на главную страницу

25 Марта 2011 года

Армия и общество

Пятница

185-Й ИДЁТ НА ПРОРЫВ

Игорь СОФРОНОВ. Фото из архива автора.



Вдоль замершего на плацу строя в звенящей тишине, нарушаемой лишь гулкими ударами метронома, многократно усиленными мощными динамиками, медленно плывёт перехваченная чёрно-красной траурной лентой изумрудная гирлянда из елового лапника. Еще минута - и она ляжет к вечному огню у скорбной стены, в которую навечно вмурованы плиты с именами павших солдат и офицеров отдельной бригады оперативного назначения Приволжского регионального командования Внутренних войск МВД России. В первые дни весны личный состав и ветераны прославленной воинской части вспоминают сослуживцев, павших на грозненских улицах в марте 1996-го. В их числе - рядовые Александр Мацюца и Айгиз Зайнутдинов, наводчик и водитель БТР, ушедшие в свой последний рейд пятнадцать лет назад...

     В конце зимы 1996 года несколько бронетранспортеров приволжцев, нёсших службу в чеченской столице, были направлены на усиление в разные районы города. БТР с бортовым номером 185, в экипаж которого входили Александр и Айгиз, находился в распоряжении Центральной комендатуры. Срок их командировки подходил к концу, и ребят вместе с их «железным конём» вот-вот должны были вернуть в часть. Но ранним утром 6 марта боевики предприняли попытку овладеть городом.
     Ближе к середине дня, когда в Грозном уже вовсю шли уличные бои, два бронетранспортёра с десантом из бойцов ангарского ОМОНа выехали из ворот комендатуры и рванулись по направлению к КПП-14: его защитники, отбившие несколько штурмов своей маленькой крепости, истекали кровью и запрашивали помощь.
     Как они сумели прорваться к КПП по заполненным огнём и чадом, прошитым трассерами и гранатомётными выстрелами грозненским улицам, одному богу известно. Однако смогли! Разгрузив доставленные боеприпасы и приняв под броню одной из машин раненных защитников «четырнадцатого контроля», «коробочки» двинулись в обратный путь.
     На подъезде к одной из городских площадей головной БТР содрогнулся от попадания гранатомётного выстрела. Вторая машина, которой управлял Александр Мацюца, едва сумела сманеврировать, уклоняясь от удара о корму сползающего в кювет подбитого собрата. Вылетев на открытое пространство, 185-й успел высадить лишь двух омоновцев, мгновенно занявших позицию и вступивших в перестрелку с боевиками. Вблизи бэтээра тут же рвануло три взрыва, отсекающих его от узкой горловины улицы, где замерла вторая бронемашина.
     Саша дал газ и резко вывернул руль. Рывок в сторону, короткая остановка, ещё рывок, ещё остановка, рывок назад, потом опять в сторону. Уклоняясь от летящих в него гранат, 185-й несколько минут «вальсировал» по площади, огрызаясь пулемётными и автоматными очередями. Несколько огневых точек они смогли погасить. Но прорваться обратно на помощь к своим возможности уже не было.
     Понимая, что этот танец со смертью не может продолжаться бесконечно, Александр пробил бронетранспортёром кирпичный забор, проскочил через два сада в каких-то частных домовладениях и оказался на небольшой улочке, ведущей в сторону Черноречья...
     Вечером того же дня двое бойцов ангарского ОМОНа сумели пробраться в расположение одной из частей федеральных сил. С их слов стали известны подробности действий экипажа приволжского бронетранспортёра и оставшегося внутри его десанта. А также место, где был подбита вторая «коробочка». Её остов вместе с телами добитых боевиками раненных солдат и тех, кто защищал их до последнего патрона, обнаружили через два дня, когда бои в Грозном стихли. Но о судьбе 185-го ничего не было известно.
     ...Две недели они числились пропавшими без вести. 19 марта их нашли на опушке чернореченского леса, где остов сожжённого бэтээра перегородил собой дорогу. Среди погибших был и Айгиз Зайнутдинов. Тело Александра Мацюцы обнаружили, заглянув внутрь того, что раньше называлось бронетранспортёром: и после смерти водитель остался на своем месте!
     ...Сто восемьдесят пятый выскочил из частного сектора в районе лесного массива Черноречья. Но в густом кустарнике экипаж наткнулся на боевиков. Влетели в самое осиное гнездо.
     Машина была подбита, но не загорелась. Все, кто находился в ней, десантировались и заняли круговую оборону. Дрались ожесточённо, даже не предполагая, во сколько раз враги превосходят их небольшой отряд. Бились, пока не закончились боеприпасы. Потом собрались вокруг бронетранспортёра, наблюдая, как из-за деревьев выходят нелюди.
     Каким образом Мацюца опять оказался внутри? Где-то внутри машины у него оставались припрятанными одна или две гранаты - заначка, которую имеет каждый водитель, колесящий по дорогам войны.
     А вот обратно вылезать не стал. За те несколько дополнительных минут жизни, что подарила ему судьба, солдат успел сделать немного: плотнее сдавил рычаг запала, вырвал чеку и крепче прижал к себе гранату. И когда в открывшихся люках показались те, кто только что замучил его боевых товарищей, Сашка просто разжал пальцы. После того как прогремел взрыв, сбросивший наземь взобравшихся на броню «духов», борт машины прошило сразу несколько куммулятивных струй: не осмеливаясь более приближаться к сто восемьдесят пятому, боевики превратили его в огромный чадящий костёр...
     Их хоронили в один день. Тот самый, когда Внутренние войска новой России обрели свой профессиональный праздник, - 27 марта 1996 года.
     В Татарстане на кладбище рабочего посёлка Актюба было предано земле тело Айгиза Зайнутдинова. Александр Мацюца был похоронен на погосте далекого тюменского города Ишим.
     Оба посмертно удостоены ордена Мужества.
     Оба навсегда остались в сердцах своих сослуживцев.
     Вечная вам память, ребята...

     На снимках: Александр Мацюца; Айгиз Зайнутдинов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex