взаимоуважении, диалоге и партнёрстве. Мы начинаем лучше слышать друг друга.
Что же касается взаимодействия Общественного совета при Министерстве обороны непосредственно с подразделениями военного ведомства, то здесь, конечно, многое будет зависеть от доверия к нам со стороны руководителей этих подразделений. Хотелось бы, чтобы они не только своевременно отвечали на наши запросы, но и сами регулярно информировали Общественный совет о положении дел на том или ином участке. Причём информировали объективно, а не выдавали, как вы говорите, чёрное за белое.
Сейчас мы как раз налаживаем такое взаимодействие с войсками и органами военного управления. В этих целях, считаю, будет полезным использовать опыт Ассоциации «Мегапир», которая имеет более 200 своих представителей в регионах. Они вполне могут представлять и Общественный совет на своих территориях, что позволит более оперативно информировать общество и руководство Минобороны об имеющихся там проблемах.
- Александр Николаевич, первым пунктом ваших обязанностей как заместителя председателя Общественного совета значится планирование работы его структур. На чём предполагается сосредоточить их внимание в первую очередь?
- Планируя свою работу, мы стараемся учесть важнейшие составляющие боевой готовности войск и сил. Это и морально-психологическое состояние личного состава, и укомплектованность частей и соединений, и их обустройство, и подготовка кадров, и воинская дисциплина, и многое, многое другое, без чего немыслима нормальная жизнедеятельность Вооружённых Сил. А чтобы знать конкретно, что у кого «болит», мы должны слушать людей сами и помогать услышать их чаяния руководству страны, военного ведомства. В частности, в этих целях мы планируем совместно с представителями Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о совершенствовании духовно-нравственного воспитания военнослужащих в условиях формирования нового облика Вооружённых Сил. На выездном заседании Общественного совета в Воздушно-десантных войсках речь пойдёт о работе по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Кроме того, члены совета примут участие в целом ряде мероприятий, проводимых под руководством министра обороны.
Главная же наша цель - крепить взаимодействие армии и общества в оборонной сфере. Ведь не секрет, что всё негативное, что есть в обществе, с особой силой ударяет по армии и затем бумерангом возвращается обратно в общество. То есть, когда мы говорим о том, что не все мероприятия, связанные с модернизацией Вооружённых Сил, проходят безболезненно для людей, не надо делать поспешных выводов относительно проводимых реформ и ждать сиюминутного результата. Хотя бы объективности ради давайте признаем: сделано-то немало. И тут надо отдать должное руководству военного ведомства. Ведь армия у нас по сути дела до недавнего времени оставалась в социализме: нищета офицеров, бесквартирье, части без личного состава... Всё пришлось ставить на новые рельсы: создавать новые схемы, новые системы, в том числе системы управления, формирования нового офицера, руководителя-созидателя.
А между тем не всё в оборонной сфере зависит только от военного ведомства, корни многих негативных явлений лежат в недрах нашего общества, воспитанного, в том числе, к сожалению, при активном участии средств массовой информации, на пренебрежительно-настороженном отношении к человеку в погонах.
- Нельзя ли подробнее о том, что касается взаимодействия со средствами массовой информации?
- Исходя из личного опыта работы в Общественной палате Российской Федерации, а также в Общественном совете при Министерстве обороны, должен сказать, что это взаимодействие является одним из важнейших факторов, определяющих успех их деятельности. Что бы там ни говорили, практика убеждает: СМИ - это большая сила, с помощью которой общество может не только получать информацию о происходящем, но и влиять на происходящее. Конечно, как говорится, в любой семье не без урода. Но, к счастью, достойных людей среди журналистской братии всё же больше. По крайней мере мне в этом смысле повезло - судьба свела именно с такими профессионалами массмедиа.
Пользуясь случаем, особое спасибо хочу сказать труженикам военных СМИ, а также представителям Главного управления по работе с личным составом, обеспечивающим выполнение ими своей непростой, прямо скажем, миссии в многоголосом информационном пространстве. Имея невысокие, мягко говоря, зарплаты и командировочные, вынужденные действовать в жёстких рамках ведомственных изданий, наступая порой на горло «собственной песне», военные журналисты работают в том же ритме, что и представители других СМИ. Хочется надеяться, что в ходе модернизации Вооружённых Сил будет уделено должное внимание и укреплению их информационных ресурсов, а новый состав Общественного совета при Министерстве обороны не останется безучастным к этому процессу. К слову, уже запланировано расширенное заседание нашего президиума с повесткой дня «Армия, СМИ и общество». Есть необходимость поговорить и о роли прессы в формировании позитивного имиджа Вооружённых Сил.
И особые надежды, безусловно, мы возлагаем на «Красную звезду», которая с первых дней существования Общественного совета активно и профессионально освещает его работу. Может быть, стоит рассмотреть вопрос и о том, чтобы наша газета имела постоянную рубрику или страничку, где рассказывалось бы обо всём, что делается в Общественном совете при Министерстве обороны и в Общественной палате по военной проблематике. Ну и конечно же надо думать о том, как расширить круг читателей «Звёздочки», чтобы как можно больше людей, в том числе молодёжи допризывного и призывного возраста, было в курсе происходящего в армии и на флоте.
Особенно важно, мне кажется, чтобы главная военная газета страны пришла в общеобразовательные школы, где, собственно, и сосредоточен сегодня основной контингент будущих защитников Отечества. Понятно, что здесь нужна организаторская работа, и мы готовы подключиться к ней.
Мы намерены также способствовать более тесному взаимодействию военного ведомства с Общественной палатой РФ в интересах укрепления национальной безопасности. Этому, в частности, была посвящена наша рабочая встреча с секретарём Общественной палаты, президентом Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгением Павловичем Велиховым. Речь шла о необходимости активизации сотрудничества двух общественных структур с военным ведомством в вопросах, связанных с модернизацией армии и флота, совершенствованием оборонно-промышленного комплекса, социальной защитой военнослужащих и членов их семей. Уже в ближайшее время мы намерены провести совещание руководителей общественных и ветеранских организаций на эту тему.