на главную страницу

23 Марта 2011 года

Армия и общество

Среда

НА СТАПЕЛЯХ XXI ВЕКА

Беседовала Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда». Иркутск — Москва. Фото предоставлено пресс-службой Иркутского авиационного завода.



Иркутский авиационный завод - филиал «Научно-производственной корпорации «Иркут» - с 1932 года построил более шести с половиной тысяч самолётов более 20 типов и модификаций. Эти крылатые машины защищали небо над нашей страной и поставлялись в 35 других государств. Со стапелей ИАЗа сходили самолёты И-14 (одна из первых машин П.О. Сухого), СБ (скоростной бомбардировщик КБ А.Н. Туполева), Пе-2 и Пе-3 (КБ В.М. Петлякова), Ер-2 (КБ В.Г. Ермолаева), Ил-4, Ту-2, Ту-14, Ил-28, Ан-12, Як-28, Ан-24Т, МиГ-23УБ, МиГ-27, Су-27УБ, Бе-200, Су-30 в различных модификациях...
   Сегодня на Иркутском авиационном заводе налажен серийный выпуск учебно-боевого самолёта нового поколения Як-130. В 2011 году в ВВС России поступит первая партия этих самолётов. Наш собеседник - Александр ВЕПРЕВ, генеральный директор завода.

     - Александр Алексеевич, с какими производственными результатами вы завершили 2010 год? Какие планы в наступившем году?
     - 2010 год корпорация «Иркут» закончила с объёмом выручки более 47 млрд. рублей, что больше, чем в 2009 году. Если говорить об экспортной составляющей, то примерно 15 процентов оборонного экспорта России - наши самолёты Су-30МКИ. Если говорить о структуре портфеля заказов, то 98 процентов составляют экспортные заказы. Сегодня более 170 самолётов этого типа поставлено в Индию, Малайзию, Алжир.
     Также развернуто серийное производство учебно-боевых самолётов Як-130. В 2011 году планируем начать их поставки зарубежным покупателям.
     Наша справка. Многоцелевой боевой самолёт Су-30 МКИ вобрал в себя лучшие черты самолётов семейства «Сухого» Су-27 УБК, Су-30, Су-30К. Эта машина способна решать широкий спектр боевых задач на значительном удалении от базы круглосуточно, в любых погодных условиях, при сильном радиоэлектронном противодействии противника. Высокоманевренный многоцелевой двухместный боевой самолёт обладает широкими возможностями поражения воздушных целей (включая крылатые ракеты), а также наземных и надводных целей с помощью управляемого оружия класса «воздух—воздух» и «воздух—земля» и неуправляемых средств поражения класса «воздух—земля».
     - Есть ли заказы на эти самолёты от Министерства обороны Российской Федерации?
     - Это наша приоритетная задача. Нельзя не сказать, что последние 15 лет мы для российских Вооружённых Сил самолёты не поставляли. Хотя Су-30МКИ очень востребован военным ведомством той же Индии.
     В принятой программе вооружения на ближайшие годы запланирована поставка иркутских самолётов для нужд Минобороны России.
     Наша справка. На данный момент Як-130 - единственный в мире учебный самолёт с аэродинамической компоновкой и лётно-техническими характеристиками дозвукового полёта, аналогичными современному реактивному истребителю. Репрограммируемая система управления полётом позволяет лётчикам в короткое время осваивать и совершенствовать навыки в пилотировании таких боевых самолётов, как Су-30, МиГ-29, F-16 и др. Более того, Як-130 может успешно использоваться для подготовки пилотов в условиях, приближенных к боевой обстановке, с условным или реальным применением вооружения типа «воздух—воздух», «воздух—земля». Современная модульная система управления вооружением позволяет в зависимости от используемых систем прицеливания варьировать состав средств поражения с минимальными доработками. В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация лёгкого ударного самолёта, поскольку степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов достигает 90 процентов.
     - Магистральный самолёт МС-21 является локомотивом технологического развития как Иркутского авиазавода, так и других предприятий, участвующих в проекте. Какие инновационные решения требуются для реализации этого проекта?
     - Мы говорим о нише самолётов пассажировместимостью 150—210 мест. Что пассажиру сегодня надо? Безопасно, быстро, комфортно, дёшево долететь до места назначения. Именно эти условия нам необходимо обеспечить. МС-21 в этом отношении - инновационный прорывной проект российского авиапрома. Благодаря внедрению передовых технологий, применению композитных материалов, улучшенной аэродинамике, современной авионике, перспективным самолётным системам МС-21 сможет обеспечить 12—15-процентную экономию операционных расходов по сравнению с лучшими существующими авиалайнерами. Кроме того, МС-21 будут соответствовать самым современным требованиям по шуму и выбросам вредных веществ. Самолёт задаст принципиально новый уровень комфорта для пассажиров.
     Что касается самого производства, то, как вы правильно заметили, этот проект требует применения новейших технологий. Программа МС-21 реализуется в новой проектно-технологической среде на основе цифровых технологий. Это внедрение сквозных цифровых технологий CAD/CAM/CAE/PDM и ERP-систем на всех этапах жизненного цикла самолёта. Впервые в отечественном самолётостроении стоит задача реализации автоматической линии сборки. Такой подход позволит максимально обеспечить одновременно объёмы работ по разработке и подготовке производства и тем самым сократить сроки создания нового лайнера.
     На Иркутском авиазаводе в течение пяти лет идёт глубокая модернизация. Только объём собственных средств, инвестированных в модернизацию, за последние годы составляет 350 млн. долларов. Было закуплено более 120 единиц высокопроизводительного оборудования. Процесс модернизации нашего предприятия касается всех основных ключевых технологий и решается в комплексе.
     Для того чтобы нам производить 60 машин МС-21 в год, необходимо обеспечить автоматизированную поточную сборку самолёта. Это примерно около 40 автоматизированных станций. Хочу особо подчеркнуть, что процесс модернизации нашего предприятия проходит без остановки действующего производства, с одновременным увеличением выпуска продукции.
     Наша справка. Инженерный центр корпорации «Иркут», ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», конструкторское бюро ИАЗ в кооперации с ТАНТК им. Г.М. Бериева и ЗАО «Аэрокомпозит» разрабатывают семейство самолётов для грузопассажирских перевозок на ближних и средних внутренних и международных авиалиниях. Семейство самолётов МС-21 предназначено для замены устаревших Ту-154 и их западных аналогов. Головным изготовителем самолёта МС-21 определён Иркутский авиазавод. Контрольные рубежи программы:
     в 2008 г. защищён аванпроект самолёта. В 2009 г. подготовлен эскизный проект и проведены тендеры на поставку систем. В начале 2010 г. программа МС-21 успешно прошла третий контрольный рубеж (гейт). В ноябре 2010 г. проведён первый этап макетной комиссии по МС-21, по результатам которой уточнён Сертификационный базис самолёта. Выпуск конструкторской документации намечен на 2012 г. Первый полёт - 2014 г. Сертификация - декабрь 2015 г. Первые поставки заказчикам намечены на 2016 год. Выход производства на проектную мощность 60 машин в год - 2018 г.
     - Все эти работы проводятся только ради одной модели самолёта?
     - Конечно же, нет. Не менее важно сегодня обеспечить выполнение действующих контрактов по производству Су-30МКИ и Як-130. Объём производства за последние пять лет за счёт роста производительности труда и модернизации производства увеличился почти в три раза. Тем самым мы зарабатываем средства на подготовку базы для создания перспективного самолёта МС-21, а также на подготовку специалистов и реализацию ряда значимых социальных программ для наших работников. Но мы уже сейчас задумываемся над тем, чтобы в сжатые сроки и с минимальными затратами обеспечить выполнение перспективного портфеля заказов: одновременное производство трёх модификаций МС-21 пассажировместимостью 150, 180 и 210 мест.
     - А есть кому эксплуатировать новое оборудование?
     - Конечно. Несмотря на то, что объём производства по сравнению с 2006 годом вырос в три раза, численность работников предприятия мы увеличили всего на 1.000 человек. Это значит, что основную ставку делаем на повышение производительности труда.
     Чтобы достичь таких результатов, на заводе создана система подготовки кадров на базе собственного учебно-производственного центра. Тесно сотрудничаем со средними специальными и высшими профильными учебными заведениями (принимаем ежегодно до 150 выпускников). Работники, участвующие в производстве компонентов для аэробусов А-320, прошли дополнительное обучение по европейским стандартам и стажировку за рубежом. Инженерные кадры готовим на плановой основе: завод участвует в программе подготовки специалистов для предприятий ОПК и в течение последних лет направляет более 100 выпускников школ на целевые бюджетные места в Техническом университете.
     На заводе реализуется комплексная программа мотивации, направленная на закрепление работников на предприятии. Иногородних стараемся обеспечить общежитиями. Возводим жильё (ежегодно новоселье отмечают около 200 семей заводчан). Вместе с ростом эффективности производства растёт и заработная плата работников ИАЗ. Кроме того, она ежеквартально индексируется с учётом уровня инфляции и на сегодня составляет 27,5 тысячи рублей. Социальный пакет на одного работника - чуть больше 26 тысяч рублей.
     - Есть ли на вашем предприятия собственные ноу-хау?
     - Без инноваций невозможно развитие авиастроения. Во-первых, патентуется продуктовый ряд. Во-вторых, в части реализации цифровых технологий созданы и запатентованы система управления базой данных о продукте, электронные каталоги продукции, внедряются системы управления ресурсами. Запатентован целый ряд технологий производства и испытания самолётов (сварка, промывка топливных систем, лётные испытания самолётов и др.).
     К инновациям можно отнести и Lean-технологии (технологии «бережливого производства»), то есть экономного производства - «без жирка»... Суть их в том, чтобы организовать производство так, чтобы на каждом этапе создавалась добавочная стоимость с минимальными потерями.
     На предприятии идёт комплексное внедрение Lean-технологий, которые являются одним из главных факторов повышения производительности труда, реализуются «пилотные» проекты с ежемесячной оценкой и анализом результатов.
     Главное - все наши ноу-хау имеют прикладное значение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex