на главную страницу

23 Марта 2011 года

Страна и мир

Среда

«ОДИССЕЯ. РАССВЕТ»: ПОЛУЧИТСЯ ЛИ БЛИЦКРИГ?

Андрей ЗАБОЛОТСКИХ, «Красная звезда». Фото агентства REUTERS.



     К началу третьих суток ударов по Ливии НАТО так и не определилась со своей ролью в операции, а её участники - со структурой командования коалиции. Состоявшиеся в понедельник многочасовые заседания Совета ЕС на уровне министров иностранных дел и Североатлантического совета на уровне послов выявили лишь фундаментальные разногласия между странами - членами этих двух международных организаций.
     Формально Североатлантический совет должен принять решение «о начале операции НАТО по обеспечению закрытой для полётов зоны над Ливией». На практике речь идёт об определении роли НАТО в уже развёрнутой операции. На сегодня существуют четыре возможности: НАТО не участвует; НАТО проводит две независимые операции - по морской блокаде для обеспечения эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки оружия и по оказанию гуманитарного содействия; НАТО оказывает содействие коалиции в управлении военными действиями, не включаясь официально в военную операцию; НАТО официально принимает на себя командование военной операцией.
     В настоящий момент все участники коалиции действуют порознь, координируя действия между национальными генеральными штабами при общем управлении, которое осуществляют американцы со своих баз в Рамштайне (Германия) и Напле (Италия). В то же время США, которым и так достаточно двух дорогих и неудачных кампаний в Ираке и Афганистане, уже недвусмысленно заявили, что намерены перейти на вторые роли в этой операции. Министр обороны США Роберт Гейтс чётко заявил об этом в понедельник утром по дороге в Москву. По его словам, Вашингтон предпочёл бы «передать командование Франции и Великобритании или отдать его в руки НАТО».
     Нескоординированный характер операции в Ливии, отсутствие чёткого плана и ясной задачи становятся очевидными её участникам. Норвегия уже приостановила участие своих самолётов в операции до окончательного решения вопроса о её командной структуре. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони высказался ещё более категорично, пригрозив, что его страна может «отказать коалиции в предоставлении своих военных баз, если командование не будет передано НАТО». Позицию Рима сформулировал глава МИД Франко Фраттини: «Пришло время перейти от коалиции добровольцев к коалиции под командованием НАТО. Только у альянса есть достаточно возможностей по обеспечению последовательности действий коалиции, их планированию и координации».
     Однако против перехода военной операции «под знамя» НАТО яростно выступает Франция. Париж не без оснований опасается, что переход операции под командование альянса, не пользующегося любовью в исламском мире, может оттолкнуть от коалиции арабских партнёров. Это может лишить кампанию в Ливии поддержки стран региона и сделать реальностью наихудший сценарий - начало «войны Востока и Запада» в Джамахирии. В этих условиях Париж готов пойти на участие штабных структур НАТО в управлении коалицией без официального перевода операции под командование альянса. Эта возможность представляется наиболее выигрышной, однако нет ясности, как столь сложную формулу реализовать на практике.
     Ситуацию сильно осложняет самый южный член НАТО - Турция. Официальная позиция Турции в деталях ещё не сформулирована, однако известно, что Анкара ни в какой форме не будет принимать участия в операции и в случае подключения к ней НАТО станет требовать разъяснения до мельчайших деталей мандата операции.
     Несколько более мягкую позицию занимает Германия. «Бундесвера в Ливии не будет. Однако мы полностью уважаем решения государств, которые образовали военную коалицию», - заявил в понедельник глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле. При этом Германия не возражает против передачи операции под управление НАТО, но также требует чёткого определения её целей и детализации мандата.
     С определением целей коалиции, равно как и с её управлением, имеются серьёзные проблемы. Многие представители натовских стран заявляют, что целью операции является «защита мирного населения, а не устранение Каддафи». Однако официальный представитель госдепартамента Марк Тонер заявил, что уход Муамара Каддафи - конечная цель США в Ливии. «Мы пытаемся убедить полковника Каддафи и его режим в том, что они должны отойти от власти, что как лидеры страны они утратили легитимность, повернув оружие против собственного народа, - сказал американский дипломат. - И это остаётся нашей конечной целью».
     Пока же ситуация складывается таким образом, что даже после массированных авиаударов Каддафи жив и имеет достаточно сил, чтобы эффективно противостоять повстанцам. Заставить лидера Джамахирии уйти можно либо в результате бомбардировок, либо путём масштабной сухопутной операции.
     И именно поэтому США изо всех сил стремятся отойти в операции «Одиссея. Рассвет» на второй план. Им более чем достаточно первых двух дорогих и неудачных кампаний в Ираке и Афганистане. Об этом говорят и российские военные эксперты, мнения которых приводит агентство «Интерфакс». Так, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что коалиция не достигла поставленных целей в ходе первых воздушных ударов. «На первом этапе воздушной операции силы коалиции выпустили по объектам в Ливии порядка 110 крылатых ракет, а также выполнили 30-40 самолёто-вылетов. Этим нарядом сил невозможно решить задачу полного подавления ПВО войск, верных Каддафи», - отметил эксперт. По его оценке, коалиции в лучшем случае удалось уничтожить или временно подавить 10-15 объектов ливийской ПВО. В то же время в её составе более ста зенитных ракетных комплексов советского производства С-75, С-125 и даже С-200 с дальностью стрельбы порядка 240 км.
     По его словам, коалиции, судя по всему, не удалось сформировать в регионе необходимой группировки сил для воздушной наступательной операции. «По некоторым данным, в распоряжении сил коалиции сегодня (понедельник, 21 марта) осталось менее сотни крылатых ракет, а имеющаяся на авиабазах авиация способна выполнять в день не более 20-30 самолёто-вылетов», - сказал Сивков.
     Коалиция, скорее всего, продолжит наращивать в регионе силы. Для этого в Средиземное море через неделю-две войдут от двух до четырех авианосцев с кораблями сопровождения. В этом случае состав авиации, действующей с наземных аэродромов и с кораблей, может увеличиться до 400-450 самолётов. Одновременно количество крылатых ракет воздушного и морского базирования увеличится до 300-400 единиц. Этих сил уже может хватить для надёжного подавления ПВО Ливии.
     В ближайшие дни следует ожидать одиночных ударов ВВС коалиции по объектам ПВО Ливии, по позициям сухопутных войск, а также по местам предполагаемого нахождения Каддафи.
     Генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов придерживается мнения, что у ливийской армии есть чем сбивать самолёты НАТО. «Мне интересно посмотреть, как против самолётов НАТО будут работать «Шилки» и «Стрелы»», - сказал он Интерфаксу. Вместе с тем он признал, что полномасштабно противостоять современной авиации НАТО войска Каддафи не могут. Но логика военных действий такова, что напавший рискует попасть под удар устаревших систем, если они будут применяться неожиданно. У ливийской армии есть старые советские комплексы. Они эффективны, если применяются засадным методом. Но если ливийская армия будет действовать классически, со стационарной позиции, все эти комплексы будут уничтожены.
     Авиаудары, указал Ивашов, не решат задачу по свержению нынешнего ливийского режима, и коалиции потребуется сухопутная операция. «У нас уже сегодня есть данные о том, что некоторые специальные силы арабских государств действуют на стороне ливийской оппозиции, - заявил эксперт. - Вполне возможно, что некоторые монархии из Лиги арабских государств направят в Ливию свои контингенты при авиационной поддержке стран НАТО».
     Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает, что страны Запада упустили шанс военным вмешательством повлиять на ситуацию в Ливии. По его мнению, «тот момент, когда закрытием воздушного пространства Ливии и точечными ударами по аэродромам и ПВО Кадаффи можно было остановить его наступление на оппозиционные силы, упущен». «Конечно, даже запоздалые удары авиации НАТО смогут без проблем уничтожить силы ПВО, авиацию Кадаффи, но повлиять на расстановку сил в Ливии без более решительных мер такие действия уже не смогут», - сказал он.
     Примечательно, что на прошлой неделе, ещё до начала военной операции стран НАТО, на сенатских слушаниях в комитете по делам вооружённых сил директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер заявил конгрессменам, что, по его мнению, «в конечном счете режим Каддафи одержит победу... У режима больше логистических ресурсов, есть две специальные армейские бригады, которые очень преданы Каддафи и пойдут до конца. Силы режима хорошо экипированы, включая противовоздушную оборону, артиллерию, танки, механическое оборудование...» Клаппер подверг тогда сомнению эффективность введения такой меры, как закрытие воздушного пространства над Ливией, при наличии у Каддафи значительного парка вертолётов.
     Тем временем в понедельник с наступлением темноты западная коалиция вновь возобновила бомбардировки Ливии. Столицу сотрясли несколько мощных взрывов, непрерывный огонь ведут зенитные батареи. Согласно данным средств массовой информации, налёту якобы вновь подверглась резиденция ливийского руководителя Муамара Каддафи в столичном квартале Баб эль-Азизия. О жертвах и разрушениях сведений пока нет.
     Союзнические войска нанесли также удар по базе ливийских военно-морских сил Бассета в 10 км к востоку от Триполи. Как сообщили очевидцы, в этом районе вспыхнул сильный пожар. При этом войска Каддафи весь понедельник вели обстрел города Эз-Зинтан в 140 км к западу от Триполи, используя танки и ракетные установки. Бомбардировкам авиации союзников подверглась и расположенная в 750 км от столицы Себха - главный город на юге страны и вотчина племени аль-каддафа, выходцем из которого является сам Каддафи. К востоку от Бенгази авиация западной коалиции нанесла удары по радарным установкам на двух базах противовоздушной обороны. По заявлению главы Африканского командования ВС США генерала Картера Хэма, который координирует действия сил коалиции в рамках операции по установлению бесполётной зоны над Ливией, нет свидетельств того, что какие-либо страны оказывают военную или иную помощь режиму Муамара Каддафи. По словам Хэма, в понедельник по командным центрам войск Каддафи и объектам ПВО было выпущено ещё 12 крылатых ракет. Кроме того, боевые самолёты сил коалиции «совершили порядка 70-80 вылетов». Генерал предположил, что количество наносимых ударов будет постепенно снижаться в ближайшие дни. Хэм отметил, что «все цели, поставленные на начальном этапе операции, достигнуты». Бесполётная зона постепенно расширяется, сказал генерал, добавив, что «скоро она охватит 1 тыс. км» и распространится в том числе над Триполи. «Это позволит приступить к оказанию гуманитарной помощи ливийцам», - заметил он. Силы коалиции не намереваются «полностью уничтожить» войска Каддафи, сохраняющие ему верность, отметил Хэм. Генерал также заверил, что никаких американских сухопутных подразделений в Ливии нет.
     Между тем на Зелёной площади в понедельник в центре Триполи состоялся массовый митинг в поддержку лидера Джамахирии. Люди пришли туда, чтобы выразить поддержку властям, несмотря на возобновившиеся налёты иностранной авиации. Основными целями военных стран Запада за минувшие двое суток стали объекты в пригородах Триполи - Таджуре и Джанзуре, где в дневное время продолжает работать большинство магазинов и банков, имеются бензин и вода.
     Как заявил в понедельник представитель правительства Джамахирии Ибрагим Муса, Ливия хочет мира и стабильности, но даст отпор мятежникам, если те попытаются начать поход на Триполи, воспользовавшись западными бомбардировками. «Наша цель - мир, стабильность и единство Ливии, - подчеркнул он. - Однако, в конце концов, мы будем защищать себя, мы вооружаем наш народ, и вы получите нацию в 6 млн. вооружённых людей. И мы дадим бой, не сомневайтесь». По его словам, удары западной коалиции по инфраструктуре в районе ливийского города Сирт, расположенного в центральной части страны на побережье Средиземного моря, привели к большому числу жертв среди гражданского населения. Кроме того, как указал Муса, ливийские власти «ещё три дня назад» освободили Мисурату - третий по величине город страны, расположенный в 200 км восточнее Триполи. Он подчеркнул, что правительственные силы в настоящее время продолжают там поиск «террористических элементов». Ранее поступала информация со ссылкой на мятежников о том, что в результате обстрелов Мисураты войсками Каддафи погибли более 40 человек и около 300 получили ранения.
     В свою очередь представитель Переходного национального совета Ливии (ПНС) Али Зейдан на встрече с делегацией МИД Франции заявил, что ливийский народ «положительно воспринял» вмешательство французских вооружённых сил. Зейдан подчеркнул, что выразил директору кабинета министра иностранных дел Эрве Ладсу «благодарность от лица ПНС и ливийского народа за смелое решение, принятое президентом Франции Николя Саркози и французским правительством». При этом французский МИД сообщил, что страна в ближайшее время направит своего посла в город Бенгази - главный оплот повстанцев. Официальный представитель МИД Бернар Валеро подчеркнул в связи с этим, что Франция «считает ПНС легитимным политическим собеседником». При этом представитель повстанческой коалиции «17 февраля» Ахмед аль-Хаси заявил, что «ПНС отвергает наземную операцию иностранных войск, однако с одобрением относится к ударам по армии Каддафи». Повстанцы также не приемлют любой диалог с властями о прекращении огня. Мятежники по-прежнему полны решимости идти на Триполи. По словам аль-Хаси, взятие столицы по-прежнему остаётся одной из целей ополченцев, но достичь её они собираются без «наступательных операций» западной коалиции.
     Ситуацию в Ливии намерен обсудить в четверг Совет Безопасности ООН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex