на главную страницу

22 Марта 2011 года

Страна и мир

Вторник

Испытание на прочность продолжается



В Японии не прекращаются работы по нормализации ситуации на АЭС «Фукусима-1», многочисленные аварии на которой стали результатом разрушительного землетрясения, обрушившегося на страну 11 марта.

     Япония


     За последние дни только в третий реактор станции в общей сложности было сброшено более 3,7 тысячи тонн воды. Одновременно электротехники продолжают усилия по возобновлению в нём энергоснабжения, что позволит запустить штатную систему охлаждения. Спецмашины сил самообороны сбрасывают воду с помощью водомётов и в здание аварийного четвёртого реактора, где имеется бассейн с отработанным ядерным топливом. В этих целях используются и вертолёты. По оценке экспертов, эти операции являются достаточно эффективными. Они ведут к снижению температуры в перегретых блоках и уровня радиации в их зонах, что позволяет, в частности, вести элетротехнические работы. Всё меньше беспокойства вызывает состояние шестого реактора после того, как там удалось восстановить работу системы охлаждения с помощью аварийных дизелей.
     Как сообщила компания-оператор станции «Токио пауэр электрик», уровень радиации вблизи АЭС «Фукусима-1» снизился. Увеличивать зону полной эвакуации населения вокруг АЭС «Фукусима-1» не планируется. На данный момент она составляет 20 километров от АЭС; проживающим в районе 30 километров от станции рекомендовано не выходить из домов.
     Тем не менее в 9 из 47 префектур Японии в продуктах было обнаружено небольшое превышение норм содержания изотопов йода и цезия. Как подчёркивают власти, «зафиксированные уровни непосредственной угрозы для здоровья людей не представляют, однако необходимо продолжать замеры уровня радиации окружающей среды, овощей и молока». Ранее радиоактивные вещества были обнаружены и в водопроводной воде в ряде японских префектур. Однако, по данным властей, сейчас они также не представляют опасности.
     Повышения же радиационного фона на Дальнем Востоке не отмечается. Как сообщил журналистам руководитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов, радиационный фон контролируют почти 600 постов радиометрического контроля. Каждый день берётся около 6 тысяч проб грунта, воздуха и воды, но ещё ни разу после аварий на японских атомных электростанциях радиационный фон на Дальнем Востоке не превышал нормы. Допустимый фон - 30 микрорентген в час, а все последние дни он держался на уровне от 6 до 18 микрорентген в различных краях и областях Дальневосточного федерального округа.
     Контроль радиационной обстановки на Дальнем Востоке ведут специалисты гидрометеослужбы, Роспотребнадзора, МЧС, Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ, суда Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра и другие ведомства. Таможенники проверяют на наличие радиации все грузы, прибывающие в порты Тихоокеанского побережья России.
     Между тем, выступая на совещании в Южно-Сахалинске, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что прогнозы российских специалистов по развитию ситуации на станции «Фукусима-1» были на 100 процентов верны. «Наши специалисты делают прогноз, подсчитывают, рисуют картину завтрашнего, послезавтрашнего дня, и потом на практике видим - так и происходит», - сказал он, добавив, что это говорит об уровне развития ядерной энергетики в стране.
     «В этих условиях нет никаких оснований хоть на долю сомневаться в тех прогнозах, которые наши специалисты строят», - уверен глава правительства. Кроме того, он констатировал, что «со сложностями, ошибками японским коллегам удаётся постепенно ситуацию брать под контроль».
     Тем временем более 3 тысяч человек было вывезено российской авиацией из Японии в Россию, сообщает МЧС РФ. «В период с 12 по 20 марта регулярными авиарейсами и авиацией МЧС России вывезено 3.380 человек, в том числе гражданской авиацией - 3.127 человек, авиацией МЧС России - 253 человека», - отмечается на сайте ведомства. Общая же численность группировки МЧС в Японии на данный момент составляет 161 человек и 7 единиц техники.
     
Наталья ЯРМОЛИК, «Красная звезда».

     
* * *

     Нынешняя трагедия в Японии - это ещё одно жёсткое предупреждение человечеству, чем могут обернуться безудержные соревнования на поле ядерного оружия. Уж если «мирный» атом держит нас в состоянии постоянной боевой готовности...
     В апреле исполнится 25 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но по сей день подвиг героев-«чернобыльцев», которые вели беспримерный бой с радиацией, ликвидируя последствия взрыва на атомной станции, не оценён в достаточной мере. Так же как и их опыт. Как, например, бывшего начальника штаба ВВС Киевского военного округа генерал-майора авиации Героя Советского Союза Николая Антошкина, который не только руководил действиями сводной авиационной группы, но и сам лично несколько раз в день пролетал над реактором. И если сегодня пилотов вертолётов сил самообороны Японии, которые пытались предотвратить плавление топливных элементов и радиационный пожар, сбрасывая морскую воду на реактор, считают национальными героями, то мы не можем не вспомнить, какой ценой нашим авиаторам удалось предотвратить, на первый взгляд, неминуемое...
     Например, японские экипажи на вертолётах CН-47 Chinook по предписанию не могут совершить каждый более 10 полётов. Наши же, чтобы гарантированно закрыть с воздуха аварийный реактор, проходили над ним в день порой более 30 раз, получая запредельные дозы... Установлено, что радиационное облучение тогда достигало 3.000–3.500 рентген. А в эпицентре уровень доходил до 10–12 тысяч...
     - Конечно, насколько это опасно для них, советские вертолётчики отлично понимали, - отметил в беседе с корреспондентом «Красной звезды» Николай Антошкин. - И именно поэтому шли, как в бою - на амбразуру, осознавая дальнейшие последствия катастрофы для всей страны. При этом наши авиаторы работали прицельно, тогда как японские заливали реакторы, что называется, «на ходу», отчего эффективность работы была существенно ниже. Большая часть воды не достигла цели, развеялась ветром.
     В операции в Чернобыле было задействовано 80 вертолётов, у японцев - гораздо меньше. К тому же по мощности американские машины значительно уступают нашим гигантам Ми-26, которые могут нести до 20 тонн. У японцев вертолёт может взять на внешнюю подвеску 7,5 тонны воды, а по расчётам учёных требовалось изначально вылить её не менее 13 тысяч тонн! Почему бы не попросить Россию о помощи в охлаждении реакторов? Ведь те же наши самолёты Ил-76 и Бе-200 вполне могут решить поставленные задачи.
     - У нас один Ил-76 пройдёт и всё зальёт водой. Такие мощности надо сейчас использовать, - подчеркнул Антошкин. - Удивляет и то, что необходимые меры японцы принимали недостаточно быстро. А надо максимально быстро реагировать, работать, в том числе и на опережение. Потому что ситуация в любой момент может стать хуже, развитие событий при продолжающихся природных катаклизмах может быть значительно катастрофичнее...
     
Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex