на главную страницу

10 Марта 2011 года

Армия и общество

Четверг

СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».



«Красная звезда» уже сообщала (см. еженедельник за 22–28 декабря 2010 года) о первом пленарном заседании нового состава Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. На заседании, в котором приняли участие глава военного ведомства Анатолий Сердюков и статс-секретарь - заместитель министра обороны Николай Панков, были утверждены структуры этого общественного подразделения и план работы на 2011 год. О некоторых его особенностях, обусловленных продолжающимся процессом модернизации Вооружённых Сил, нашему корреспонденту рассказал заместитель председателя Общественного совета, доктор философских наук полковник запаса Александр КАНЬШИН.

     Для начала заметим, что наш собеседник не первый год участвует в общественной работе, связанной с оборонной сферой. Уволившись из армии, которой отдал 20 лет жизни, с должности инспектора политуправления Сухопутных войск, Александр Николаевич вот уже более 17 лет возглавляет совет директоров им же созданной Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир», чья деятельность известна в том числе и тем, что её члены активно занимаются патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой её к военной службе, помогают командирам укреплять дисциплину и порядок в войсках, возрождать дух состязательности в боевой подготовке.
     Кроме того, на протяжении четырёх лет Каньшин был членом Общественной палаты Российской Федерации, где с января 2008 по декабрь 2009 года возглавлял комиссию по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Работа этой комиссии, по оценке секретаря Общественной палаты академика Евгения Велихова, была весьма плодотворной, многие её предложения нашли поддержку в решениях руководства страны, федеральных и региональных органов власти.
     Не новичок Александр Каньшин и в Общественном совете при Министерстве обороны, где возглавлял одно из ключевых его подразделений - комиссию по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины. С короткого экскурса в тот период и начался наш разговор.
     - Александр Николаевич, вы не понаслышке знали, что собой представляла тогда наша армия. В чём вы видели свою задачу, принимая приглашение стать членом Общественного совета при Министерстве обороны?
     - Разумеется, в соответствии с профилем комиссии хотелось внести какой-то конкретный вклад в решение задач, связанных с повышением безопасности военной службы, укреплением правопорядка и воинской дисциплины. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что за четыре года (первый состав совета работал с января 2007 по декабрь 2010 года. - Г. М.) наша комиссия выработала немало предложений, способствовавших поиску необходимых решений в этой области. Несмотря на отсутствие какого-либо финансирования, в отличие от Общественной палаты Российской Федерации Общественный совет при Минобороны не имеет ни своего аппарата, ни бюджета - мы побывали практически во всех военных округах, на Северном и Тихоокеанском флотах. Причём в каждой из таких поездок участвовали члены разных комиссий, что расширяло горизонты нашего видения армейских проблем. Многие гарнизоны объездил вместе с нами председатель Общественного совета народный артист России Никита Сергеевич Михалков. Таким образом, можно считать, что все мои коллеги были в курсе происходящего в армии и на флоте.
     Не скажу, что их потенциал был реализован в полной мере. Наша работа, что греха таить, зачастую носила декларативный характер. Сказывалось и то, что со стороны некоторых командиров и начальников не было соответствующей реакции на наши обращения, а порой приходилось сталкиваться и с попытками приукрасить положение дел, завуалировать недостатки. Надеюсь, что работа нового состава Общественного совета будет более продуктивной и ему всё-таки удастся добиться, чтобы соответствующие руководители не только слышали нас, но и оперативно реагировали на наши предложения.
     Кстати, в связи с этим, думаю, нелишне будет напомнить, что есть директива министра обороны, которой всем должностным лицам министерства, включая заместителей главы военного ведомства, вменяется в обязанность отвечать на запросы Общественного совета. У нас уже наработан определённый опыт взаимодействия с представителями Минобороны в поиске единых подходов к решению тех или иных вопросов, возникающих в процессе модернизации Вооружённых Сил. Особенно плодотворными в этом плане, на мой взгляд, были мероприятия с участием статс-секретаря - заместителя министра обороны Панкова Николая Александровича, советника министра обороны Завьяловой Татьяны Владимировны и других представителей военного ведомства, чей конструктивный подход к делу, собственно, и позволил вывести наше взаимодействие на новый уровень, отвечающий задачам дня, и за что им огромное спасибо.
     В целом же, оглядываясь на пройденный путь, по-моему, можно с полным основанием сказать, что в лице Общественного совета при Министерстве обороны мы получили орган, который способствует углублению взаимодействия общества и армии и активно работает на престиж военной службы.
     - А не может ли случиться так, что Общественный совет, да ещё если у него появится какой-то бюджет, окажется в роли своего рода пиар-группы, которая будет выдавать чёрное за белое?
     - Нынешний состав Общественного совета по численности меньше прежнего. Но костяк остался. Это проверенные в деле люди, которые, думаю, не позволят марать своё имя, если на них будут оказывать давление или требовать, чтобы они прикрывали какие-то неблаговидные действия или неоправданные решения чиновников. И в своём выступлении на нашем первом пленарном заседании Никита Сергеевич Михалков заявил об этом со всей свойственной ему прямотой.
     Лично меня не может не радовать и тот факт, что в новом составе совета есть люди, которые давно сотрудничают с Ассоциацией «Мегапир». Это председатель Межрегионального общественного фонда «Армия и культура» народный артист СССР Василий Семёнович Лановой, председатель Центрального совета ДОСААФ России Сергей Александрович Маев, президент Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука - XXI век» Рафаэль Миргалиевич Тимошев. Уж они-то, уверен, не будут подпевалами. Да и другие, кого я знаю по прежнему составу Общественного совета, люди самодостаточные, со своим мнением. Они исходят из того, что мы живём не в королевстве кривых зеркал и должны видеть положение вещей таким, каково оно есть, честно и откровенно информировать руководство Вооружённых Сил и государства о существующих проблемах и предлагать пути их решения. Именно такого отношения к своему делу мы ждём от всех членов Общественного совета и в ходе предстоящей предвыборной кампании, когда политические официанты наверняка ринутся «обслуживать» армию.
     Об этом, как вы знаете, шла речь и на состоявшемся недавно собрании офицеров запаса, проживающих в Москве и регионах Центрального федерального округа. Между прочим, в его организации наряду с Ассоциацией «Мегапир» приняли участие и члены Общественного совета при Министерстве обороны.
     Кстати, некоторые темы, поднятые на собрании офицеров запаса, были потом затронуты и на совещании по вопросам занятости населения, которое проводил в подмосковных Горках Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев.
     - Известно, что вопросы на этом совещании поднимались разные. А что из того, о чём вы там говорили, хотелось бы выделить особо?
     - Да, вопросы поднимались разные. И каждый из них по-своему важен. Но сейчас хотелось бы ещё раз более подробно остановиться на такой острейшей, на мой взгляд, проблеме, о которой я говорил и на совещании, как адаптация и трудоустройство уволенных военнослужащих.
     Дело в том, что только за последние годы из Вооружённых Сил уволены десятки тысяч молодых офицеров. Далеко не все они работают по специальностям, близким к полученным в военных вузах. То есть огромные средства, затраченные государством на образование и содержание офицеров, фактически не окупаются. В то же время наши встречи с руководителями субъектов Федерации, городов и других муниципальных образований показывают, что решить эту задачу за счёт местных ресурсов представляется весьма проблематичным. Например, в одном только Чебаркульском гарнизоне проживают сотни уволенных офицеров, которые нуждаются в трудоустройстве. Необходимой же для этого инфраструктуры в регионе нет.
     И ещё. В стране 50 тысяч школ. Коллективы в них работают по преимуществу женские. Мы неоднократно и в Общественной палате, и в Общественном совете при Минобороны ставили вопрос о необходимости усиления начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания. Почему бы не создать в школах достойные рабочие условия для офицеров запаса, имеющих опыт обучения и воспитания людей, и тем самым привлечь их туда?
     На мой взгляд, было бы разумным, если бы государство, опираясь на общественные организации, бизнес-структуры, активнее вовлекало офицеров запаса и в экономические проекты. Мы же, образно говоря, всё время пытаемся раздать пресловутую рыбу, которой, естественно, на всех не хватает. А почему бы не дать человеку удочку, чтобы он сам её выловил? Взять, к примеру, автотрассу Москва - Сочи. На всём её протяжении негде нормально перекусить, отдохнуть, помыться, в туалет, в конце концов, сходить. А ведь совсем скоро Олимпиада. Почему бы не организовать, в том числе и с привлечением офицеров запаса, строительство вдоль таких трасс дорожных сервисных центров? В своё время в Ассоциации «Мегапир» был разработан такой проект. Осталось только договориться с Министерством транспорта о выделении земли вдоль трасс под такое начинание. К сожалению, в данном случае получить «удочку» нам пока не удалось. А вообще, думается, было бы неплохо, и об этом я тоже сказал на совещании у президента, если бы государство давало офицерам при увольнении в запас землю, помогало им строить жильё, создавать фермерские хозяйства.
     - И какой отклик получило ваше выступление?
     - Судя по заключению главы государства, который, подводя итоги совещания, высказался по отдельным направлениям состоявшегося разговора, в том числе и обозначенным в моём выступлении, голос офицеров запаса был услышан на самом высоком уровне. Таким образом, можно сказать, что мы являемся свидетелями внедрения новых подходов во взаимоотношениях государства с ветеранами, с гражданским обществом в целом, основанных на взаимоуважении, диалоге и партнёрстве. Мы начинаем лучше слышать друг друга.
     Что же касается взаимодействия Общественного совета при Министерстве обороны непосредственно с подразделениями военного ведомства, то здесь, конечно, многое будет зависеть от доверия к нам со стороны руководителей этих подразделений. Хотелось бы, чтобы они не только своевременно отвечали на наши запросы, но и сами регулярно информировали Общественный совет о положении дел на том или ином участке. Причём информировали объективно, а не выдавали, как вы говорите, чёрное за белое.
     Сейчас мы как раз налаживаем такое взаимодействие с войсками и органами военного управления. В этих целях, считаю, будет полезным использовать опыт Ассоциации «Мегапир», которая имеет более 200 своих представителей в регионах. Они вполне могут представлять и Общественный совет на своих территориях, что позволит более оперативно информировать общество и руководство Минобороны об имеющихся там проблемах.
     - Александр Николаевич, первым пунктом ваших обязанностей как заместителя председателя Общественного совета значится планирование работы его структур. На чём предполагается сосредоточить их внимание в первую очередь?
     - Планируя свою работу, мы стараемся учесть важнейшие составляющие боевой готовности войск и сил. Это и морально-психологическое состояние личного состава, и укомплектованность частей и соединений, и их обустройство, и подготовка кадров, и воинская дисциплина, и многое, многое другое, без чего немыслима нормальная жизнедеятельность Вооружённых Сил. А чтобы знать конкретно, что у кого «болит», мы должны слушать людей сами и помогать услышать их чаяния руководству страны, военного ведомства. В частности, в этих целях мы планируем совместно с представителями Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о совершенствовании духовно-нравственного воспитания военнослужащих в условиях формирования нового облика Вооружённых Сил. На выездном заседании Общественного совета в Воздушно-десантных войсках речь пойдёт о работе по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Кроме того, члены совета примут участие в целом ряде мероприятий, проводимых под руководством министра обороны.
     Главная же наша цель - крепить взаимодействие армии и общества в оборонной сфере. Ведь не секрет, что всё негативное, что есть в обществе, с особой силой ударяет по армии и затем бумерангом возвращается обратно в общество. То есть, когда мы говорим о том, что не все мероприятия, связанные с модернизацией Вооружённых Сил, проходят безболезненно для людей, не надо делать поспешных выводов относительно проводимых реформ и ждать сиюминутного результата. Хотя бы объективности ради давайте признаем: сделано-то немало. И тут надо отдать должное руководству военного ведомства. Ведь армия у нас по сути дела до недавнего времени оставалась в социализме: нищета офицеров, бесквартирье, части без личного состава... Всё пришлось ставить на новые рельсы: создавать новые схемы, новые системы, в том числе системы управления, формирования нового офицера, руководителя-созидателя.
     А между тем не всё в оборонной сфере зависит только от военного ведомства, корни многих негативных явлений лежат в недрах нашего общества, воспитанного, в том числе, к сожалению, при активном участии средств массовой информации, на пренебрежительно-настороженном отношении к человеку в погонах.
     - Нельзя ли подробнее о том, что касается взаимодействия со средствами массовой информации?
     - Исходя из личного опыта работы в Общественной палате Российской Федерации, а также в Общественном совете при Министерстве обороны, должен сказать, что это взаимодействие является одним из важнейших факторов, определяющих успех их деятельности. Что бы там ни говорили, практика убеждает: СМИ - это большая сила, с помощью которой общество может не только получать информацию о происходящем, но и влиять на происходящее. Конечно, как говорится, в любой семье не без урода. Но, к счастью, достойных людей среди журналистской братии всё же больше. По крайней мере мне в этом смысле повезло - судьба свела именно с такими профессионалами массмедиа.
     Пользуясь случаем, особое спасибо хочу сказать труженикам военных СМИ, а также представителям Главного управления по работе с личным составом, обеспечивающим выполнение ими своей непростой, прямо скажем, миссии в многоголосом информационном пространстве. Имея невысокие, мягко говоря, зарплаты и командировочные, вынужденные действовать в жёстких рамках ведомственных изданий, наступая порой на горло «собственной песне», военные журналисты работают в том же ритме, что и представители других СМИ. Хочется надеяться, что в ходе модернизации Вооружённых Сил будет уделено должное внимание и укреплению их информационных ресурсов, а новый состав Общественного совета при Министерстве обороны не останется безучастным к этому процессу. К слову, уже запланировано расширенное заседание нашего президиума с повесткой дня «Армия, СМИ и общество». Есть необходимость поговорить и о роли прессы в формировании позитивного имиджа Вооружённых Сил.
     И особые надежды, безусловно, мы возлагаем на «Красную звезду», которая с первых дней существования Общественного совета активно и профессионально освещает его работу. Может быть, стоит рассмотреть вопрос и о том, чтобы наша газета имела постоянную рубрику или страничку, где рассказывалось бы обо всём, что делается в Общественном совете при Министерстве обороны и в Общественной палате по военной проблематике. Ну и конечно же надо думать о том, как расширить круг читателей «Звёздочки», чтобы как можно больше людей, в том числе молодёжи допризывного и призывного возраста, было в курсе происходящего в армии и на флоте.
     Особенно важно, мне кажется, чтобы главная военная газета страны пришла в общеобразовательные школы, где, собственно, и сосредоточен сегодня основной контингент будущих защитников Отечества. Понятно, что здесь нужна организаторская работа, и мы готовы подключиться к ней.
     Мы намерены также способствовать более тесному взаимодействию военного ведомства с Общественной палатой РФ в интересах укрепления национальной безопасности. Этому, в частности, была посвящена наша рабочая встреча с секретарём Общественной палаты, президентом Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгением Павловичем Велиховым. Речь шла о необходимости активизации сотрудничества двух общественных структур с военным ведомством в вопросах, связанных с модернизацией армии и флота, совершенствованием оборонно-промышленного комплекса, социальной защитой военнослужащих и членов их семей. Уже в ближайшее время мы намерены провести совещание руководителей общественных и ветеранских организаций на эту тему.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex