на главную страницу

10 Марта 2011 года

История Отечества

Четверг

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Валерий ШИРСКИЙ.



     Тридцать лет прошло с того трагического дня, когда погиб весь цвет, всё командование Тихоокеанского флота. За тридцать лет стали взрослыми дети ушедших без времени отцов, подросли и обрели зрелость внуки, которых ушедшие так и не увидели. Память об ушедших живёт и в детях, и во внуках.
     Было это 7 февраля 1981 года. В Военно-морской академии закончились штабные учения командного состава всех флотов. Адмиралы и офицеры отправлялись на свои флоты. Надолго оставлять их без высшего командования недопустимо, времена были не те. Даже тридцать лет спустя друзей у нас не прибавилось. А в те годы была в разгаре «холодная война». Обстановка обязывала быть всегда в боевой готовности.
     Один за другим с военного
     аэродрома города Пушкина поднимались в воздух самолёты, унося к месту службы командующих, их заместителей, начальников штабов, офицеров штаба. Вот вырулил на полосу и самолёт командующего Тихоокеанским флотом. Командир Ту-104 Инюшин Анатолий Иванович был опытным, испытанным в различных ситуациях лётчиком.
     Попрощавшись с провожающими, по трапу поднимаются адмиралы, офицеры. Командующего флотом адмирала Эмиля Спиридонова провожает дочка с мужем. Погода вполне лётная, хотя идёт лёгкий снежок, пасмурно, небольшой боковой ветерок прогуливается по аэродрому, но ничто не предвещает трагедии. Да с таким лётчиком, командиром лайнера, и в худшую погоду не страшно. Не такое бывало.
     Двигатели набирают обороты, самолёт срывается с места. Вот он оторвался от взлётной полосы, набрал небольшую высоту и... на глазах у провожающих начал крениться на правое крыло и падать хвостовым оперением на землю. Командир пытается вывести лайнер на горизонтальный полёт, но... не хватает высоты, мала воздушная подушка, чтобы подхватить самолёт. Через мгновение неуправляемая махина, заправленная топливом для полёта до Владивостока, на глазах у провожающих падает на землю. Всё кажется каким-то наваждением, но происходит то, что происходит. А происходит трагедия, катастрофа. Притом настолько быстро, что никакая спасательная служба не в состоянии повлиять на происшедшее.
     Весь цвет, всё командование Тихоокеанского флота в одно мгновение навсегда покидает нашу бренную землю. Трагическая весть долетает до Тихого океана. Оперативный дежурный получает непостижимое по трагизму извещение. На флоте долго не проходит шок от этой трагедии. Ни флотом, ни эскадрами, ни флотилиями командовать некому. Все командующие были в самолёте. Много лет потребуется, чтобы полностью восстановить руководство Тихоокеанским флотом. А в сердцах людских и тридцать лет спустя незаживающей раной саднит то горькое происшествие.
     В том самолёте находился и бывший командир автора этих строк. Офицер, как говорят, от Бога. Командир БПК «Образцовый». Моряк и командир до мозга костей.
     Автор имел счастье служить под началом тогда капитана 2 ранга Джемса Константиновича Чулкова, у которого старшим помощником в то время был капитан-лейтенант Владимир Григорьевич Егоров, будущий командующий Балтийским флотом, обогнавший своего командира, ушедшего так трагически и безвременно. Очень тепло вспоминает о своём командире адмирал В.Г. Егоров, говорит о нём с благодарностью, любовью и безграничным уважением. А если бы?..
     Но не признает «если бы» история. А по таланту и способностям Джемса Константиновича можно только предполагать, кем бы он мог стать. Был командир мой на момент трагедии контр-адмиралом, командиром оперативной эскадры Тихоокеанского флота. Находился на взлёте своей блестящей карьеры. Во Владивостоке ждала его жёнушка Тамара Ивановна. Очень ей хотелось отметить присвоение мужу звания вице-адмирала. Да, звание соответствовало занимаемой Джемсом Константиновичем должности. Практически все документы были подписаны, оставалась самая малость: формально подтвердить в Центральном комитете. Не успели. И если награды могут быть посмертными, то со званиями так не бывает. И светлая память контр-адмиралу Чулкову, всем ушедшим в тот роковой день. Эта светлая память о них будет жить в сердцах их друзей, сослуживцев, детей и внуков, многие из которых продолжают дело своих дедов, служа на флоте.
     И вот прошло тридцать лет. Автор стоит рядом с супругой славного командира. Рядом очаровательная и совсем молодая дочка его Юлия и тут же, рядом с мамой и бабушкой, внук Джемса Константиновича Максим. И внук уже совсем взрослый молодой человек. Да, видимо, мама чуть постарше, чем показалось вначале. А вот с внуком не пришлось встретиться деду, как и внуку с ним.
     Но память о деде хранит этот паренёк и гордится своим дедом. Да, Максим, тебе есть кем гордиться. Ты много слышал о дедушке от его друзей, сослуживцев и от своей бабушки Тамары Ивановны. Как же всё переплетено в этой жизни и как мы все близки друг другу! В своей книге «Не уронившие чести» автор рассказывает о близком друге адмирале Владимире Григорьевиче Егорове, но есть в ней несколько страничек, посвящённых и другому прекрасному человеку - контр-адмиралу Джемсу Константиновичу Чулкову.
     Встретились мы с Тамарой Ивановной в январе 2011 года. Автор вручил ей вышеупомянутую книгу, а Тамара Ивановна пригласила 5 февраля прийти на Серафимовское кладбище и почтить память ушедших тридцать лет назад. Как же быстро летит время!
     И вот 5 февраля, Серафимовское кладбище. Погода сумрачная, соответствующая событию, гололёд. Прошла машина, посыпала песком заледеневшую дорогу перед мемориалом, подготовила дорожку для прохождения караула. Выстроился оркестр. Подошли курсанты Высшего военно-морского училища, ныне называемого институтом. Собираются родственники, друзья покоящихся в братской могиле адмиралов и офицеров. Подходят и убелённые сединами адмиралы. Все уже давно в запасе или в отставке.
     В конце аллеи появилась процессия, под барабанный бой двигающаяся к мемориалу. Впереди Андреевский флаг, флаг Российской Федерации. Рота почётного караула взяла «На караул». За флагами идут командующие флотами во главе с главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Сергеевичем Высоцким. Среди адмиралов священник. Процессия медленно приближается к мемориалу.
     И вот новое веяние времени, которое можно только приветствовать. Главком ВМФ с командующими возлагают венок и, отойдя в сторону, выстраиваются у памятника. Поднимается священник, и начинается поминальный молебен.
     Люди-то, лежащие в этой братской могиле, - все русские, все православные, все наверняка крещённые своими бабушками в детстве. Был крещён и мой командир, Джемс Константинович. И каким откровением было для меня, автора строк этих, что, будучи уже контр-адмиралом, Джемс Константинович захаживал в Никольский собор с дочкой, и они ставили свечку к иконе Николая Чудотворца. И поэтому ещё более светлым представился автору человек, который был его командиром.
     Многое сохранила память об этом человеке. Вот одно из воспоминаний. На корабль прибыли молодые лейтенанты после очередного выпуска. На БПК «Образцовый» почему-то сразу было человек пять назначено. Наверное, в кадровом органе воспользовались ремонтом корабля и потому так много молодых прислали, зная, что командир за время ремонта успеет подготовить их к плаванию и службе.
     Однажды командир собрал всех лейтенантов в кают-компании. На столе - большая стопка книг и различных документов. Джемс Константинович указал на стопку и сказал, что всё это лейтенанты обязаны изучить и знать, потом добавил: «Я вам в этом помогу. Сегодня мы начнём вот с этого». И командир взял в руки верхнюю папку. Всему этому был свидетелем автор. И это запало в душу. Подумалось, как жалко, что сразу после училища не попал к этому мудрому, строгому, но чрезвычайно справедливому и доброму командиру. Именно таких и принято называть: «отец-командир». Не намного этот «отец» был старше лейтенантов, но это был Отец с большой буквы.
     После молебна траурный митинг открывает вице-адмирал Фёдор Савельевич Смуглин. Он зачитывает стихи, написанные однокашником Джемса Константиновича Александром Спиридоновым. Затем предоставляет слово главкому ВМФ Владимиру Сергеевичу Высоцкому.
     Закончено возложение венков, закончились выступления. Прошёл торжественным маршем почётный караул. Далее приглашённых ждёт поминальный обед в Военно-морской академии.
     На обеде было предоставлено слово первому заместителю главы администрации Бологовского района - родины Джемса Константиновича - Карандашовой Людмиле Владимировне. А потом выяснилось, что присутствует здесь же и директор школы посёлка Берёзовский Рядок, где учился будущий флотоводец. Директор, разумеется, не тот, который был при Джемсе Константиновиче, много времени прошло с тех пор. Приехала почтить своего земляка и глава администрации Александрова Вера Михайловна. Чтят в посёлке и в школе память своего славного земляка, а значит, жизнь контр-адмирала продолжается. Показали небольшой фильм «Память сердца». Кстати, и всё траурное мероприятие проходило под этим девизом - Память сердца.
     Светлая память ушедшим, и пусть земля им будет пухом. Да будет так!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex