на главную страницу

10 Марта 2011 года

Автоклуб

Четверг

КОГДА ПРИШЛА ВЕСНА

Олег ПЧЕЛОВ. Фото автора.



Армию автомобилистов-любителей можно условно разделить на две части. К первой относятся те, кто эксплуатирует своё авто круглогодично. Их кредо: автомобиль создан для того, чтобы ездить. Ко второй относятся те автолюбители, которые в осенне-зимний период машины не используют. Кто-то хранит легковушки в гаражах, на платных парковках-стоянках или по месту проживания, например, около своих многоэтажек. Их прозвище - «подснежники».

     Среди первых и вторых немало автолюбителей в погонах. Когда военнослужащие находятся на полигонах, в командировках, в качестве средств передвижения используется военная техника. Личным транспортом военнослужащим, особенно тем, кто проходит службу в частях постоянной готовности, регулярно пользоваться не удаётся. Но тем не менее легковые автомобили, также как и военную технику, надо готовить и к зимнему, и к весенне-летнему периоду эксплуатации. Причём машину к весенне-летнему сезону надо готовить независимо от того, эксплуатировался автомобиль зимой или же «отдыхал» в гараже.
     Весна для каждого автовладельца - пора, полная хлопот. Ведь во время зимы на автомобиль влияют неблагоприятные погодные условия: он подвергается воздействию снега, льда, соли и различных дорожных реагентов. Всё это сказывается не только на внешнем виде автомобиля, но и на его технических характеристиках. Подготовка автомобиля к весне необходима для выявления и устранения всех нежелательных воздействий и последствий зимы.
     Некоторые автолюбители упрощают переход на весенне-летний период и ограничиваются лишь заменой зимних покрышек на летние. Но и к этому, казалось бы, простому процессу надо отнестись со знанием дела. Идеальный вариант - иметь в арсенале два комплекта дисков, чтобы каждый раз не заниматься перебортировкой покрышек в автосервисе. Это, прежде всего, сэкономит ваши деньги и время. Да и сам процесс перебортировки покрышек - это всё-таки грубое механическое вмешательство в жизнь колёс, которым не стоит злоупотреблять. Снятые зимние колёса, покрышки с дисками, следует хорошенько вымыть, просушить и обработать специальными средствами для продления их жизни.
     Зимняя резина рассчитана на определённые температурные и дорожные условия. Если воздух прогревается более чем на 10-15 градусов, она начинает «плыть», перестаёт функционировать по своему прямому «зимнему» предназначению, происходит её быстрый износ. Летняя же резина изготовлена из материалов, адаптированных к тёплому времени года, имеет более мелкий, частый рисунок, по окружности в середине шины располагаются канавки для выталкивания воды.
     После зимы необходимо провести визуальный осмотр кузова и основных узлов автомобиля. В частности, если при осмотре днища, кузова, порогов и арок колёс обнаружены следы ржавчины (рыжие пятна на металлических поверхностях), следует оперативно произвести антикоррозийную обработку, чтобы остановить процесс коррозии. Если возможно - самостоятельно устранить неполадки, но лучше обратиться в автосервис.
     Также необходимо проверить целостность пыльников на узлах подвески, чехлов на шрусах - при необходимости заменить. Иначе при попадании пыли, песка, грязи детали подвески выйдут из строя. Тщательно очистить и просушить ковровые покрытия, а при жаркой погоде открыть все двери и вытащить коврики, чтобы лучи солнца просушили весь салон. Очистить от пыли и грязи двигатель, при этом проследить, чтобы влага не попала на электрику. При необходимости заменить треснутые патрубки системы охлаждения, выявленную течь устранить, подтянуть хомуты, проверить затяжку уплотнений на стыках бачков с жидкостями (охлаждающей, тормозной, масляной системы). Исправный мотор должен быть сухим.
     Залог «здоровья» автомобильного электрооборудования - в его чистоте. Во время «зимней спячки» в автомобиле происходит интенсивное окисление контактов (одни из главных контактов - контакт минусового провода с массой, аккумуляторные клеммы), клемм, зажимов, изоляторов свечей.
     После тяжёлых запусков двигателя во время мороза аккумулятор не всегда способен полностью восстановиться от бортовой системы подзарядки - генератора, поэтому, чтобы батарея служила долго и надёжно, нужно проверить её заряд, а в случае необходимости - зарядить аккумулятор стационарным зарядным устройством.
     Помимо этого, надо очистить от пыли и грязи аккумуляторную батарею, проверить крепление клемм, если есть окисления, то снять клеммы, зачистить и установить обратно, а сверху смазать средством для предотвращения окисления.
     Перед началом сезона аккумуляторную батарею, в большей степени это касается «подснежников», рекомендуется зарядить по так называемому контрольно-тренировочному циклу с введением в электролит специальных добавок, которые повышают ресурс аккумулятора, предупреждают и устраняют сульфатацию и снижают коррозию электродов.
     Желательно произвести смену масляного, воздушного и топливного фильтров. Как минимум один раз в два года рекомендуется заменять тормозную жидкость: старая жидкость полностью сливается, промывается бачок, и заливается новая тормозная жидкость.
     Выпускная система также должна быть в порядке: убедитесь в плотности соединений глушителя от выхлопного коллектора до выхлопной трубы, замените прокладки. В промежуточных местах соединения затянуть хомуты. Если в глушителе при заведённом двигателе слышится «металлический» звук - это признак прогоревших перегородок, в таком случае глушитель надо заменить.
     Необходимо также проводить профилактическую очистку радиатора кондиционера и радиатора, охлаждающего двигатель. Во время эксплуатации автомобиля или его вынужденного простоя радиатор снаружи покрывается пылью, грязью, его «соты» забиваются тем же пресловутым тополиным пухом и насекомыми. Как следствие - ухудшается теплообмен, а это может привести к выходу из строя компрессора кондиционера или перегреву двигателя. Самый простой способ - это продувка сжатым воздухом.
     Снижение уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (подтекание, утечка, испарение) приводит к перегреву двигателя. Устранить причину и долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня. Перегрев двигателя также может происходить из-за ослабления натяжения ремня генератора или неисправности вентилятора охлаждения.
     Вне зависимости от сезона необходимо регулярно проверять уровень всех жидкостей: масла в моторе, тормозной жидкости, тосола или антифриза. При необходимости - долить, причём жидкость должна быть того же производителя, той же марки и цвета, с теми же характеристиками, что была залита ранее. Лично я на своей машине проверяю уровни главных жидкостей каждую неделю и в обязательном порядке - перед поездкой на большие расстояния. Не помешает в дальнем пути небольшой запас на доливку моторного масла и охлаждающей жидкости - на трассе на заправках или в автомагазинах может не оказаться вашей «родной», нужной марки.
     При проверке жидкостей необходимо уделить внимание их цвету и консистенции. Если в систему охлаждения, например, был залит тосол синего цвета, а в процессе эксплуатации в радиаторе охлаждения образовалась жидкость неопределённого цвета, необходимо полностью сменить охлаждающую жидкость, предварительно промыв систему с использованием специальных жидкостей с присадками.
     После зимы также рекомендуется проверить регулировки «сход-развала». Качество наших дорог отрицательно влияет на автомобильную подвеску.
     Все эти работы можно провести самостоятельно, при помощи соседа по гаражу или во время очередного технического обслуживания в автосервисе. Каждый выбирает свой путь.
     Быть может, перечень необходимых процедур для подготовки автомобиля к весенне-летнему сезону кому-то и покажется слишком объёмным. Но, с одной стороны, чем внимательнее и бережнее относимся мы к своему автомобилю, тем дольше он служит нам верой и правдой. С другой же стороны - должна быть уверенность в том, что «железный друг» тебя не подведёт в самый неподходящий момент. От исправности автомобиля порой зависят здоровье и жизнь самого водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому затраты, финансовые и временные, при проведении технического обслуживания автомобиля при переходе на весенне-летний период эксплуатации окупят себя сторицей. Жизнь, здоровье и безопасность того стоят...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex