на главную страницу

23 Марта 2011 года

Армия и общество

Среда

ГОРЯЧИЕ БУДНИ «ЯРОСЛАВЛЯ»

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда». Фото автора.



Дизельная подводная лодка «Ярославль» Северного флота, которой командует капитан 2 ранга Олег Михолап, успешно решает все задачи. Отличительными чертами её экипажа считаются сплочённость и надёжность.

     Одна из «Варшавянок» Краснознамённой, ордена Ушакова бригады дизельных подводных лодок Кольской флотилии 12 лет назад получила наименование «Ярославль». Однако дружба подводников-североморцев с ярославцами зародилась ещё в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году «Малютка» М-104 стала первым именным кораблём на Северном флоте, построенным на деньги трудящихся. В годы войны «Ярославский комсомолец» совершил шесть боевых походов, потопил четыре транспорта противника, обнаружил минное поле. Затем, в мирное время, начиная с 1965 года почётное наименование корабля носила лодка Б-826. В 1993-м она была выведена из боевого состава ВМФ и вошла в историю Северного флота как последняя субмарина «железного» 641-го проекта.
     Нынешней подводной лодке «Ярославль» имя старинного русского города присвоено приказом главнокомандующего ВМФ в 1999 году. Если проанализировать историю всех правопреемников, то нетрудно подсчитать, что шефская дружба города Ярославля и Северного флота насчитывает около 70 лет и продолжается уже в третьем поколении.
     Этот подводный корабль судостроители заложили в 1985 году на предприятии «Красное Сормово» в Горьком. 28 декабря 1988 года на лодке был поднят Военно-морской флаг, и через год она прибыла к месту постоянного базирования в город Полярный Мурманской области. С тех пор на корабле постоянно проходят службу уроженцы Ярославской области. В настоящее время их двое - старшие матросы Виталий Введенский и Андрей Платонов, зарекомендовавшие себя исполнительными военнослужащими.
     В разные годы экипаж подводной лодки участвовал в обеспечении научных работ по освоению новых образцов оружия, успешно выполнял задачи боевой службы и нёс боевые дежурства до 1995 года. Затем корабль находился в среднем ремонте на мурманском судоремонтном заводе СРЗ-35. После его завершения в 2003 году «Ярославль» вновь вернулся в соединение и вошёл в состав сил постоянной готовности.
     К завершению среднего ремонта корабля шефы из Ярославля сделали грандиозный по тем временам подарок бригаде подводных лодок. Они выполнили капитальный ремонт казармы экипажа, поразив подводников изысканностью дизайна и высоким качеством работ. Финансировал работы попечительский совет города-шефа. Казарма «Ярославля» стала первой капитально отремонтированной в соединении, и сегодня она по-прежнему отличается комфортом и многофункциональностью.
     За последние восемь лет подводная лодка «Ярославль» неоднократно становилась лучшей в соединении. По техническому состоянию она является одним из самых боеготовых кораблей бригады, в чём огромная заслуга всего экипажа.
     Год назад в командование подводной лодкой «Ярославль» вступил капитан 2 ранга Олег Михолап. Старшим помощником командира был назначен капитан 3 ранга Юрий Гусаров. Служить на лодку пришли и другие молодые офицеры. Среди них - командир электротехнической группы электромеханической боевой части лейтенант Алексей Гусев. Недавний выход в море был непростым для выпускника военного вуза 2010 года, однако он сумел преодолеть трудности.
     - Процесс становления молодого офицера и воспитания в нём одержимости подводника довольно длительный и трудоёмкий, - пояснил командир Олег Михолап и вспомнил свой путь в подплав.
     По признанию командира, он с детских лет знал, что станет военным. Правда, тогда Олегу хотелось покорять небесные высоты, а не морские глубины. Его отец служил в морской пехоте Балтийского флота, а затем руководил кафедрой в Высшем военно-морском училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Благодаря увлекательным рассказам коллег отца о подводном флоте молодой человек окончательно определился в выборе и поступил на штурманский факультет этого военного вуза.
     В 1998 году лейтенант Михолап прибыл по распределению в прославленное полярнинское соединение на должность командира электронавигационной группы подводной лодки «Владикавказ». Ещё тогда Олег решил приложить все усилия, чтобы достичь профессионального мастерства и стать командиром подводной лодки. Через год его перевели на «Ярославль» командиром штурманской боевой части, где он служил до 2003 года. Затем Олег Михолап служил на подводной лодке «Новосибирск» помощником командира, а через некоторое время - старшим помощником.
     В 2006 году после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ его назначили командиром экипажа подводной лодки четвёртого поколения «Санкт-Петербург». Офицеру предстояло сформировать экипаж, подготовить его к выполнению задач.
     Михолап участвовал в ходовых испытаниях и выполнении задач боевой подготовки в Баренцевом, Белом, Балтийском морях. Когда все задачи были выполнены, Олегу предложили возглавить одну из самых ходовых подводных лодок соединения.
     Напряжённый график боевой подготовки не позволяет экипажу «Ярославля» подолгу задерживаться в базе. Свою надёжность и профессионализм подводники неоднократно доказывали на деле. Большой опыт несения боевых служб имеют ветераны корабля, прослужившие около 20 лет в подплаве. Это техник моторной группы старший мичман Пётр Решетников, старшина команды электриков старший мичман Николай Кузнецов и техник минно-торпедной боевой части старший мичман Фалихьян Юсупов. Они досконально знают вверенную им материальную часть, в совершенстве владеют специальностью и успешно передают опыт молодому поколению.
     За последний год несколько изменился штатный состав экипажа в связи с переходом Вооружённых Сил на новый облик. Решением аттестационной комиссии некоторые военнослужащие контрактной службы были уволены.
     - С теми, кто по своим профессиональным качествам и личной недисциплинированности не соответствует высоким требованиям, предъявляемым к подводникам, нам пришлось расстаться, - констатирует командир. - Остались служить только те военнослужащие, которые добросовестно исполняют свои обязанности и не нарушают воинскую дисциплину.
     Примечательно, что в экипаже растёт достойная смена подводников, преданных избранному пути. Хорошего профессионального уровня достиг командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Вячеслав Лось. На протяжении года он прилагает максимум усилий для поддержания технической готовности корабля на заданном уровне, что позволяет успешно и безаварийно решать задачи в море.
     Командир штурманской боевой части старший лейтенант Павел Смирнов получил назначение на «Ярославль» в 2009 году, после окончил ВСОК ВМФ. Он уделяет особое внимание подготовке по специальности личного состава, прививает подчинённым устойчивые практические навыки.
     Командир минно-торпедной боевой части лейтенант Дмитрий Вепрев служит в соединении на офицерской должности с 2008 года после окончания Санкт-Петербургского военно-морского института. До этого он прошёл в бригаде службу по призыву, после чего решил получить высшее образование и навсегда связать жизнь с подводным флотом.
     После службы по призыву остался на подводной лодке уже на контрактной основе старший машинист трюмной команды главный старшина контрактной службы Сергей Горбатенко. Он в совершенстве знает свою специальность, дорожит доверием товарищей и пользуется авторитетом в экипаже. Как считает командир корабля, именно таких военнослужащих, как Сергей Горбатенко, можно ставить в пример всем, кто решил служить в подплаве по контракту.
     Среди самых грамотных специалистов - техник радиотехнической боевой части мичман Виталий Сумин. Он в соединении подводных лодок с 2004 года, служил в нескольких экипажах, а в 2008 году влился в дружный коллектив «Ярославля». Недавно у Виталия родился сын, и теперь его самая большая мечта, чтобы мальчик в будущем тоже стал подводником.
     Не исключает такого развития событий для своих детей и командир «Ярославля» Олег Михолап, у которого подрастают два сына.
     - Дизелистов отличает особая сплочённость: это и традиция подводников нашего соединения, и особенность нашей службы, - считает командир. - Экипаж небольшой, поэтому человеческий фактор и психологическая совместимость играют очень важную роль. Любой матрос может обратиться ко мне напрямую с просьбой, в том числе и личного характера. Главный праздник экипажа - день корабля - мы отмечаем все вместе, за одним столом собираются семьи офицеров, старшин и матросов. Слова легендарного командира-подводника Магомеда Гаджиева «Здесь либо все погибают, либо все побеждают» для нас не просто красивая фраза, а смысл и суть подводной службы и взаимоотношений в экипаже.
     Недавно экипаж подводной лодки «Ярославль» вернулся в базу после отработки задач в море, а вскоре ему предстоит вновь отправиться в полигоны Северного флота для выполнения планов боевой подготовки.
     На снимке: командир подводной лодки «Ярославль» капитан 2 ранга Олег МИХОЛАП и командиры боевых частей старший лейтенант Павел СМИРНОВ и лейтенант Дмитрий ВЕПРЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex