на главную страницу

18 Марта 2011 года

Армия России: век XXI

Пятница

С десантированием и боевой стрельбой

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».
Рязанская область – Москва.
Фото Юрия ШИПИЛОВА и Алексея ВЕРПЕКИ.



Как уже сообщала «Красная звезда», с 28 февраля по 5 марта 2011 года в Тульской и Рязанской областях проведено дивизионное командно-штабное учение с 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой, ордена Кутузова дивизией на местности с десантированием и боевой стрельбой. Общее руководство ДКШУ осуществлял командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
В учении приняли участие более 3.500 военнослужащих, было задействовано около 200 единиц техники. В ходе манёвров отрабатывались вопросы подготовки органов управления соединения и частей в полевых условиях с применением современных средств автоматизированной системы управления (АСУ) и связи, организации взаимодействия с органами боевого управления авиацией, противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, выполнения учебно-боевых задач.


     Одним из этапов учения, на которое были приглашены представители центральных и региональных СМИ, стала подготовка вооружения, военной техники и грузов к десантированию парашютным способом, погрузка их в самолёты военно-транспортной авиации Ил-76, десантирование личного состава и техники в тыл условного противника, уничтожение его превосходящих сил.
     Как рассказал заместитель руководителя ДКШУ по десантированию полковник Анатолий Хлебников, погрузка техники в грузолюки Ил-76 – процесс достаточно сложный и весьма ответственный, поскольку от чёткой и слаженной работы военнослужащих ВДВ и экипажей самолётов зависит сама возможность выброски.
     – Больших физических затрат здесь не требуется, но необходимы согласованные действия экипажей боевой машины и самолёта, – заметил он. – Перед загрузкой в Ил-76 боевой машины десанта вначале укладывается многокупольная (в зависимости от массы объекта от 9 до 12 куполов) парашютная система и монтируется на БМД. Готовность техники проверяется офицерами воздушно-десантной службы, после чего она загружается и крепится техниками в самолёт в строго отведённое место, вплоть до миллиметра. Вся проделанная работа проверяется комиссией. В зависимости от типа, массы и габаритов объекта в Ил-76 может войти от одной до трёх единиц техники. В данном случае три боевых машины десанта БМД-2. Подчеркну, что наши парашютные системы проверены, надёжны и адаптированы к любым погодным условиям. Приземление осуществляется на амортизирующие устройства без ущерба для техники.
     В свою очередь заместитель командира авиабазы ВТА, дислоцирующейся в Твери, подполковник Иван Золотько сообщил, что по количеству задействованных сил и средств это для авиаторов достаточно масштабное учение. Всего на основные этапы ДКШУ было привлечено порядка 20 самолётов военно-транспортной и фронтовой авиации (истребительной и бомбардировочной), а также вертолёты Ми-24 армейской авиации.
     Говоря о самом процессе десантирования, офицер подчеркнул, что здесь от экипажа корабля требуются особая точность и реакция при работе на курсе выброски.
     – По установленному сигналу мы поднимаемся на маршрут, маневрируем, выполняем тактические задачи, – пояснил подполковник Золотько. – В заданное время выходим в точку начала десантирования. За выброской техники следит борттехник по АДО (авиационно-десантному оборудованию). Он находится в грузовой кабине в специальном месте. Возникновения нештатных ситуаций быть не должно. При этом все проблемные случаи прописаны в инструкциях, и мы постоянно тренируемся, в том числе и на тренажёрах, по выходу из нештатных ситуаций за короткое время. Для примера: при десантировании техники её платформа может застрять в грузолюке в промежуточном положении или вообще остаться на месте, когда вытяжная парашютная система уже сработала. Но, повторюсь, при каждом таком форс-мажоре у лётчиков есть чёткий алгоритм действий.
     Удалось пообщаться и с молодым офицером – помощником командира одного из кораблей старшим лейтенантом Дмитрием Строговым, окончившим Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в 2008 году. Он рассказал, что в его обязанности входит следить за режимами полёта – скоростью, высотой, направлением. Говоря о сложностях, он отметил, что зимой особое внимание обращается на обледенение самолёта, которое влияет на характеристики полёта. Также из-за груза, находящегося в самолёте, меняется его центровка, и управление становится немного другим.
     – Один из самых неприятных моментов – это когда техника выходит из грузолюка самолёта, – уточняет старший лейтенант. – Хвост корабля опускается, и пилот смотрит не в горизонт, а вверх.
     Авиаторы обратили внимание журналистов на то, что первым в боевом порядке полетит самолёт-разведчик, собирающий метеоинформацию, для того чтобы остальные экипажи смогли внести коррективы в свои расчёты по высадке десанта и техники в нужную точку (купольная система парашюта не управляется). Ещё одна задача самолёта-разведчика – десантировать разведывательные подразделения (приданного на учение отдельного разведполка). Их цель – доразведка местности, захват плацдарма и удержание его до прихода основных сил (недопущение внезапного нападения). Идущие через определённое время вслед за самолётом-разведчиком другие Ил-76 осуществляют выброску техники, грузов и основных сил дивизии. Разведчики, к слову, совершали прыжки на управляемых парашютах, которые позволяют планировать в воздухе по горизонтали.
     По замыслу учения, в ходе розыгрыша действий войск обозначения в тыл условного противника на заснеженную площадку приземления Новики (Рязанская область) из самолётов ВТА Ил-76 было десантировано около 1.000 военнослужащих 106-й дивизии и 12 единиц боевой техники (шесть БМД-2, три 120-мм самоходно-артиллерийских орудия 2С-9 «Нона», машина ГАЗ-66, топливозаправщик и платформа с дополнительными материальными средствами и боеприпасами).
     Сопровождавший журналистов на манёврах официальный представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВДВ полковник Александр Чередник комментировал этап десантирования.
     – Вся техника сработала штатно, – сообщил он, подводя итоги. – Выброску личного состава и грузов прикрывали современные средства ПВО и РЭБ, стоящие на вооружении соединения. Приземлившись, десантники нашли свою технику (на боевых машинах стоят поисковые передатчики, а у наводчиков-операторов и механиков-водителей есть поисковые приёмники), расшвартовали её и приготовили к использованию. После сбора на площадке приземления, осуществлявшегося с применением современных автоматизированных систем управления и связи, десантники приступили к рейду для выполнения задач в тылу условного противника и уничтожения его объектов.
     В это время на командном пункте действиями подчинённых управляли старшие офицеры во главе с командиром 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковником Владимиром Кочетковым (на нижнем снимке). Поступали доклады о выполнении задач, отдавались распоряжения и команды.
     Захватив объекты «противника», десантники совершили 40-километровый рейд по труднопроходимой местности (более чем метровый слой снега) на полигон Дубровичи для проведения дневных и ночных боевых стрельб.
     Отметим, что в ходе учения для разведки и наблюдения активно использовались беспилотные летательные аппараты модели «Груша» производства ООО «Ижмаш – беспилотные системы» (г. Ижевск), стоящие на вооружении ВДВ.
     Пуск такого аппарата (весом 2,4 кг) осуществляется оператором с руки против ветра, а посадка – при помощи выкидного парашюта. Информация (фото, видео, сигналы) с беспилотника в реальном времени с точным указанием координат объектов и целей поступает на наземную станцию управления, включающую в себя приёмо-передаюший блок и ноутбук с сенсорным экраном для введения полётного задания, его корректировки во время полёта.
     Стоит рассказать и о том, что помимо информационного пункта, созданного офицерами по работе с личным составом, на площадке приземления был развёрнут мобильный храм Русской православной церкви. Заведующий сектором ВДВ военного отдела Московской патриархии РПЦ (десантники называют его главным священником ВДВ) отец Михаил подчеркнул, что мобильный храм на базе КамАЗа представлен на манёврах впервые.
     – Это экспериментальный образец, создан на деньги церкви, – рассказал он. – Православным в полевых условиях сложно выполнять религиозные ритуалы – божественную литургию, молебны, другие таинства. У нас много утвари, икон. Поэтому и было принято решение создать первый православный храм на колёсах. Теперь мы можем за три часа всё развернуть, организовать свою службу, а затем по необходимости всё свернуть и переехать в другое место. Он пока единственный, но считаю, что, когда в процессе эксплуатации мы его доработаем, учитывая все недостатки, выявленные в процессе работы, то появятся и другие подобные храмы, которые, полагаю, полезно иметь в каждом соединении, где есть в этом нужда.
     Также отец Михаил обратил внимание на то, что впервые на этапе десантирования одновременно совершили прыжок три священнослужителя, которые несут службу при ВДВ. Двое из них после приземления приняли участие в розыгрыше боя, непосредственно находясь рядом с военнослужащими, участвовавшими в захвате объектов условного противника. Ещё несколько священников участвовали в других этапах ДКШУ на земле, в частности, благословляли «крылатую гвардию» при загрузке на самолёты.
     – Мы раздали ребятам 50 кг карамели, чтобы было веселее вести «боевые» действия. Стюардесс ведь нет в военных самолётах, вот мы их роль, можно сказать, и выполняем, – с доброй улыбкой пошутил отец Михаил, к слову, прошедший курс обучения в Военной академии Генерального штаба. – У солдата есть автомат, а у священника – крестики, иконки, молитвослов, летом обязательно святая вода, но самое главное – доброе слово. Мы подбадриваем, поддерживаем парней, чтобы они осознавали, что занимаются святым богоугодным делом. Не будет их – не будет России. Кстати, многие священники могут помочь солдату не только словом, но и делом, к примеру, лямку поправить, подтянуть снаряжение. Вообще наше присутствие на учениях необходимо для того, чтобы люди во время тяжёлой боевой учёбы не унывали, не злились друг на друга, поступали всегда по совести и чести. Для нас это вполне боевая задача по борьбе. Мы гордимся, что у нас есть возможность быть вместе с десантниками и в «горячих точках», и на родной рязанской земле.
     Итак, десантировавшись, захватив объекты условного противника, десантники совершили 40-километровый рейд по труднопроходимой местности на полигон Дубровичи для проведения дневных и ночных боевых стрельб.
     По замыслу учения, одна из рот вошла в боевое подвижное охранение для предупреждения внезапного нападения «противника» и провела ночные боевые стрельбы, в ходе которых для подсветки целей артиллерия дивизии применила осветительные боеприпасы. В это время один из батальонов соединения вышел на указанный рубеж и перешёл к обороне. Рота, выполнив задачу, по приказу командования отошла к батальону на рубеж обороны во второй эшелон. Усиленный батальон при поддержке артиллерии и авиации провёл дневные стрельбы.
     Этими этапами ДКШУ руководство учением проверило готовность подразделений к ведению боевых действий в ночных и дневных условиях.
     Подводя итоги манёвров, командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Владимир Кочетков подчеркнул, что командиры всех степеней показали хорошие знания и навыки в подготовке личного состава к десантированию и бою, по управлению подразделениями при решении боевых задач в рамках учения. Результаты стрельб днём и ночью свидетельствуют о том, что десантники эффективно применяют своё оружие.
     – Конечно, есть у нас недостатки, есть, разумеется, и лучшие, и отстающие военнослужащие, – заключил комдив. – Но на то оно и учение, чтобы выявлять пробелы и ошибки, а затем работать над их устранением. Главное, что у личного состава есть желание показать все свои навыки, умения и готовность в любых условиях выполнить поставленную задачу, а у командиров – быстро принять самое целесообразное решение и без промедления довести его до подчинённых.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex