на главную страницу

16 Марта 2011 года

Армия и общество

Среда

ЮВО: на стремнине

Андрей БОБРУН, Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
  Фото службы информации ЮВО.



Вооружённые Силы России преображаются на глазах. Они становятся более компактными, мобильными, оснащёнными всем необходимым. Говоря по-другому, отвечающими реалиям дня. А значит, способными адекватно реагировать на нынешние вызовы и угрозы. Модернизируется техническая составляющая армии и флота, качественно меняется их личный состав, существенно преображается структура. Наиболее показателен в этом отношении переход к новому военно-административному делению России. На базе существовавших ранее шести военных округов было создано четыре принципиально новых органа военного управления, в которых под единым командованием сосредоточены все силы и средства, дислоцированные в регионе. Собеседник «Красной звезды» – командующий войсками Южного военного округа генерал-лейтенант Александр ГАЛКИН.

     – Александр Викторович, в Вооружённых Силах страны проводятся серьёзнейшие за последние десятилетия преобразования. Какие плюсы вы как командующий войсками Южного военного округа видите в их реформировании?
     – Необходимость названных перемен назрела давно. Ещё в середине 80-х годов прошлого столетия обсуждались вопросы создания стратегических направлений и ставок. Уже тогда вёлся планомерный поиск оптимальной управляемости Вооружённых Сил. Решение этих вопросов надолго затормозилось социально-экономическими проблемами, с которыми столкнулась наша страна в непростых 1990-х годах. Теперь появилась возможность вновь к ним вернуться. В первую очередь в наиболее непростом Северо-Кавказском регионе, где скорейший переход к принципиально новой системе управления войсками и силами был жизненно необходим. Обусловлено это рядом причин. С одной стороны, необходимостью противодействовать террористическим угрозам, с другой – попыткам некоторых закавказских государств силовым путём решить свои территориальные проблемы. Для эффективного противодействия этим угрозам и нужно было сосредоточить под единым командованием все силы и средства, дислоцированные в регионе.
     В настоящее время все силы и средства сконцентрированы и находятся под единым командованием. Сформирован принципиально новый орган военного управления – объединённое стратегическое командование, которое и осуществляет управление всей группировкой войск, находящейся в границах Южного военного округа.
     – В состав ЮВО вошли ранее «сторонние» для округа структуры. Насколько это укрупнение округа является действенным и оправданным?
     – В состав Южного военного округа вошли Черноморский флот, Каспийская флотилия, командование авиации и ПВО, соединения и части Железнодорожных войск, а также целый ряд воинских частей и организаций, ранее находившихся в непосредственном подчинении главных и центральных органов военного управления. Итогом проведённных мероприятий по централизации управления межвидовой группировки войск, дислоцирующихся в Северо-Кавказском регионе, стал существенный, более чем в два раза, рост её боевых возможностей.
     Серьёзно отразилась реорганизация и на сфере подготовки войск. Объединение сухопутной группировки, сил флота и авиации под единым началом создало уникальную возможность осуществлять совместную подготовку войск и сил, детально и на практике отрабатывать вопросы взаимодействия сил и средств, одновременно выполняющих задачи в воздухе, на суше и на море.
     1 декабря в войсках Южного военного округа начался новый учебный год. Запланировано 214 командно-штабных и тактических учений, в том числе с силами авиации и флота. Это превосходит показатели Северо-Кавказского военного округа почти в 7 раз.
     – Александр Викторович, эффективность функционирования военного округа в новом облике во многом зависит от системы управления и связи. Можно ли говорить о принципиально новом подходе к решению этого вопроса?
     – Уже в ближайшем будущем в органах управления и войсках Южного военного округа будут функционировать принципиально новые автоматизированные системы, позволяющие осуществлять сбор информации, её обработку и даже проработку различных вариантов действий войск и математическое моделирование военных действий в реальном масштабе времени. Хочу подчеркнуть: это не просто намерения, многое в этом направлении уже сделано. Подтверждением моих слов может служить проведённая с 27 по 28 января под руководством начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России – первого заместителя министра обороны России генерала армии Николая Макарова тренировка органов военного управления Вооружённых Сил Российской Федерации. В ходе её в войсках Южного военного округа как раз и была апробирована принципиально новая система управления войсками, разработанная с использованием передовых IT-технологий.
     – В рамках реформирования Вооружённых Сил России проходит и переоснащение их на современное вооружение и военную технику. Насколько активно перевооружаются соединения и части Южного военного округа?
     – В наших соединениях и воинских частях уже более половины вооружения и техники отвечает возросшим требованиям дня.
     Не буду перечислять всё, приведу данные лишь по некоторым образцам. Для защиты личного состава боевых подразделений от поражения пулями стрелкового оружия, осколками снарядов и холодным оружием производители поставляют нам общевойсковые дифференцированные бронежилеты с улучшенными характеристиками «Класс», защитные комплекты «Ковбой», боевой защитный комплект «Пермячка». В амуницию наших солдат и офицеров теперь входит новый общевойсковой защитный шлем. Получены и новые образцы автомобильной техники – это специальные автомобили «Тигр», грузовые автомобили и автотягачи на базе КамАЗа. В период с 2008 года по настоящее время в войска поступили танки Т-90А, Т-90АК, боевые машины пехоты БМП-3, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-Л, подвижные средства технического обслуживания БТВТ...
     Только в 2010 году с предприятий военно-промышленного комплекса на вооружение соединений и воинских частей командования ВВС и ПВО получено около 50 новых единиц авиационной техники, таких как вертолёты Ми-28Н, Ми-8 различных модификаций, а также самолёты Су-30.
     Поставки новых образцов военной техники и вооружения продолжаются.
     – Ещё одно новшество в Вооружённых Силах – это аутсорсинг...
     – Если говорить по существу, то армию освобождают от функций, которые напрямую не относятся к боевым. Это, в частности, доставка материальных средств в крупные гарнизоны от предприятий промышленности, техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники, организация питания и банно-прачечное обслуживание личного состава. В Южном военном округе освобождение военнослужащих от хозяйственных функций позволило существенно пересмотреть время, отводимое на боевую подготовку. В результате мы получили возможность даже в условиях годичного цикла обучения готовить по-настоящему профессиональных военных специалистов.
     Личный состав занимается боевой подготовкой по 8 часов 5 дней еженедельно, что даже с учётом сокращения срока службы по призыву до одного года составляет около 200 дней. Считайте сами – если в прошлом за весь период службы боевой подготовкой солдат занимался 1.310 часов, то сейчас – 1.520 часов. Увеличено и время занятий физической подготовкой и спортом – суммарно это 26 часов еженедельно, то есть более суток в неделю. Выводы, думаю, очевидны...
     – Александр Викторович, не отразились ли мероприятия по формированию Южного военного округа на итогах 2010 года? Какие соединения и части лучше других отчитались за свой профессиональный уровень?
     – Организационные мероприятия ни в коей мере не освобождали нас от выполнения задач по предназначению. В ходе летнего периода обучения военнослужащие округа продолжали целенаправленно заниматься боевой подготовкой. Насколько успешно она проводилась, показала итоговая проверка. Мне хотелось бы отметить в первую очередь соединения и части, которыми командуют полковники Б. Фомичёв, С. Кисель, А. Шемайтис, В. Коночевский, А. Горлов, С. Свид.
     На сегодняшний день все части Южного военного округа являются частями постоянной готовности. Готовность эта должна быть реальной. На это в первую очередь обращалось внимание в ходе итоговой проверки. В целом могу положительно оценить состояние боеготовности войск округа. Но это не повод для самоуспокоения.
     – В Южном военном округе офицеры многих соединений и частей получают премию согласно приказу министра обороны России. Насколько эффективно это материальное стимулирование?
     – Тема материального стимулирования военнослужащих в последнее время активно обсуждается. Порой раздаются упрёки, что военнослужащие якобы защищают Родину за деньги. Это не так. Подавляющее большинство офицеров добросовесттно выполняли свои должностные обязанности и до введения материального стимулирования.
     На любом производстве, в любой фирме или компании существуют премиальные выплаты и всевозможные бонусы за успешную работу. Почему же их не должно быть в Вооружённых Силах? Не вижу ничего плохого в том, что инициативность, профессионализм и добросовестность материально поощряются. Исчезла уравниловка – надбавки и премии получают офицеры, чей уровень профессиональной подготовки отвечает требованиям современной армии, те, кто добивается успехов в профессиональной деятельности, выводит свои воинские коллективы в правофланговые.
     Помимо названного приказа министра обороны России существуют и иные способы материального стимулирования. К примеру, поддержание хорошей физической формы подкреплено серьёзными материальными стимулами. Существует и приказ № 1010, согласно которому выплаты получают разные категории военнослужащих и гражданский персонал Вооружённых Сил. Это правильно. И это не моё сугубо частное мнение – эффективность этих методов стимулирования подтверждена реальными показателями.
     – Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, об обеспечении военнослужащих, а также увольняющихся офицеров жильём.
     – Жилищный вопрос – пожалуй, самый животрепещущий для любого человека, носящего погоны. Сегодня решается конкретная задача – обеспечить постоянной жилой площадью военнослужащих, увольняемых в запас, а также продолжающих служить на постоянной основе. Несмотря на сложность, она решается. Ещё несколько лет назад для военнослужащих военного округа ежегодно сдавалось в среднем 400–800 квартир (в итоге на 1 января 2009 года количество нуждающихся в постоянном жилье офицеров достигало 13,5 тысячи). Проведённная руководством Министерства обороны России работа по обеспечению военнослужащих жильём позволила кардинально изменить ситуацию. К концу 2010 года в Южном военном округе количество бесквартирных военнослужащих уменьшилось более чем вдвое. Только за два последних года почти 4,5 тысячи семей получили постоянное жильё.
     – Какие задачи стоят перед Южным военным округом в 2011 году?
     – Как и прежде, перед командирами соединений и частей стоит основная задача – поддерживать боеготовность и боеспособность подразделений на уровне, позволяющем выполнить боевую задачу согласно своему предназначению. Как я уже отмечал, в текущем году предусматривается большое количество полевых выходов, командно-штабных и тактических учений. Как командующий войсками военного округа, я постоянно напоминаю командирам всех уровней: занятия боевой подготовкой – будь они одиночными или в составе подразделений, днём или ночью – обязательны для всех без исключения, а срыв мероприятий боевой подготовки рассматриваю как чрезвычайное происшествие.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex