Ливийская оппозиция сумела приостановить наступление войск, верных Муаммару Каддафи, на Бенгази - второй по величине город страны. Согласно поступившим сообщениям, повстанцы сумели провести контратаку и вернуть под свой контроль нефтеналивной порт Марса-эль-Брега. Кроме того, силы оппозиции заняли соседний город Эль-Укайла и готовят контрнаступление на другой стратегический порт - Рас-Лануф.
Формирования Переходного национального совета (ПНС), которыми командует генерал Абдель Фаттах Юнес, используют тактику контратак в тёмное время суток, чтобы свести на нет преимущество авиации, действующей на стороне Каддафи. По словам Юнеса, отступление в ряде восточных районов «носит продуманный тактический характер». Лидеры оппозиции также заявили, что в настоящее время продолжается сопротивление партизанских групп и в западных районах, например в Зуваре и Эз-Завии, которые уже заняты войсками, верными Каддафи.
Официальный Триполи, наоборот, говорит о близости разгрома повстанцев. По словам пресс-секретаря вооружённых сил Ливии полковника Милада Хусейна, о победе может быть объявлено в ближайшие дни. Пока же, как сообщается, ВВС бомбят город Адждабия на востоке Ливии, являющийся важным стратегическим пунктом на подступах к Бенгази, Тобруку и юго-восточной части страны, которая находится под контролем оппозиции.
Продолжающееся в Ливии кровопролитие вызывает серьёзную озабоченность международного сообщества, которое настойчиво ищет пути к его прекращению. Так, по сообщениям из ООН, Совет Безопасности пока не пришёл к согласию относительно установления бесполётной зоны над Ливией в связи с соответствующим обращением Лиги арабских государств. Как заявил по окончании закрытых консультаций в Совбезе постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, «без ответов остаётся ещё много вопросов».
Ситуация в Ливии и на Ближнем Востоке стала ключевой темой совещания глав МИД «восьмёрки» в Париже. Хозяйка встречи Франция, уже признавшая ПНС, выступила с жёсткой критикой в адрес Каддафи и отстаивает идею решительных санкций против него. Великобритания призвала к усилению давления на Триполи, хотя, по словам премьер-министра Дэвида Кэмерона, не имеет ни малейшего желания вступать в ещё одну войну. Берлин также заявил о том, что «Германия не должна быть долгосрочно втянута в войну в Северной Африке», однако будет выступать за то, чтобы ООН «ещё на этой неделе ужесточила санкции в отношении Ливии». При этом глава МИД Гидо Вестервелле подтвердил, что правительство ФРГ по-прежнему скептически относится к предложению создать зону запрета на полёты в небе над Ливией, поскольку это равносильно военной интервенции. В связи с этим министр отметил, что ему «непонятна позиция ЛАГ», которая, с одной стороны, высказывается за установление такой зоны, а с другой - отвергает международную интервенцию. Поэтому, полагает Вестервелле, министры иностранных дел европейских и арабских стран должны встретиться для уточнения этого вопроса.
Тем временем обострилась обстановка ещё в одной «горячей точке» охваченного протестами арабского мира - Бахрейне. Напомним, что выступления в Бахрейне продолжаются уже второй месяц. Шиитское большинство активно выступает против угнетения со стороны правящего суннитского меньшинства, к которому относится и кронпринц Салман бин Хамад аль-Халифа. Откликаясь на его призывы, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия, принял решение о введении в эту страну вооружённых сил. Свои войска численностью 1.000 человек направила Саудовская Аравия, а Объединённые Арабские Эмираты послали в Бахрейн 500 полицейских. Перед ними поставлена задача охраны правительственных объектов, однако бахрейнская оппозиция, добивающаяся социально-экономических и политических реформ, расценила ввод этих сил как «иностранное военное вмешательство и оккупацию». В свою очередь, Вашингтон, который не считает введение войск военным вторжением Саудовской Аравии, призвал ССАГПЗ «сохранять сдержанность и уважать права народа Бахрейна, а также предпринимать действия, которые способствовали бы развитию диалога, а не угрожали подорвать его».
А вот Иран очень резко отреагировал на ввод войск в Бахрейн. Как заявил глава МИД ИРИ Али Акбар Салехи, его страна решительно осуждает иностранное военное вмешательство во внутриполитическую ситуацию в Бахрейне. По его словам, военное вмешательство стран ССАГПЗ в дела Бахрейна лишь «осложнит ситуацию в этой стране».
На снимке: Саудовские войска входят в Бахрейн.