Господство ВВС западной коалиции в ливийском воздушном пространстве в рамках операции «Одиссея. Рассвет» пока не повлияло на масштабы боевых действий, которые ведут на западном и восточном фронтах против повстанцев верные режиму Муамара Каддафи войска. Они пытаются подавить мятежи оппозиции в Мисурате и Эз-Зинтане, защитники которых оказывают сопротивление. Однако силы не равны.
В частности, оппозиции не удалось удержать в своих руках Адждабию - «ворота на восток Ливии». Стороны поменялись местами, и теперь бои в городских условиях успешно ведут войска Каддафи. Они воюют умело, малыми силами сдерживая натиск превосходящих сил ополченцев.
Верные Муамару Каддафи армейские части попытались штурмовать и Мисурату - третий по величине город страны, расположенный в 200 км восточнее столицы Триполи. Однако продвижение танков и артиллерии было остановлено после нанесения западной коалицией ударов с воздуха по позициям правительственных войск. Начальник штаба ВВС Канады генерал-майор Том Лоусон заявил в этой связи, что истребители CF-18 совершили за минувшие сутки два боевых вылета и нанесли удар по складу боеприпасов в районе Мисурата. В вылетах, по его словам, участвовали четыре из шести истребителей, переброшенных в минувшую субботу с базы в Бэготвилле на сицилийскую авиабазу. В ходе выполнения боевой задачи канадские истребители использовали 500-фунтовые авиабомбы с лазерной системой наведения.
Тактическое командование ВВС Дании в свою очередь заявило, что самолёты F-16 также провели первые бомбардировки в Ливии, совершив в общей сложности 12 вылетов. Однако оно при этом не уточнило, по каким именно целям были нанесены удары. Шесть датских истребителей-бомбардировщиков F-16 задействованы в операции в Ливии с воскресенья, однако до настоящего времени командование сообщало, что самолёты не применяли оружия.
В среду военные корабли НАТО приступили к патрулированию ливийских территориальных вод в рамках операции «Союзный защитник», которая предусматривает морское патрулирование побережья Джамахирии для контроля за соблюдением эмбарго СБ ООН на поставки оружия в эту страну и пресечения отправки в неё наёмников. В этой операции принимают участие 16 военных кораблей НАТО. Кроме того, США направили в Средиземное море свыше 4 тысяч моряков и морских пехотинцев из состава дежурной группы десантно-высадочных средств «Батан», которая базируется в Норфолке (штат Вирджиния), и 22-го экспедиционного батальона морской пехоты с базы ВМС в Литл-Крик (штат Вирджиния). Командир группы капитан Стивен Йодер заявил, что решение о развёртывании принято раньше запланированного срока из-за «срочной необходимости в связи с ситуацией в Ливии и в регионе». И морпехи, по замыслу командования, собираются оставаться в этом регионе вплоть до января 2012 года. По словам Йодера, «десантные корабли приспособлены к выполнению многих задач - от оказания гуманитарной помощи до операций на театре военных действий и обеспечения безопасности на море».
По словам командующего контингентом ВВС Великобритании генерала Грега Бэгуэлла, военно-воздушные силы Ливии полностью уничтожены в результате ударов западной коалиции. «Мы оказываем сильное давление на ливийские вооружённые силы, - добавил он. - Фактически их военно-воздушные силы больше не существуют, их интегрированная система противовоздушной обороны, командная и контрольная структуры серьёзно нарушены». Он также отметил, что в командной структуре коалиционных сил ожидаются определённые перемены, но это не отразится на операции, которая будет продолжаться беспрерывно.
Речь, очевидно, идёт о командовании и мандате коалиции в Ливии. Этот вопрос с субботы безуспешно обсуждает Совет НАТО на уровне послов. Между странами альянса по-прежнему нет взаимопонимания, по каким целям необходимо наносить удары в Ливии: только ли по системам ПВО и базам ВВС или также по бронетехнике и позициям верных Каддафи сухопутных сил. Президент Барак Обама настаивает на передаче командных функций союзникам по НАТО. «Мы будем играть вспомогательную роль, - пояснил президент. - Мы будем по-прежнему осуществлять активное радиоэлектронное подавление, проводить сбор разведданных и делиться ими и другими нашими ресурсами. Однако нынешние усилия в Ливии - международные, и они призваны добиться тех целей, которые определены в резолюции Совета Безопасности ООН».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Германия не снимает с себя ответственности за перемены в Северной Африке, несмотря на то, что Федеративная республика воздержалась при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии. «Прежде всего мы предпримем целый ряд политических усилий, чтобы обеспечить успешное развитие событий в Северной Африке», - заявила глава германского правительства. Она отметила, что Германия выразила сомнение по вопросу об установлении бесполётной зоны над Ливией, в результате чего ФРГ воздержалась при голосовании по резолюции в Совбезе ООН. «Однако таким образом мы продемонстрировали не нейтралитет, а выразили нашу позицию, и когда я говорю «нашу», то имею в виду всё федеральное правительство», - подчеркнула канцлер. По её словам, если Германия не направляет своих солдат на борьбу с режимом Муамара Каддафи, то она всё равно желает успехов при реализации санкций. Германия «вместе со всем миром выступает за прекращение войны, которую Каддафи ведёт против собственного народа», указала Меркель.
Некоторые страны коалиции в этих условиях вообще воздерживаются от активных действий. Своё участие в коалиционных силах «заморозила» Норвегия. Бельгия объявила, что будет осуществлять только воздушное патрулирование без воздушных ударов.
В таких условиях в Брюсселе открылся плановый мартовский саммит глав государств и правительств ЕС. Обсуждая ситуацию в Ливии, лидеры стран Европы констатировали, что нескоординированное начало международной операции в Ливии, которая до сих пор не имеет чётких задач, системы командования и критериев для её прекращения, не позволило прекратить гражданскую войну в Джамахирии. В этой связи начало ударов вызвало острые противоречия между европейскими странами, большая часть которых одновременно входят в ЕС и НАТО. Помимо определения будущего военной операции, лидеры ЕС попытались договориться об обеспечении гуманитарной и экономической поддержки стран региона для «оказания им помощи в развитии демократии, верховенства закона и создания демократических государственных институтов». На реализацию этих целей в Северной Африке ЕС готов выделить сумму в 5—6 млрд. евро на ближайшие пять лет.
Тем временем Организация Исламская конференция (ОИК) призвала «стороны, вовлечённые в международную военную операцию в Ливии, демонстрировать сдержанность, не допускать ударов по гражданским лицам и местам их проживания». В коммюнике генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу говорится, что «международному сообществу необходимо уважать и сохранять единство, суверенитет и независимость Ливии, а также стабильность в регионе». Он также призвал обеспечить безопасность ливийского народа.
Министр обороны США Роберт Гейтс признал, что никто не в состоянии предсказать, чем закончатся происходящие в Ливии события, указав при этом на отсутствие «чёткого графика окончания международной операции» в Джамахирии. По словам Гейтса, трудно предсказать, когда может завершиться санкционированная ООН военная операция против Каддафи. «Я полагаю, что ни у кого не было иллюзий относительно того, что это продлится всего одну неделю, или две, или три, - заметил он. - Мы сможем определиться с возможными сроками окончания операции по мере её проведения, оценивая прежде всего, насколько нам удалось лишить Каддафи возможностей прибегать к репрессиям против собственного народа». Как указал шеф Пентагона, «пока весьма сложно оценить» и способность сил оппозиции эффективно противостоять войскам Каддафи, их организованность и сплочённость. «Многие из тех, кто был в оппозиции и играл какую-то активную роль в первые дни протестов, сейчас, когда войска Каддафи перешли в контрнаступление, попрятались, - сказал Гейтс. - И, возможно, в меняющихся условиях, когда Каддафи уже не может использовать свои самолёты и когда ему всё проблематичнее применять свои танки, они вернутся в ряды сражающихся. Но мы этого точно не знаем». Гейтс также выразил сомнение в том, что какие-либо попытки со стороны международного сообщества посадить за стол переговоров Каддафи и представителей оппозиции окажутся плодотворными. «Ливийский народ в конечном итоге сам должен будет решить судьбу своей страны», - сказал он.
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин отмечает некоторую запоздалость начала боевых действий коалиционных войск. «Слишком долго они всё согласовывали, определяли порядок действий, хотя сосредоточение сил произошло практически сразу после начала восстания», - комментирует он. «Возможно, американцы не хотели идти в первом эшелоне и предоставили эту честь Франции и Великобритании. Тут логика понятна», - предполагает Александр Шаравин. Не сомневаясь в эффективности нанесённых ударов, Шаравин предполагает, что практические результаты ударов проявятся уже в ближайшее время. «Их роль важна даже не столько в военном смысле, сколько в психологическом. Ведь до этого Каддафи имел абсолютное превосходство в воздухе, его хорошо обученные и подготовленные регулярные части, собранные в кулак, были на порядок сильнее, чем разрозненные повстанцы. Удары с воздуха переломили ситуацию», - комментирует эксперт.
По оценке эксперта, вооружённые силы лидера Джамахирии не в состоянии серьёзно противостоять силам коалиции. «Вооружения, которые есть у полковника Каддафи, весьма устаревшие. Комплексы С-200 советского производства ничего не смогли сделать против современных крылатых ракет и авиации», - подчеркнул Шаравин. Он убеждён, что «с помощью крылатых ракет в настоящее время удалось подавить основные объекты ПВО Ливии, и западная авиация может действовать, ничего не опасаясь».
Депутат Госдумы Андрей Кокошин, в 1990-е годы секретарь Совета Безопасности России, в беседе с корреспондентом «Красной звезды» высказал своё мнение о возможных последствиях применения странами Запада военной силы против Ливии. По его словам, «то, что делается Францией, США, Великобританией и другими странами в отношении Ливии, вполне может стимулировать ускорение ядерной программы, например Ирана, приобретение им собственного ядерного оружия и средств его доставки». По словам Кокошина, на Ближнем Востоке хорошо помнят, что в своё время в Ливии велись работы, которые на определённом этапе могли бы привести к созданию ею собственного ядерного оружия. В том числе Ливия развивала технологии обогащения урана. В декабре 2003 года Ливия объявила об отказе от стремления к обладанию ядерным оружием и иными видами оружия массового уничтожения, а уже в 2004 году Ливия раскрыла данные о своих работах в этой области, направив в МАГАТЭ сообщение о 20-летней незаявленной ядерной деятельности. «Сейчас многие эксперты вспоминают об этом. При этом высказывается предположение, что при наличии у Ливии собственного ядерного оружия и средств его доставки страна не подверглась бы таким ударам», - подчеркнул Кокошин.
Словно подтверждая эту мысль, из Южной Кореи пришло сообщение о том, что 69 процентов населения этой страны поддерживают идею создания атомного оружия или возвращения на полуостров складов такого вооружения США.