на главную страницу

18 Марта 2011 года

Армия и общество

Пятница

Боевые вахты флота

Андрей ГАВРИЛЕНКО, Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда».
Фото Светланы БЕЛОЦКОЙ и Виталия АНЬКОВА.



С конца 2008 года военные моряки России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и резолюцией Совета Безопасности ООН осуществляют сопровождение российских и иностранных торговых судов, обеспечивая безопасность морского судоходства у побережья Сомали. В настоящее время эти функции возложены на уже пятый по счёту отряд кораблей Тихоокеанского флота.


     Этот отряд во главе с БПК «Адмирал Виноградов» прибыл из Владивостока в Аденский залив ещё в конце декабря 2010 года. На его счету уже более десятка успешно проведённых конвоев гражданских судов ряда стран. Предшествующие четыре отряда кораблей ТОФ провели в караванах более сотни торговых судов. Ни одно из них не сумели захватить пираты. В адрес командования флота от капитанов торговых судов и руководителей судоходных компаний поступили десятки благодарственных писем и телеграмм. Лучшим военным морякам, которые отличились в борьбе с пиратами Сомали, вручены государственные награды.
     За последнее время удалось снизить количество пиратских нападений в районе Аденского залива и Африканского Рога. Однако полностью искоренить эту проблему пока невозможно. Морские разбойники продолжают нападать на гражданские суда. Пиратство у берегов Сомали обусловлено гражданской войной, нищетой и практически полным отсутствием возможности законного труда в этом государстве. Сомалийские пираты по-прежнему остаются главной угрозой мировому морскому судоходству.
     Только за последние два года пираты захватили в заложники почти две тысячи моряков, которые время от времени используются в качестве «живого щита» при совершении других нападений. По данным Международной морской организации, количество нападений на суда по всему миру по итогам 2010 года достигло 445. В прошлом году в районе Африканского Рога пираты захватили около полусотни судов, были взяты в плен свыше тысячи моряков. Сейчас в плену у пиратов по разным данным находятся как минимум 700 человек и порядка 30 судов.
     Победить морской разбой крайне сложно. Но российские военные моряки и их коллеги из ряда других стран делают сегодня для этого всё возможное. В числе тех боевых единиц, которым доводилось решать задачи по охране морского судоходства от пиратов, был сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Ему доводилось уже дважды выполнять эти функции. Итог этих боевых вахт в Аденском заливе общий – безупречное обеспечение безопасности судов. А вот задачи перед экипажем стояли разные.
     Накануне второго похода «Неустрашимый» целенаправленно готовился к нему, зная, какие методы и приёмы противодействия пиратству нужно отрабатывать. Во время первой антипиратской вахты, не имея никакого опыта и профессиональных рекомендаций, экипажу приходилось ориентироваться на месте, по ходу несения боевой вахты распределять новые обязанности, отрабатывать новые элементы в боевом расписании, налаживать взаимодействие с соседними судами во время тренировки экипажа на случай абордажа «Неустрашимого» пиратами.
     Но во время выхода в море весь личный состав находится на своих местах, выделить дополнительные силы на охрану самого корабля невозможно. Потому на боевые вахты в Аденский залив вместе с экипажем «Неустрашимого» всегда отправлялось спецподразделение морских пехотинцев, которые обеспечивали внешнюю охрану корабля и были задействованы при освобождении захваченных пиратами судов. Кроме того, на борту сторожевика базируется палубный вертолёт Ка-27. И хотя главная задача вертолёта – поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок противника и поисково-спасательные операции, последние два года у Ка-27 появилась новая «специализация» – обнаружение пиратских лодок, помощь нашим морякам в их задержании. Кстати, пиратская джонка, как трофей первой боевой вахты «Неустрашимого» у берегов Сомали, сегодня стал экспонатом Музея флота в Балтийске.
     Ещё ближе познакомиться с пиратами экипажу сторожевика довелось год назад, когда сомалийцами была предпринята попытка захвата иностранного транспортного судна. Вот тут балтийцы наяву увидели результаты своих рекомендаций, сделанных по итогам первой боевой службы в Аденском заливе. Ведь это именно «Неустрашимый» доказал, что на гражданских судах, работающих в этом районе Мирового океана, обязательно нужно оборудовать крепость – изолированное помещение, откуда блокируется управление кораблём, обеспеченное радиосвязью и запасом продовольствия. Вот в такой крепости и укрылся экипаж пострадавшего судна, одновременно запрашивая помощи у всех близлежащих кораблей. На помощь поспешили СКР «Неустрашимый» и американский эсминец «Фаррагут». Наш корабль оказался быстрее. Пираты были переданы на БПК «Адмирал Чабаненко», а позже сомалийским властям.
     Став первым в истории российского флота военным кораблём, выполнившим задачу обеспечения безопасности в районе Аденского залива, этот сторожевик за два конвоя провёл 22 каравана, в общей сложности 60 судов. На основе опыта, приобретённого «Неустрашимым», были разработаны рекомендации и для сменивших его военных кораблей ВМФ России, и для судоходных компаний. А в арсенал самого «Неустрашимого» с тех пор добавился станковый пулемёт – для подразделения «чёрных беретов», которые выходят с ним на боевые службы.
     Безусловно, обстановка в Аденском заливе была очень сложной, что потребовало от экипажа повышенной ответственности, знаний, но балтийцы всегда с честью справляются с поставленными перед ними задачами. А море – неуправляемая стихия – регулярно испытывает молодых парней штормами, изнурительной качкой и трудной матросской работой. Но после такой подготовки и закалки моряки, прошедшие службу на «Неустрашимом», становятся настоящими мужчинами. Сейчас на корабле из двухсот членов экипажа 60 новичков, пришедших на корабль осенью прошлого года. Каждый из них за это время освоил основные функции, необходимые матросу при нахождении корабля в море, знает собственное место «в строю» и свои конкретные задачи, которые должен выполнить в обычном распорядке жизнедеятельности корабля, в боевой обстановке и во время борьбы за живучесть.
     Экипаж СКР «Неустрашимый» установил на Балтийском флоте и собственную новую традицию. Теперь при прохождении Баб-эль-мандебского пролива из Красного моря в Аденский залив балтийцы отмечают День антипирата. Весёлое театрализованное действо похоже на празднование Дня Нептуна, только на стороне неприятеля, понятное дело, морские пираты. В честь победы над ними в каюте истории «Неустрашимого» установлены уже два тубуса со списками экипажей, посвящённых в антипираты...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex