на главную страницу

18 Марта 2011 года

Армия России: век XXI

Пятница

Ответ на вызовы времени

Основные тенденции реформирования вооружённых сил ведущих зарубежных стран на современном этапе

Полковник Александр МЕДИН, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук.



Современный этап развития военно-стратегической обстановки в мире характеризуется интенсивным реформированием вооружённых сил ведущих зарубежных стран. Беспрецедентные усилия в этом направлении обусловлены повышением роли и значения военной силы в системе международных отношений, изменением характера современных и особенно будущих войн и широкими возможностями, которые предоставляет для развития вооружённых сил научно-техническая революция. При этом в проведении глубокой модернизации вооружённых сил большинства государств отчётливо наблюдается одна общая тенденция. Она заключается не столько в подготовке войск к новой глобальной войне, сколько в приведении национальных систем обеспечения военной безопасности в соответствие уже существующим и будущим разнообразным угрозам и вызовам, с которыми страны мира могут столкнуться в обозримой перспективе. При этом, естественно, в военном реформировании каждого государства имеются и национальные особенности.

     
США: на пути
     трансформации


     Всестороннее реформирование вооружённых сил США, для которого было разработано определение «трансформация», стало следствием пересмотра американской администрацией требований к обеспечению национальных интересов в новых условиях развития обстановки. Инициировал трансформацию и начал её масштабное и планомерное осуществление в 2001-2003 годах ещё при администрации Дж. Буша-младшего тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфелд. Его начинания продолжил Роберт Гейтс, ставший преемником министра-реформатора и сохранивший свою должность при администрации Барака Обамы.
     Следует признать, что команде Обамы удалось разработать набор конструктивных предложений по улучшению американской внешней и военной политики, которые первоначально способствовали ослаблению напряжённости внутри международной системы. Вместе с тем декларативные изменения во внешней политике новой администрации представляются более опасными для многих субъектов международных отношений в силу неочевидности последствий действий в рамках предложенных концепций умной силы (smart power) и мягкой силы (soft power). Данные концепции предусматривают широкое применение политических, экономических, военных и специальных мер реализации американских национальных интересов, которые, по сути, остались прежними.
     По взглядам американского руководства, на ближайшую и среднесрочную перспективы процесс уменьшения вероятности возникновения всеобщей ядерной войны будет сопровождаться увеличением количества обычных региональных и локальных войн и конфликтов различного характера, масштаба и интенсивности. В связи с этим военное строительство США было окончательно переориентировано с количественных параметров на качественное совершенствование вооружённых сил. Кроме того, все мероприятия по реформированию направлены на создание действительно объединённых сил, в основу которых положены единые для всех видов вооружённых сил системы планирования, проведения оперативной и боевой подготовки, а также концепции боевого применения войск и их всестороннего обеспечения.
     Трансформация касается всех уровней военной организации государства. На стратегическом уровне происходит реорганизация министерства обороны, министерств видов вооружённых сил, пересматриваются подходы к стратегическому планированию, введена в действие новая «Система интеграции и развития объединённых возможностей», реформированы «Система планирования, программирования, разработки и исполнения бюджета» и «Система приобретений министерством обороны», изменяется военно-промышленная политика государства. На оперативном уровне пересмотрены задачи объединённых командований ВС США, их организационно-штатная структура, реформирована «Система объединённого оперативного планирования и исполнения», изменяется отраслевая структура военно-промышленной базы. На тактическом уровне изучаются и внедряются новые формы и способы ведения боевых и других действий, в войска поступают перспективные образцы и системы вооружений и военной техники, происходит адаптация структуры формирований под новые задачи и т.д.
     Необходимо отметить, что реформирование проводится на основе всесторонне проработанной, обсуждённой на всех уровнях и утверждённой в установленном порядке законодательной базы с включением соответствующих финансовых затрат в бюджет министерства обороны. Кроме того, предусмотрено сохранение в штате высококвалифицированного персонала, в том числе и с использованием финансовых рычагов и других социальных мер. Главным требованием в решении перевода на должности в центральном аппарате теперь является умение работать в сложной, постоянно меняющейся обстановке, стремление развивать свои профессиональные качества и самообразование. Изменилась система оценки деятельности руководящего состава, сместившись в сторону поощрения инновационных проектов.
     Особенно заметные изменения произошли в сфере развития форм и способов ведения военных (боевых) действий объединёнными группировками войск (сил). Мероприятия в данной области включают развитие национальной военной стратегии (военной доктрины страны), совершенствование организационно-штатных структур, системы боевой подготовки и МТО, систем управления и обучения, повышение качественных характеристик личного состава и адаптацию военных объектов к новым условиям военно-стратегической обстановки.
     Так, в «Стратегии национальной безопасности США» (2010 года) указывается, что вооружённые силы страны «должны быть готовы к регулярному применению и могли бы побеждать во всех современных войнах, предотвращать и сдерживать угрозы США, их интересам и партнёрам, а также готовиться к защите США в рамках различных военных действий против государств и негосударственных организаций». При этом подчёркивается важность «совершенствования военных возможностей в интересах проведения контртеррористических, противоповстанческих и стабилизационных операций и противодействия сложным угрозам безопасности при сохранении боеготовности наших сил к проведению всего спектра военных операций. Это подразумевает подготовку к борьбе с серьёзными противниками, сдерживание и подавление агрессии во враждебном окружении, защиту США и оказание содействия гражданским властям на своей территории».
     Новая «Национальная военная стратегия» (2010 года), в свою очередь, нацеливает на постановку ряда взаимосвязанных задач и выработку общих оперативных концепций. На их основании председатель комитета начальников штабов оценивает степень угрозы военной безопасности США, а руководство видов вооружённых сил и командующие объединёнными командованиями определяют свои потребности в возможностях группировок войск (сил) для решения всего перечня возможных задач.
     Трансформация, призванная обеспечить готовность вооружённых сил не к войнам прошлого, а к войнам будущего, осуществляется на основе закона «О реформировании вооружённых сил», принятого конгрессом в 2003 году, и изданных в том же году министром обороны «Указаний по планированию реформирования вооружённых сил».
     Целенаправленность проводимых мероприятий достигается путём разработки и внедрения во все сферы вооружённой борьбы перспективных концепций объединённых операций. Они содержат конкретные требования к ВС будущего, а также задают приоритеты и чёткие ориентиры в военном строительстве на ближайшие 10-15 лет. Именно на их основе принимаются решения о выделении средств на военные программы. В конечном итоге, проходя экспериментальную оценку, становятся базой для разработки «дорожных карт реформирования» видов вооружённых сил, по которым сегодня и идёт процесс трансформации.
     Так, согласно им сухопутные войска станут более «лёгкими» и мобильными, одновременно повысив свои огневые возможности. Они будут способны осуществлять переброски войск на большие расстояния с пунктов постоянной дислокации и авиабаз, а также будут объединены системами связи с высокоточными ударными средствами большой дальности. Силы флота и морской пехоты ВМС смогут преодолевать любые препятствия, ограничивающие доступ в необходимые для национальной безопасности районы на приморских направлениях. Авиация и космические средства будут способны обнаруживать и сопровождать мобильные цели противника в обширных районах и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС быстро и результативно наносить по ним многочисленные удары (при необходимости – ядерные). Даже при ведении особо сложных и рассредоточенных на больших площадях операций все задействованные в них силы будут надёжно объединены системами связи. Киберпространство рассматривается американскими военными специалистами такой же сферой вооружённой борьбы, как естественные сферы – суша, воздух, море и космос. Именно поэтому развитие возможностей по обеспечению безопасности домена .mil объединённых сил поставлено в качестве одной из важнейших задач национальной военной стратегии.
     Наряду с реформированием сил общего назначения военно-политическое руководство США большое внимание уделяет совершенствованию ядерного потенциала. В связи с расширением спектра угроз, а также переходом на новую модель военного строительства на первый план выдвинулось требование реального объединения стратегических наступательных и оборонительных сил в единый комплекс, что предусматривает возможность их совместного боевого применения и замену концепции ядерного сдерживания концепцией всеобъемлющего сдерживания.
     Для реализации концепции всеобъемлющего сдерживания США планируют использовать новую триаду. Она будет включать, во-первых, наступательный компонент (как ядерные, так и неядерные средства воздушного и космического нападения); во-вторых, оборонительный компонент (единую глобальную систему ПРО/ПВО, перспективную систему ПКО); в-третьих, гибкую, способную к воссозданию своих возможностей инфраструктуру производства, хранения и испытаний ядерного оружия. Для объединения компонентов новой триады планируется построить единую систему управления, разведки и планирования с использованием передовых информационных технологий.
     При этом следует отметить, что в рамках происходящего реформирования на объединённое стратегическое командование ВС США возложен ряд новых задач, напрямую отражающих роль и место стратегических сил в перспективных операциях. В частности, можно выделить следующие концепции:
     – «глобальный удар» – планирование и нанесение ударов стратегическими средствами-носителями в ядерном и обычном снаряжении по объектам в любой точке земного шара;
     – «информационные операции» – координация деятельности управлений министерства обороны США по проведению информационных операций в зонах ответственности объединённых региональных командований;
     – «глобальная информационно-управляющая инфраструктура» – координация деятельности различных ведомств по обеспечению функционирования глобальной системы оперативного управления, связи, разведки и компьютерных систем в интересах стратегических сил;
     – «глобальная противоракетная оборона» – разработка концепции построения и организация боевого применения сил и средств создаваемой системы ПРО;
     – «операции в киберпространстве» – совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам и времени действий по использованию кибернетических средств для достижения военных целей как внутри, так и вне киберпространства.
     Новым стало и изменение подхода к планированию строительства ВС. Ранее действовал принцип «снизу вверх» (от низовых формирований до военно-политического руководства страны, от видовых программ приобретения к общей системе закупок ВВТ министерства обороны). Главными его недостатками, с точки зрения самих американцев, были высокая стоимость совокупных программ закупок ВВТ, несогласованность видовых подсистем приобретения, а также частичное дублирование функций различных воинских формирований при решении общих задач. Осознавая негативные во многих случаях последствия такого положения вещей, была предложена новая модель строительства ВС – «от возможностей», или «сверху вниз». Заметим, что под «возможностями» на данном этапе планирования военного строительства понимается не классическое определение боевых возможностей, принятое в российской военной науке, а конкретные показатели, которыми должны в идеале обладать ВС и их группировки при ведении объединённых и многонациональных операций в различных функциональных сферах боевой деятельности.
     Реформирование вооружённых сил не могло не отразиться и на военно-промышленной сфере. В первую очередь это вылилось в перестройку взаимоотношений министерства обороны с частным сектором экономики, играющим главную роль в обеспечении материальных потребностей вооружённых сил. С этой целью Пентагон издал серию докладов под общим названием «Исследование возможностей военно-промышленной базы». Доклады были разработаны по следующим направлениям: «Обеспечение ситуационной осведомлённости», «Управление», «Боевое применение», «Защита войск» и «Целенаправленное тыловое обеспечение». Такое деление военно-промышленной базы является новым для официальных документов. Раньше в них фигурировали термины «отрасль» (авиационная, ракетно-космическая, бронетанковая и т.п.) и «сектор» (промышленная база сухопутных войск, ВВС, ВМС). Анализ показал, что наименование компонентов военно-промышленной базы по новой нарезке полностью соответствует названиям функциональных концепций комитета начальников штабов, излагающих требования к будущим ВС. В качестве главного критерия реформирования установлено, что США должны опережать любых потенциальных противников по крайней мере на одно поколение вооружений и военной техники.
     Таким образом, американскими специалистами на практике началось решение задачи по разработке и реализации новой военно-промышленной политики. Само министерство обороны назвало этот процесс «Дорожной картой в 2020 год», в котором представлены три состояния военно-промышленной базы – прошлое, настоящее и планируемое будущее.
     Так, в настоящее время на рынке военной продукции США доминирует около десятка сверхкрупных фирм, каждая из которых специализируется как минимум в двух-трёх отраслях. Именно их деятельность министерство обороны пытается перестроить таким образом, чтобы к рубежу 2020 года в основе военно-промышленной политики страны были следующие постулаты: распределение ресурсов и приобретение базируется на функциональных возможностях ВС; объединённые оперативные формирования, комитет начальников штабов, министерство обороны и промышленность пользуются единой структурой представления будущих возможностей ВС.
     Главной же целью новой военно-промышленной политики является стремление Пентагона к оснащению вооружённых сил создаваемыми на основе перспективных технологий качественно новыми и традиционными вооружениями и военной техникой с качественно новыми возможностями. Наибольшее значение при этом придаётся технологиям микроэлектроники, вычислительной техники, микроэлектромеханических схем и нанотехнологии.
     Например, широкое внедрение сетевых информационных технологий в системы управления войсками, связи и разведки может привести к тому, что понятие «цикл управления» в применении к маневру огнём и управлению боевыми группами утратит свой смысл: управление станет непрерывным, реализуемым в реальном времени. Ожидается расширение использования роботизированных средств как для выполнения разведывательных задач, так и при ведении боевых действий в воздухе, на суше, в надводном и подводном положении.
     В частности, министерство обороны США продолжает разработку и развёртывание полностью совместимой межведомственной глобальной информационно-управляющей системы (ГИУС). Эта система потенциально может стать единственным и наиболее важным источником информационного обеспечения и достижения превосходства вооружённых сил над любым противником. Считается, что ГИУС позволит сформировать единое информационно-коммуникационное пространство для действий ВС, упрощающее обмен данными и способствующее эффективному совместному планированию и руководству совпадающими по времени операциями.
     К основным возможностям, которыми должны обладать группировки войск в результате реализации новой военно-промышленной политики, официальные документы США относят:
     – единое понимание обстановки руководством всех компонентов объединённых группировок войск (сил);
     – превосходство в принятии решений и скорости их выполнения с помощью достигнутого информационного превосходства;
     – адаптируемость к решению поставленных задач и к условиям обстановки;
     – быстрое развёртывание и проведение операций в районах с неразвитой инфраструктурой;
     – экспедиционный характер действий в г
     лобальном масштабе;
     – непрерывное воздействие по противнику в пределах всего боевого пространства;
     – дезинтеграция, дезориентация или уничтожение любого противника с применением обычного и нелетального оружия;
     – одновременное проведение нескольких операций на изолированных направлениях для достижения желательных для ВС США и их союзников результатов (эффектов);
     – организация ведения боевых действий в едином информационно-управляющем пространстве;
     – большие поражающие способности;
     – координация действий с силами союзников.
     В целом, по взглядам американского военного руководства, как существующие, так и перспективные вооружённые силы США должны обладать такими возможностями, которые гарантировали бы им превосходство над любым противником во всём спектре проводимых операций, которые в перспективе планируется проводить. При этом подчёркивается, что такое превосходство должно достигаться путём создания эффективных условий для достижения поставленных целей, а не за счёт подавляющего перевеса в количестве сил и средств. В связи с этим считается необходимым преобразовать американскую армию в единые «сетецентричные» и распределённые силы, способные достичь превосходства в вооружённых конфликтах любого характера и масштаба. А достичь этого можно лишь на путях интегрирования возможности видов вооружённых сил, преодоления разделяющих их барьеров, внедрения перспективных концепций совместного ведения ими боевых действий.
     В целом необходимо отметить, что масштабы, цели и интенсивность текущих и планируемых преобразований в военной сфере явно превосходят возможные будущие угрозы национальной безопасности США. Делается это сознательно, так как военно-политическое руководство страны стремится не только добиться подавляющего военно-технического превосходства над потенциальными противниками, но и иметь его по отношению к своим стратегическим союзникам и странам-партнёрам.
     
НАТО: модульность
     в объединённости

     Тенденции строительства национальных вооружённых сил других стран НАТО во многом совпадают с происходящими в США. Это обусловлено их стремлением приблизиться к уровню возможностей американских вооружённых сил, учитывая свои национальные особенности. При этом, однако, наблюдается и тенденция усиления европейской автономности в сфере обороны. Специалисты альянса выделяют следующие основные тенденции в строительстве объединённых вооружённых сил:
     – модульный принцип формирования экспедиционных сил;
     – широкое применение высокоточных и роботизированных средств;
     – формирование единой информационно-управляющей среды;
     – участие в развёртывании глобальной единой системы ПРО/ПВО США с построением европейского сегмента;
     – возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента;
     – развитие возможностей по нейтрализации асимметричных угроз коалиционной безопасности.
     Новая стратегическая концепция НАТО также ориентирована на взгляды американского руководства. Она ориентирует ОВС НАТО на подготовку и ведение прежде всего ограниченных (локальных) войн, а также урегулирование кризисных ситуаций. При этом в официальных документах подчёркивается, что в обозримом будущем развязывание крупномасштабной агрессии против альянса маловероятно, но всё же допускается. Одновременно признаётся возможность возникновения на евроатлантическом пространстве кризисных ситуаций с перерастанием их в военные конфликты, представляющие угрозу интересам Североатлантического союза.
     Квинтэссенцией проводимого реформирования вооружённых сил блока, по заявлениям экспертов, является достижение реальной объединённости действий. Под ней понимается не только улучшение взаимодействия между национальными контингентами войск, но и развитие умений и навыков боевой работы межвидовых формирований независимо от их страновой принадлежности.
     Изменяющиеся подходы НАТО к разрешению конфликтов со всей очевидностью демонстрируют его руководству необходимость ускорения процесса реформирования военной составляющей блока с целью её адаптации к современным условиям военно-политической обстановки в мире. В частности, руководство блока отказалось от громоздкой трёхкомпонентной структуры ОВС НАТО периода «холодной войны» (силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления) и перешло к более гибкой двухкомпонентной – силы универсального и силы территориального применения. Произошли серьёзные изменения в структуре органов управления ОВС НАТО. В результате проведения мероприятий общее количество командований (штабов) ОВС НАТО сократилось с 20 до 11.
     При этом особое внимание обращалось на трансформацию структуры ОВС в единый комплект сил, включающий стационарные и мобильные формирования и штабы. Было решено, что большая часть ОВС будет находиться в трёх степенях боеготовности: высокой (готовность к применению в течение 0-90 суток), пониженной (91-180 суток) и силы длительного наращивания (готовность к применению более 365 суток). При этом они должны быть способны к решению широкого круга задач, включая операции по урегулированию кризисов, борьбе с терроризмом, противодействию распространению ОМП, а также по обеспечению развёртывания более крупной группировки ОВС альянса. Были предприняты также шаги по созданию дополнительных мобильных многонациональных корпусных штабов и штабов ВМС, которые могут быть использованы в качестве компонентов командной структуры при проведении операций НАТО в будущем.
     Заслуживает внимания и реализация концепции блока по созданию единого информационного пространства (ЕИП). Основное содержание концепции заключается в объединении коалиционных и национальных органов управления, воинских формирований, средств разведки и передачи информации и внедрения в войска единых процедур планирования и принятия решений. С учётом организационной и технической сложности реализации намечаемого ожидается:
     – завершение технического проектирования – 2010-2011 годы;
     – создание необходимой инфраструктуры – к 2015 году;
     – достижение полной оперативной готовности – 2020-2025 годы.
     В целом содержание и направленность осуществляемой реорганизации ОВС НАТО отражают намерения руководства союза создать многофункциональную и более гибкую командно-штабную структуру. Она должна быть способна осуществлять эффективное руководство группировками войск (сил) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении различных операций на удалённых ТВД.
     
Китай: ставка на информационные войны

     Строительство вооружённых сил Китая, претендующего на обретение статуса военной сверхдержавы, определяется в первую очередь спецификой политического и экономического государственного устройства, а также установками руководства на сохранение благоприятных условий для внутреннего экономического развития.
     Основными особенностями реформирования китайской армии являются долгосрочное планирование (до 2050 года) и глобальность замысла – к этому сроку Китай «должен иметь вооружённые силы, достойные великой державы» и способные «победить в любой войне любого противника».
     Определяющими моментами реформирования являются национальные интересы и определённые в соответствии с ними задачи вооружённых сил на конкретный период времени. Так, в последнее время такой статус приобрело развитие ВМС, что определяется стоящей задачей «воссоединения родины» и растущей зависимостью успешного экономического развития Китая от степени эффективности использования морских ресурсов и функционирования морских коммуникаций. При этом реформирование других видов вооружённых сил также не остаётся без внимания военно-политического руководства Китая.
     Необходимо также заметить, что китайское руководство особо обращает внимание на поиск путей «асимметричного строительства ВС» и адекватных ответов возможным действиям американских вооружённых сил. В качестве одного из возможных таких путей рассматривается концепция информационной войны, исследованию и развитию которой, а также связанных с ней вопросов придаётся особое значение.
     В качестве результата этой работы на настоящем этапе можно привести мнение американских учёных, в соответствии с которым Китай в настоящее время по меньшей мере является вторым (после США) мировым лидером в разработке вопросов информационной войны. Достаточно сказать, что на сегодняшний день НОАК является едва ли не единственной армией в мире, в составе которой в лице так называемого информационного корпуса существует структура, специально предназначенная как для теоретической разработки форм и способов «информационного противоборства» в ходе вооружённой борьбы, так и реального его ведения.
     Естественно, что повышенное внимание к процессу информатизации не отодвигает и традиционные направления развития китайских ВС, о чём свидетельствует поступающая информация о новых образцах вооружений, создаваемых в Китае: МБР, ПЛАРБ, крылатых ракет большой дальности, систем ПВО-ПРО и т.д. Однако концепции информационных войн и сетецентричных боевых действий рассматриваются как исторический шанс, предоставляемый Китаю новой эпохой.
     В большинстве публикаций китайских военных специалистов развитие сил и средств информационной войны рассматривается как редкая возможность для существенного повышения боевого потенциала НОАК на основе современных информационных технологий. Так, в частности, отмечается, что «существующие различия в уровне развития стран мира обусловлены главным образом влиянием промышленной революции, однако новые информационные технологии предоставляют всем странам возможность заново перетасовать карты, и от того, успеет ли Китай на этот поезд, вероятно, будет зависеть его положение в мире в будущем столетии».
     Именно развитием идеи исторического шанса стала «теория перешагивания», обосновывающая возможность для НОАК сразу перешагнуть в эпоху «войн нового поколения», сконцентрировавшись на создании и принятии на вооружение передовых образцов оружия и военной техники, в первую очередь созданных с использованием современных информационных технологий. Важно также заметить, что одним из моментов военного реформирования является стремление военно-политического руководства Китая к сохранению возможностей вооружённых сил для ведения крупномасштабных военных действий против сильного противника.
     
Выводы

     В целом анализ осуществляемых в настоящее время реформ в армиях ведущих зарубежных стран позволяет констатировать следующее:
     – процесс выбора путей оптимальной реорганизации вооружённых сил занял относительно длительный период времени – с конца 80-х до конца 90-х годов прошлого века; принимая во внимание кардинальный характер и трудоёмкость планируемых преобразований, их завершение предполагается к 2015-2020 годам.
     – в США и в других ориентирующихся на них странах осуществляется коренное реформирование вооружённых сил – трансформация, затрагивающая все аспекты военного дела: военную доктрину, методы руководства, организационно-штатную структуру, боевую подготовку, ВВТ, образование, кадры, тыловое и техническое обеспечение. При этом главное внимание уделяется новым концепциям строительства и боевого применения ВС;
     – несмотря на официальные декларации, ВС США осуществляют всестороннюю подготовку к ведению крупномасшабных боевых действий (по американской терминологии – большая национальная война). Одновременно изыскиваются способы адаптировать военный потенциал государства для решения широкого круга задач в условиях мирного времени, а также в кризисных ситуациях;
     – началу практического осуществления реформ предшествовало интенсивное обсуждение путей военного строительства, выразившееся в корректировке существующих базовых документов, определяющих развитие ВС в целом как на национальном, так и на коалиционном (НАТО) уровнях;
     – повысилось внимание, уделяемое обеспечению надежной защиты своей территории высокотехнологичными оборонительными силами, обладающими в то же время достаточным наступательным потенциалом;
     – наряду с созданием относительно немногочисленных и высокомобильных ВС, комплектуемых в основном на профессиональной основе и оснащенных перспективными образцами ВВТ, предполагается достижение эффекта объединённости, то есть обеспечение теснейшего взаимодействия всех составляющих системы национальной и коалиционной безопасности;
     – новые принципы руководства вооружёнными силами предполагают создание качественно новой интегрированной автоматизированной системы управления объединёнными (межвидовыми) формированиями, создание единой системы тылового обеспечения, унификацию и стандартизацию процессов приобретения ВВТ;
     – ускорившийся в последние годы процесс реформирования вооружённых сил ведущих зарубежных стран на фоне усложнения военно-политической обстановки требует совершенствования методологии военно-научных исследований в интересах своевременного вскрытия угроз интересам безопасности Российской Федерации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex