на главную страницу

23 Марта 2011 года

Армия и общество

Среда

ВЛАСТЕЛИНЫ ОКЕАНСКИХ ГЛУБИН

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда». Фото автора.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал первый заместитель начальника Главного штаба Военно-морского флота вице-адмирал Олег БУРЦЕВ.

     - В эти дни подводные силы России отмечают свою 105-ю годовщину...
     - Вы правы. Я получил множество поздравлений от сослуживцев. Ведь долгое время служил на атомных подводных лодках Северного флота. Командовал лодкой, дивизией, флотилией подводных лодок. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить сослуживцев, друзей и товарищей, моих учителей с этим праздником - 105-й годовщиной подводного флота России.
     - Этот праздник - хороший повод вспомнить историю создания, развития подводных сил нашего Отечества...
     - 105 лет назад Николай II своим указом сформировал подводные силы. В Первой мировой войне подводные лодки России уже применялись. Стоит отметить появление такой подводной лодки, как, например, минный заградитель «Краб», показавший высочайшую эффективность.
     Во время Гражданской войны подводный флот пришёл в упадок и фактически прекратил существование. Но затем началось активное создание Военно-морского флота Советского Союза, и к Великой Отечественной войне мы подошли оснащёнными достаточно приличными подводными лодками. После войны флот получил дальнейшее развитие, была создана первая атомная подводная лодка. Появление атомного флота - это следующий этап развития подводного флота...
     После развала Советского Союза многие аналитики, как наши, так и зарубежные, оценивали состояние ВМФ, подводного флота как критическое. Не было должного финансирования, из боевого состава были выведены старые подводные лодки, количество действующих резко сократилось. Отмечу, что сейчас мы находимся на новом этапе развития, который начался не сегодня, а примерно в конце 1990-х годов, когда у нас в стране приступили к созданию новых подводных лодок. Сейчас они вступают в строй, проводятся ходовые, швартовные испытания, проектируются новые корабли. И это не просто слова в день праздника. Это подкрепляют высказывания и наших зарубежных партнёров. Так, даже начальник штаба ВМС США заявил о том, что сейчас Военно-морской флот России восстанавливает своё былое могущество. Наш флот становится активным, мощным, сбалансированным...
     - Вы сказали о создании новых атомных подводных лодок. А чем они принципиально отличаются от предшественниц?
     - Основное тактическое свойство подводных лодок - скрытность действий. Отсюда и более жёсткие требования к шумности подводных лодок, их незаметности. Это одно из направлений. Другое - универсальность подводного корабля. Подводная лодка - это универсальный носитель различных видов оружия. Модернизируются и улучшаются средства акустики, обнаружения, гидроакустического подавления, гидроакустического противодействия. Улучшаются защитные характеристики корабля. И конечно, улучшаются условия обитаемости, в первую очередь безопасной обитаемости экипажей подводных лодок.
     - В последние дни весь мир был взбудоражен событиями в Японии. С нештатными ситуациями на атомных электростанциях борются смелые, сильные люди. Но такие же по характеру люди, видимо, должны служить и на атомных субмаринах?
     - Приведу пример из своей служебной биографии. В 1988 году я после аварии был высажен на борт подводной лодки. Там произошла течь реакторов. Фактически сложилась чрезвычайно опасная радиационная обстановка. Экипаж продемонстрировал мужество и героизм, никто не отказался идти в реакторный отсек, где были очень высокие уровни. Уровни, о которых сейчас говорят в Японии, с теми несравнимы. В десятки раз обстановка была хуже. Экипаж продемонстрировал высочайшее мастерство. А вот чтобы не допустить оплавления зоны, взрыва в реакторе и, как следствие, разрушения арматуры первого контура либо подрыва крышки, способы борьбы были те же самые - проливка, снятие остаточных тепловыделений...
     - Для борьбы с подобными авариями, очевидно, нужны специалисты высочайшего класса. Кто из такого уровня специалистов присутствует на лодке, какая у них подготовка?
     - Во-первых, это боевая часть 5, механики. В первую очередь, первый дивизион, который обслуживает реактор, турбины. Затем я отметил бы химиков. Они идут в зону первыми, осуществляют контроль. У них есть возможность не допустить той ситуации, о которой я сейчас рассказал. Можно сбросить аварийную защиту или просто снизить мощность реактора, предвидя развитие ситуации, чтобы она не стала критической, катастрофической.
     - Это было и в Японии, и в Чернобыле: очень трудно управлять реакцией, когда она выходит из-под контроля...
     - Конечно, это трудно, но что делать? Люди, во-первых, для этого учатся, во-вторых, они к этому готовы. Повторю, у меня не было случая, чтобы кто-нибудь из офицеров, мичманов или матросов отказался идти в реакторный отсек. Время работы там мы ограничили пятью минутами. Люди выполняли определённую операцию и тут же покидали отсек...
     - Наши слушатели спрашивают о надёжности реакторов, которые стоят на лодках типа «Курск»...
     - Те реакторы, которые стояли и сейчас стоят на подводных лодках 949-го проекта типа «Курск», показали полную жизнеспособность. И когда подводную лодку подняли, оба реакторных отсека были сухими. То есть они не были даже затоплены. Защита сработала полностью, и реакторы были заглушены. На атомных подводных лодках очень много видов защиты: по питанию, по расходу воды питательной, по давлению, по всему...
     - А означает ли прекращение работы реактора обездвиживание лодки?
     - Нет, ни в коем случае. Любая российская подводная лодка имеет, кроме всего прочего, аккумуляторную батарею, которая может использоваться как резервный источник питания. У неё хватает питания, нагрузки...
     - На атомных подводных лодках предусмотрено и мощное вооружение. А что сейчас происходит с новой ракетой «Булава»?
     - Все её предыдущие запуски осуществлялись с подводной лодки 941-го проекта «Дмитрий Донской». В своё время она находилась в составе дивизии, входившей, в свою очередь, в состав флотилии, которой я командовал. Все пуски провели, последние были успешными. Все боевые блоки нормально прибыли в расчётные точки. Этот вопрос отработан. Теперь решается задача о приёме всего комплекса на вооружение. Подводная лодка готова, прошла ходовые испытания. Но для того чтобы принять весь комплекс на вооружение, имеется в виду носитель и сама ракета, необходимо провести ряд стрельб, ряд пусков с основного носителя. Разговор идёт уже о «Юрии Долгоруком», о подводной лодке, первом головном «Борее». И мы готовимся к тому, что летом будем осуществлять пуски с «Борея». Но это не значит, что мы полностью разоружаем «Дмитрия Донского». Естественно, обе подводные лодки в готовности продолжить испытания. И мы планируем, что где-нибудь в начале осени примем на вооружение «Булаву» и подводную лодку «Борей».
     - А сколько пусков необходимо, чтобы принять ракету, подлодку на вооружение?
     - Как вы понимаете, нельзя сразу же залпами стрелять. Сначала необходимо произвести одиночный пуск, убедиться в работоспособности всех систем и корабля. Представьте себе, в одночасье с подводной лодки вылетает 40 с лишним тонн... Затем уже необходимо осуществлять залповые пуски, после чего только и может быть принята подводная лодка на вооружение, с ракетой.
     - А если сравнивать наши подводные лодки с западными образцами, где больше надёжности?
     - У нас различный подход к конструированию, созданию и эксплуатации подводных лодок. По некоторым показателям мы находимся выше их с точки зрения живучести кораблей. Например, по запасу плавучести. У наших подводных лодок он гораздо больше. Затем у нас подводные лодки разделены на большее количество отсеков. То есть при пожаре в каком-то отсеке, при поступлении воды его можно загерметизировать, и катастрофические последствия могут распространиться на гораздо меньшую площадь, гораздо меньшее количество помещений внутри подводной лодки. Наши системы ВВД мощнее импортных...
     - А что такое «системы ВВД»?
     - Системы воздуха высокого давления. Мы можем продуть балласт на гораздо больших глубинах, то есть всплыть при необходимости в случае аварийной ситуации с гораздо большей глубины. Есть ряд других моментов, которые вроде бы не существенны, но каждый из них в сумме, когда они складываются, имеет определённое значение в безопасности действий как корабля, так и экипажа.
     - А вот неожиданный вопрос от нашего слушателя: «Может, хоть вы скажете, какое значение для нашего Тихоокеанского флота имеют Курильские острова и почему их нельзя отдавать японцам?»
     - Они принадлежат России, это первое, почему их нельзя отдавать. Второе, посмотрите на замерзание Охотского моря. Проливы, которые находятся там, как раз и не замерзают. Посмотрите, как идёт красная рыба на нерест. Она идёт в проливных зонах. А это уже экономика. Так что здесь просто надо посмотреть на карту...
     - А вот другой наш слушатель, Роман, спрашивает: «Известна ли вам статистика аварий на подводном флоте зарубежных государств?»
     - Первой погибшей атомной подводной лодкой была американская. Мы помним «Трешер», который погиб в ходе испытаний. Затем появились погибшие атомные подводные лодки у нас. У нас погибла К-8 в результате пожара, утонула и не была поднята К-429, затем погибла подводная лодка К-219 в результате взрыва ракеты, и затем произошла трагедия с «Курском». Я перечислил то, что случилось с нами ещё с советского времени. В Штатах мы имеем дело с двумя погибшими атомными подводными лодками. Чего греха таить, на определённом этапе у нас было серьёзнейшее отставание в технологиях. Мы должны были догонять США и строили корабли, по крайней мере, первого поколения, которые представляли определённую опасность для личного состава хотя бы тем, что были на постоянном токе. В этом была и одна из причин гибели первой подводной лодки.
     - Догоняли в ущерб качеству...
     - Да. А вот затем у нас появились одни из лучших в мире подводные лодки. Об этом я с полной ответственностью заявляю. Это подводные лодки 671-го проекта. Ни одной серьёзной аварии на них не было. Это уже очень надёжные корабли. Они ещё не стали кораблями третьего поколения, но уже вышли из пелёнок второго. И сейчас они ещё остаются в боевом составе Северного флота.
     - Слушатели продолжают присылать вопросы. Вот ещё один: сколько наших подлодок сейчас на Чёрном море?
     - Сейчас там действуют всего две подводные лодки.
     - Не атомные?
     - Нет. Атомные подводные лодки согласно нашей стратегии будут находиться только на Северном и Тихоокеанском флотах. Правительство, командование ВМФ делает всё, чтобы группировка в первую очередь Стратегических ядерных сил на Севере и на Тихом океане поддерживалась и была адекватной возможным угрозам.
     - А ходят ли сегодня наши подводные лодки на боевую службу?
     - Ходят. Как многоцелевые, так и подводные лодки с баллистическими ракетами. И мы будем обновлять, если можно так выразиться, парк подводных лодок, как многоцелевых, так и ракетных, с баллистическими ракетами, и дизельных подводных лодок. На Черноморском флоте мы создадим группировку подводных лодок, которые смогут адекватно реагировать на какие-либо критические ситуации. На Балтике - то же самое.
     - А инженерно-техническая мысль занята в основном развитием и совершенствованием атомного флота?
     - Нет. Современная дизельная подводная лодка уже представляет из себя аналог малогабаритной атомной подлодки по автономности действий. До трёх недель эта подводная лодка может вообще не всплывать. Ведь беда этих лодок в чём? В батарее. Подлодка погрузилась и начала разряжать свою батарею. Батарея разрядилась - она всплыла. Помните Карибский кризис? Когда наши подводные лодки пошли в район Кубы и американцы поднимали их. Три наши подводные лодки всплыли, потому что у них разрядились батареи. А сейчас подводные лодки действуют по замкнутому циклу. Используются двигатели, которые позволяют подлодке не всплывать длительное время.
     - Насколько реалистичны идеи использования атомных подводных лодок в качестве атомных подводных сухогрузов, газовозов или атомных электростанций?
     - Такие идеи высказываются. Но окончательных решений пока нет. Давайте посмотрим: можно ли использовать подлодки в качестве газовозов? Это должна быть большая подводная лодка. Такие лодки у нас - только 941-го проекта. Остальные по своей внутренней ёмкости экономически просто бессмысленны. Нарисуйте мне хотя бы примерно район, где можно прийти на подводной лодке, но нельзя на надводном корабле-газовозе. Северный полюс? Пока до него далековато. Мы пока разбираемся с месторождениями, которые находятся в центре Баренцева моря или у Новой Земли. Но там вообще глубина такая, что подводную лодку в этих целях использовать нецелесообразно. Смысла в этом пока нет. Пусть служат по своему основному предназначению.
     - А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с кадрами в российском подплаве?
     - Президент объявил одной из целей нашего государства модернизацию. А в Вооружённых Силах самым высокотехнологичным видом является Военно-морской флот. У нас всё есть: и бронетранспортёры, и автоматы Калашникова, и атомные подводные лодки. Между ними «умещаются» и самолёты, и вертолёты, и надводные корабли, и морская пехота. Естественно, очень нужны и хорошо подготовленные кадры. Нужны офицеры, которые придут на новые корабли. И мы их готовим на самом высоком уровне.
     - А способна ли наша «оборонка» на инновационное развитие?
     - Центры нашего кораблестроения в Северодвинске, Санкт-Петербурге в состоянии создать новейшие корабли, которые бы отвечали требованиям времени. Хотя, конечно, ситуация осложняется тем, что длительное время и строительства большого не было, и кадровый отток был серьёзным, не было преемственности. Но сейчас государство делает немало для того, чтобы вернуть привлекательность специальности кораблестроителей, проектантов, инженеров. Сильный флот всегда был гарантом безопасности государства. И наш Военно-морской флот будет пополняться новыми кораблями. Моряков ждут новые учения и дальние походы, впереди у них новые океанские мили. Подводный флот на протяжении всей его истории никогда не подводил страну. Так будет, уверен, и впредь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex