на главную страницу

23 Марта 2011 года

Армия и общество

Среда

«ЩУКА» ПОМНИТ ПОХОДЫ...

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора.



Мемориальная гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 давно уже стала визитной карточкой главной базы Тихоокеанского флота - порта Владивосток. В этом году исполнится 36 лет с того дня, когда субмарину установили на пьедестал, создав на ее базе филиал Военно-исторического музея ТОФ.

     Она действительно органично вписывается в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной города. Сюда охотно идут туристы, здесь любят бывать местные жители. Многие фотографируются в отсеках С-56, чтобы увезти на родину и этот «фрагмент» памяти о пребывании в городе военных моряков. Здесь же отмечают свой профессиональный праздник подводники, а новобранцев с ближайших корабельных соединений приводят к присяге.
     Между тем у дизель-электрической торпедной подводной лодки IX-бис серии типа «С» (средней) поистине героическая судьба. Ведь она была спущена на воду незадолго до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года вступила в строй и вошла в состав Тихоокеанского флота, а в дальнейшем стала одной из самых результативных советских субмарин по числу потопленных и выведенных из строя вражеских кораблей.
     - В предвоенное время в цехах «Дальзавода» мы выполняли особо важный заказ военного ведомства: из Ленинграда по железной дороге сюда поступали в разобранном состоянии новейшие по тому времени подводные лодки - 9-я бис серия, так называемые «Щуки», - рассказывал мне ветеран-конструктор Алексей Игнатьевич Помазан. - Их отдельными секциями на платформах доставляли прямо на восточную часть территории нашего завода, где стояли стапеля. Шесть штук прошло через наши руки, С-56 была третьей.
     Сложность сборки каждой «единицы» была не только техническая, когда от специалистов, в том числе конструкторов, требовалось переразместить оборудование, наполнить весь корпус из склепанных секций сотнями метров различных труб и проводов. Люди, что называется, кожей ощущали трудность психологического плана. Ведь на дворе был 1937 год - время известных репрессий, когда за допущенную оплошность на производстве грозили расстрелом или лагерями.
     - Ох как тяжело пошла со стапелей у нас первая лодка, - вспоминал Алексей Игнатьевич. - И ведь, казалось бы, всё рассчитали до мелочей, в первую очередь давление на дорожках. Но корпус-то - махина: 77 метров! И вот пошла как-то лодка не так, салазки стали разламываться. Как волновались в коллективе, пока она не оказалась на воде... Другие лодки уже нормально спускали. Так что и мы приложили голову и руки к тому, чтобы наши «Щуки» показали себя потом в войне с врагом наилучшим образом. Особенно, конечно, отличилась эта - гвардейская С-56, которой командовал Григорий Иванович Щедрин, будущий адмирал, Герой Советского Союза.
     

     Справка «Красной звезды» Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка С-56 спроектирована в СКБ С.Г. Туркова. Технические характеристики: водоизмещение надводное 866,1 т, подводное 1.107,8 т; параметры корпуса 77,8 х 6,4 х 4,1 м; мощность 4.000+1.080 л.с.; скорость надводная 19,4 узла, подводная 8,7 узла; 8.200/139 миль; предельная глубина погружения 100 м; 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата;
     1 - 100-мм и 1 - 45-мм орудия; экипаж - 45 человек.
     Заложена 24 ноября 1936 г. в Ленинграде на заводе № 194 (имени А. Марти), позже разобрана и секциями перевезена во Владивосток на «Дальзавод», где собрана и спущена на воду 25 декабря 1939 г. В составе ТОФ - с 20 ноября 1941 г.
     С 5 октября 1942 г. по 8 марта 1943 г. С-56 под командованием капитан-лейтенанта Григория Щедрина совершила дальний поход из Владивостока в Полярное, пройдя Тихий и Атлантический океаны, и пополнила состав Северного флота. Длительность морского перехода составила 2.220 часов, дальность - 16.700 морских миль (почти 31 тыс. км). В период 1943–1944 гг. выполнила семь боевых походов, произвела 12 торпедных атак, потопив 17.05.1943 г. танкер «Eurostadt», 7.07.1943 г. тральщик «M.346», 19.07.1943 г. сторожевой корабль «Ki.09» и 28.01.1944 г. транспорт «Heindrich Schulte», повредив 17.05.1943 г. транспорт «Wartheland». За успешную боевую деятельность 31.03.1944 г. награждена орденом Красного Знамени, а 23.02.1945 г. удостоена звания гвардейской.
     В 1953 году по Северному морскому пути вернулась во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переоборудована в плавучую зарядовую станцию, позже - в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.
     9 мая 1975 года после восстановительного ремонта С-56 установлена в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Военно-исторического музея ТОФ возле здания штаба Тихоокеанского флота на берегу залива Золотой Рог. В её четырёх отсеках размещена экспозиция, посвящённая истории корабля и развитию подводных сил на Тихом океане, участию тихоокеанцев в Великой Отечественной войне. Три отсека (торпедный, жилой и центральный) восстановлены в том виде, какой они имели в годы войны. Поскольку С-56 является мемориалом боевой субмарины, ежедневно на ней проходят церемонии поднятия и спуска флага. На носу лодки находится гюйс ВМФ СССР, на корме - Военно-морской флаг СССР, на палубной надстройке изображена красная звезда.


     Кстати, конструктор-корабел Алексей Помазан, судьба которого органично переплелась с жизнью флота на Тихом океане, хотя он никогда и не был военным, ушёл с родного завода на заслуженный отдых в тот год, когда прославленную подводную лодку установили в День Победы в качестве мемориала героям-подводникам на Корабельной набережной. Позже именно к нему не раз обращались за советом, как лучше оборудовать этот необычный музей, как сделать удобными входы для посетителей. Он приходил сюда, когда несколько лет назад шла реконструкция корабля, обновлялись его внутреннее убранство и экспозиция. Да и в последующие годы - обычно в День подводника - его можно было увидеть задумчиво сидящим в торпедном отсеке ПЛ.
     У 94-летнего ветерана много небоевых наград. Особенно же дорожит член Дальневосточного клуба подводников, старейший судостроитель Владивостока скромным значком «С-56», который получил когда-то за постройку этой подлодки.
     - Оглянешься назад - словно вся история подводного флота встаёт перед глазами, - заметил однажды в беседе с автором этих строк Помазан. - Помню, как была чемпионом автономного плавания 117-я «Щука», которую мы ремонтировали на заводе в Советской Гавани. Позже, в начале 60-х годов, в Большом Камне начали заниматься ремонтом атомоходов. В те же годы дважды выезжал в качестве военпреда в Джакарту: в Индонезию мы продали свои первые сварные дизельные подводные лодки 613-го проекта. Их моряки участвовали в боевых действиях, но техникой пользовались неумело, и советским специалистам хватало работы по восстановлению материальной части. Ну а С-56, которая заслуженно стала памятником, это как первенец - самый любимый, тем более оправдавший твои ожидания и надежды. Она прекрасно дополняет ансамбль воинской славы Тихоокеанского флота. Она словно живая история, к ней так хочется прикоснуться...
     На снимке: китайские туристы осматривают экспозицию необычного музея.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex