на главную страницу

18 Марта 2011 года

Офицеры России

Пятница

Четверть века в небе

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».
Фото автора.



Спокойно побеседовать с заместителем командира авиационной базы по лётной подготовке подполковником Антоном СТАРОСТИНЫМ можно только в непогоду, когда все полёты отменены.


     На новую должность подполковника Старостина назначили в декабре 2010 года, до этого он руководил противолодочной авиационной эскадрильей. Командиром экипажа воздушного корабля он стал ещё в 1997 году, через шесть лет после выпуска из училища.
     По решению командования Северного флота экипаж подполковника Старостина два года подряд участвовал в крупномасштабных учениях – «Запад-2009» и «Восток-2010». На Антона Вячеславовича были возложены обязанности старшего авиационной группы.
     В 2009 году в составе авиагруппы Северного флота на учении действовали два самолёта Ил-38 и два вертолёта Ка-27. Прибыв на аэродром Храброво вблизи Калининграда, авиаторы изучили театр военных действий, провели тактические летучки, несколько тренировочных полётов и полёты на воздушную разведку.
     – Противолодочной авиации сложно действовать в условиях Балтики, – поделился впечатлениями Антон Старостин, – Для наших крылатых машин Балтийское море – совсем небольшое, всё же Ил-38 предназначен для более широких просторов. Очень близко проходят границы иностранных государств – Польши, Германии, Швеции. Ещё когда мы летели на Балтику, нас трижды перехватывали иностранные истребители и затем сопровождали вдоль своих границ.
     К таким дальним полётам через проливную зону, вдоль границ иностранных государств допускаются только лётчики и штурманы 1-го класса. В своём экипаже командир Старостин уверен на сто процентов. Более шести лет он летает с помощником командира корабля капитаном Андреем Узковым и штурманом эскадрильи майором Павлом Колтуновым. Вместе держали экзамен перед Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами страны, министром обороны РФ и на Балтике, и на Тихом океане.
     В ходе учения «Запад-2009» североморцы на «отлично» выполнили поставленные им задачи: осмотр района, ведение воздушной разведки, дальнее противолодочное охранение боевых кораблей и ретрансляция сигналов боевого управления. Это особо значимо, если учесть, что все полёты проходили в достаточно сложных метеорологических условиях. Парадокс, но пока шли тренировки, погода была отличной. А в день учения полил дождь, поднялся ветер, установилась низкая облачность.
     В 2010 году противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия Северного флота подтвердила свой высокий уровень уже на Дальнем Востоке. Три экипажа самолётов Ил-38 под командованием подполковника Антона Старостина, майоров Владимира Маркова, Игоря Пупынина и экипаж самолёта Ил-20РТ, которым командует майор Юрий Рязанов, решали ответственные задачи по поиску подводных лодок, вскрытию воздушной и надводной обстановки, обеспечению ракетных стрельб в ходе оперативно-стратегического учения «Восток-2010».
     Взлетев утром с аэродрома Североморск-1, экипажи совершили беспосадочный семичасовой перелёт до Иркутска, приземлившись на аэродроме Белая. Из-за плотного тумана пришлось на несколько дней задержаться. 4 июня североморцы прибыли в Николаевку и начали подготовку к оперативно-стратегическому учению, выполнению задач боевой подготовки Тихоокеанского флота – вели воздушную разведку в Японском море, осуществляли поиск иностранной подводной лодки в Татарском проливе.
     Cевероморцам пришлось привыкать к дальневосточным циклонам, грозам и развитию мощной кучевой облачности, несвойственных для Кольского Заполярья. На Дальнем Востоке из-за дымки практически не видно моря, дожди идут редко, но зато случаются грозы. Тёплые восходящие потоки неминуемо приводят к характерной дальневосточной «болтанке» во время полётов.
     Пройдя учение «Запад-2009», экипаж Старостина имел больше преимуществ, а Антон Вячеславович получил ещё и хорошие навыки руководства авиагруппой в отрыве от части, организации как боевой деятельности, так и досуга лётного и технического составов. В свободное от полётов время прибывшие на Дальний Восток 64 североморца регулярно занимались физической подготовкой, участвовали в спортивно-массовых мероприятиях, что позволило затем хорошо сдать соответствующие нормативы. Возможно, благодаря этому сейчас около 40 военнослужащих авиабазы получают ежемесячную надбавку за квалификационный уровень физической подготовленности. Подполковник Старостин – в размере 80 процентов как военнослужащий, подтвердивший первый квалификационный уровень.
     На учении «Восток-2010» перед каждым самолётом Ил-38 Северного флота стояла своя задача. Экипаж майора Владимира Маркова выполнял поиск подводной лодки в Японском море. Подчинённые майора Игоря Пупыни осуществляли осмотр района учения, проверку мишенных позиций, вели контроль результата удара (поражения мишени) силами флота. Экипажу подполковника Старостина предстояло отвечать за осмотр траектории движения ракеты комплекса «Калибр», рассчитанной на высокоточное поражение цели на большом удалении.
     – Учение «Воток-2010» проходило в интенсивном ритме и напряженной обстановке, – отметил Антон Старостин. – В день основных манёвров в воздухе в ограниченном районе одновременно находились 62 летательных аппарата, причём всего в нескольких километрах от Владивостока. Наш полёт с целью осмотра района длился 8.40, протяженность до контролируемого района составила около тысячи километров. Экипаж успешно провёл ретрансляцию сигнала с самолёта на корабль-контролёр, где находился старший ракетных стрельб.
     Все действия североморских авиаторов получили высокую оценку командования Военно-морского флота. Государственные испытания прошли успешно – ракета точно попала в цель. Вернувшись в Заполярье, лётчики приступили к дежурствам по обеспечению деятельности сил флота. Как они признались, чувства усталости не испытывали, а вот гордость за достойное выполнение сложных задач и удовольствие от настоящей мужской работы пережил каждый из авиаторов.
     В 2010 году Антону Старостину также выпало поработать на Черноморском флоте, где на базе Новороссийской ВМБ. Задачей североморцев было осмотреть район, выполнить воздушную разведку, записать сигналы телеметрии и проконтролировать результаты ракетной стрельбы.
     В Заполярье зона ответственности противолодочной авиации – Баренцево, Норвежское и Северное моря. В северных водах постоянно присутствуют одна-две иностранные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес». Здесь на рубеже мыса Норд-Кап и у острова Медвежий они ведут боевое патрулирование. А наша авиация контролирует их сверху, отслеживая разведывательные действия иностранцев и передавая информацию противолодочным силам Северного флота. Следует отметить, что в последние годы иностранные субмарины ведут себя очень корректно, не позволяя себе заходить в территориальные воды.
     На Северном флоте подполковник Старостин трижды участвовал в обеспечении испытательных пусков межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава», в том числе и осенью прошлого года. Экипаж самолёта под его командованием проводил ледовую разведку в Белом море для осуществления тринадцатых по счёту испытаний «Булавы».
     В мае 2011 года авиаторы-североморцы примут участие в совместных учениях «Помор-2011». В течение десяти дней в арктических широтах будут взаимодействовать военные корабли, самолёты и вертолёты Норвегии и России. Планируется перелёт Ил-38 в Норвегию с посадкой на аэродроме Аннея, а затем – прилёт на аэродром Североморск-1 однотипного норвежского самолёта Р-3С «Орион».
     За годы службы Антон Вячеславович освоил разные воздушные суда – Л-29, Ту-134УБ-Л, Бе-12, Ил-38...
     Сейчас в «копилке» подполковника Старостина – четыре заполненные лётные книжки и налёт более 1.800 часов.
     – Так получилось, что в течение последних двух лет мне довелось посетить все четыре флота России. Впечатления самые положительные, но служить хотел бы только на Северном, – признался Антон Вячеславович.
     – У вас есть награды? – не удержалась я от вопроса в конце беседы.
     – Есть, как и у всех добросовестных военнослужащих, за выслугу лет, – ответил он и, уловив удивление в моём взгляде, пояснил: – Мы ведь служим не за звания и награды, а потому что любим небо и дорожим безопасностью страны.
     Возможно, газета «Красная звезда» станет первой, которая сообщит Антону Вячеславовичу о том, что по результатам оперативно-стратегических учений Вооружённых Сил РФ его ратный труд отмечен государственной наградой. Президент России Указом № 492 наградил подполковника Старостина орденом «За военные заслуги».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex