на главную страницу

18 Марта 2011 года

Армия и общество

Пятница

Флот смотрит в будущее

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Военно-морской флот России, как и прежде, будет оставаться надёжным гарантом безопасности нашей страны на морских и океанских просторах. Он будет пополняться кораблями. Моряков ждут новые учения и дальние походы. Впереди у них новые океанские мили.


     На днях главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий в Санкт-Петербурге провёл ежегодный оперативный сбор командующих флотами и объединениями ВМФ. В ходе сбора обсуждались вопросы развития и строительства Военно-морского флота на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также актуальные вопросы совершенствования подготовки сил (войск) ВМФ в новом облике Вооружённых Сил РФ. Сбор командующих флотами и объединениями ВМФ способствовал выработке единого понимания основных направлений развития и строительства ВМФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также совершенствованию уровня профессиональной подготовки руководящего состава Военно-морского флота.
     Сбор в соответствии с планом Министерства обороны РФ проходил на базе военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», в который сегодня входят 12 учебных и научных учреждений. Это Военно-морская академия, Высшие специальные офицерские классы, пять военно-морских институтов, три НИИ, Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус. Впервые за многие годы столь разные организации живут и работают под единым командованием, а значит, и по единым требованиям. Функционируют новые для образовательных учреждений Военно-морского флота структурные подразделения: Учебно-методический центр, Центр организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Научно-исследовательский центр проблем развития и функционирования ВМФ, Научно-исследовательский центр образовательных и информационных технологий.
     Российский Военно-морской флот ждёт существенное техническое обновление. Появятся новые надводные и подводные корабли. В частности, в ближайшее время состав нашего флота пополнят новые стратегические атомные подводные ракетоносцы проекта «Борей». Каждая такая подлодка будет нести на своём борту межконтинентальные баллистические ракеты морского базирования Р-30 «Булава», принять которые планируется уже в этом году. Первый стратегический подводный ракетоносец четвёртого поколения проекта «Борей» «Юрий Долгорукий», оснащённый баллистическими ракетами «Булава», войдёт в состав Тихоокеанского флота. Для экипажа новой подводной лодки уже построено общежитие в посёлке Рыбачий на Камчатке. Вслед за «Юрием Долгоруким» российский Военно-морской флот пополнят новые подводные ракетоносцы того же проекта «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай».
     


     

     «На современном этапе развития Военно-морского флота, когда его присутствие в Мировом океане снова приобретает стратегическое значение, военные моряки решают важнейшие задачи по созданию благоприятной обстановки, обеспечивающей защиту национальных интересов России».
     

     


     На предприятии «Севмаш», где создаются подлодки проекта «Борей», также завершается строительство головной атомной подводной лодки четвёртого поколения «Северодвинск». Головная многоцелевая атомная подводная лодка четвёртого поколения проекта 885 (шифр «Ясень») сегодня не имеет аналогов в России. Корабль был спроектирован Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит», заложен на Северном машиностроительном предприятии в 1993 году. Длительный период строительства был обусловлен не только экономическими трудностями в стране, но и принципиально новыми архитектурой и вооружением подлодки. Она получила новейшие комплексы связи и навигации, оснащена принципиально новой ядерной энергетической установкой, несёт мощный комплекс вооружения. Предполагается, что к концу 2011 года эта подлодка пополнит состав ВМФ.
     В январе 2012 года намечено сдать флоту и обновлённый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск». РПКСН «Новомосковск» завершает цикл средних ремонтов с модернизацией, проводимых для крейсеров проекта 667БДРМ с 1990-х годов. Ранее такие работы были выполнены на субмаринах «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск» и «Карелия». В отличие от новейших субмарин проекта 955 модернизируемые лодки проекта 667БДРМ испытаны и освоены флотом уже давно – строительство их велось во второй половине 1980-х годов. Сейчас 4 из 6 лодок этого типа перевооружены на ракету «Синева» – усовершенствованный вариант испытанной ракеты Р-29РМ. Ещё две лодки будут переоснащены «Синевой» в ближайшие 3-4 года.
     «Синева» обладает значительно большей дальностью полёта – свыше 11.000 километров. В штатном варианте ракета оснащается четырьмя боевыми блоками. Кроме того, возможно оснащение этих ракет принципиально новыми ядерными боевыми блоками, что позволит использовать их для точечного поражения особо важных целей. Лодки проекта 667БДРМ с новыми ракетами смогут оставаться в строю в течение ещё 15-20 лет, что определяет их статус как основы Морских стратегических ядерных сил наряду с новыми субмаринами проекта 955 на ближайшую перспективу.
     Как заявил недавно генеральный директор Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» Александр Леонов, государственная программа вооружения до 2020 года предусматривает разработку ракет нового поколения для ВМФ. «До 80 процентов крылатых ракет, которые стоят на вооружении флота, – это ракеты нашей разработки. А многоцелевые подводные лодки ВМФ России оснащены сегодня только нашими противокорабельными ракетами. Так же, как все самые крупные надводные корабли ВМФ», – заявил он.
     Гендиректор корпорации также отметил: «Сегодня, к счастью, по всем направлениям вооружения, в том числе по тем, которыми мы занимаемся, развитие предусматривается. Работы ведутся. О характеристиках по понятным причинам я говорить не могу, но направление развития обозначу. Тенденция – это увеличение скорости до гиперзвука, увеличение дальности действия. Ещё одно важное направление – универсальность».
     Одна и та же ракета будет способна действовать как по морским, так и по наземным целям. Кроме того, важна универсальность с точки зрения используемых пусковых платформ, когда ракету можно применять с носителя любого типа.
     Гендиректор также подчеркнул, что «понятный, чёткий портфель заказов у корпорации по линии военно-технического сотрудничества сформирован как минимум до 2018 года. Это довольно серьёзный показатель, поскольку он позволяет нам построить долговременную производственную программу. Имея, например, твёрдый заказ по ракетам, мы сегодня можем оптимизировать график работ по годам, что-то делать с опережением. В целом мы производим в год более полусотни ракет, в отдельные годы объём доходит до сотни изделий».
     На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге начались работы по сборке секций дизель-электрической подводной лодки «Новороссийск» проекта 636.6 «Кило», предназначенной для передачи в состав Черноморского флота России. Передача субмарины заказчику запланирована на 2013 год. Строят корабль прогрессивным модульно-агрегатным методом с применением информационных технологий, а также с использованием передовых технологий по сборке и сварке корпусных конструкций, монтажу систем и оборудования. Подлодка предназначается для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки.
     В этой подлодке предусмотрены изменения в конструкции ряда систем и оборудования с учётом их эксплуатации в Чёрном море. Однотипные субмарины, как ожидается, войдут в состав российского ВМФ в ближайшие годы.
     Подводные лодки этого проекта – яркий пример реализации и развития одной из самых успешных серий в неатомном подводном кораблестроении. Важнейшими особенностями таких субмарин являются малошумность, совершенная архитектура корпуса, разумная степень автоматизации всех процессов управления, мощное ракетоторпедное и минное вооружение, хорошие условия обитаемости личного состава, простота в обслуживании. На подлодках устанавливается новейший инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу необходимой информации в ракетный комплекс в подводном положении. Тем самым обеспечивается повышенная скрытность в процессе выполнения боевых задач. Также предусмотрена современная автоматизированная информационно-управляющая система, включающая подсистему управления ракетным оружием и обеспечивающая решение командирских задач, выдачу данных целеуказания и управления ракетным оружием, а также торпедными аппаратами.
     На «Адмиралтейских верфях», где в августе 2010 года была заложена подлодка «Новороссийск», в общей сложности построено свыше трёхсот подводных лодок. Именно на стапелях «Адмиралтейских верфей» была построена и новейшая подводная лодка «Санкт-Петербург». Эта субмарина уникальна по техническим характеристикам. У неё повышенная скрытность, большая автономность и дальность плавания, высокая надёжность. По совокупности этих качеств она не имеет аналогов в мире. Новая лодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледовым покровом. Субмарина предназначается для уничтожения подлодок, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также ведения разведки.
     Большое внимание уделяется и обновлению надводного флота. За последнее время наш флот пополнился несколькими современными боевыми единицами. В их числе – корвет «Стерегущий». Этот корабль, построенный на предприятии ОАО «Северная верфь», разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и воплотил в себе достижения современной кораблестроительной науки. В системе корабля применены новейшие, разработанные на российских предприятиях интегрированные информационные системы. Многоцелевой корабль морской зоны предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта. В июле этого года «Северная верфь» также планирует передать Военно-морскому флоту корвет «Сообразительный», который, как предполагается, войдёт в состав Балтийского флота. Кроме того, на середину апреля запланирован спуск на воду корвета такого же проекта «Бойкий».
     На «Северной верфи» недавно также состоялась закладка первого серийного фрегата «Адмирал флота Касатонов» для ВМФ России. Ранее здесь был заложен головной корабль серии таких фрегатов – «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (проект 22350). Фрегат предназначен для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении задач в океанской зоне.
     Некоторое время назад в состав ВМФ вошёл сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». Построивший этот корабль завод «Янтарь» – активный участник многих международных выставок в области военно-технического сотрудничества. Это единственный российский судостроительный завод, расположенный в юго-восточной части Балтийского региона вблизи крупнейших индустриальных центров Европы. «Ярослав Мудрый» – уже второй представитель одного из проектов многоцелевых кораблей. Новый СКР имеет несколько отличий от первенца проекта – СКР «Неустрашимый», что стоит на вооружении Балтийского флота. Так, на системе газовыхлопа кормовых дизель-генераторов установлены маслоуловители, которые предотвращают загрязнение забортной воды. Внесены технические новшества в системы управления, в том числе и ударным оружием. Кроме того, на «Ярославе Мудром» установлены современные образцы тактического оружия.
     


     

     «Необходимо понимать опасности мирного времени, понимать возможные военные угрозы, то, какие стратегические противники на каких направлениях могут появиться у России в 2035–2050 годах. Для флота сегодня одна из важнейших задач – участие в стратегических действиях ядерных сил, стратегических операциях как элементе сдерживания... Еще одна из задач – демонстрация военно-морского присутствия. Учитывая экономические возможности государства, и будет строиться флот, чтобы решать конкретные задачи, чтобы достичь определенных целей. Мы не можем позволить себе роскошь тратить попусту, необдуманно колоссальные суммы...»
     

     
Главнокомандующий ВМФ
     адмирал Владимир ВЫСОЦКИЙ.

     


     На «Янтаре» недавно состоялась закладка первого фрегата проекта 11356 для ВМФ России. Новый корабль будет носить имя «Адмирал Григорович». Сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356 – разработка ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро». Он предназначен для ведения в океанских и морских районах боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля.
     Как отмечал недавно главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий, одним-двумя кораблями этого проекта начиная с 2013 года будет, в частности, пополняться Черноморский флот России. По словам В. Высоцкого, в 2015 году в составе Черноморского флота должно быть не менее пяти кораблей этого проекта, для того чтобы в том числе решать проблемы борьбы с пиратством в районе Аденского залива.
     В свою очередь президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко сообщил, что Черноморский флот России в рамках государственной программы вооружений получит несколько кораблей ближней морской зоны и группу дизельных подлодок. «Черноморский флот – крайне интересная для нас тема. Туда мы планируем поставить четыре-шесть корветов охраны водного района и группу из четырёх-шести дизель-электрических подлодок, первая из которых будет строиться на «Адмиралтейских верфях», – сказал Троценко.
     Флот России пополняется не только новыми подводными лодками и надводными кораблями. Новая техника поступает в береговые войска. Недавно на вооружение был принят и новый плавающий бронежилет, аналогов которому в мире нет. Эти бронежилеты предназначаются как для морской пехоты, так и для моряков, которые несут службу на надводных кораблях.
     Поступает и новая спасательная техника. Так, на протяжении нескольких месяцев экипаж спасательного судна Черноморского флота «Коммуна» отрабатывал задачи с использованием современного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера плюс». На выходах в море аппарат прошёл на глубинах до 70 метров более 50 часов...
     Корабельный состав ВМФ России останется в ближайшее десятилетие на уровне самых высоких мировых требований, надёжно обеспечивая интересы нашей страны в Мировом океане и военно-политическую стабильность в прилегающих морях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex