на главную страницу

25 Марта 2011 года

Страна и мир

Пятница

СЛАБЕЕТ ЛИ СЕВЕР?

Сергей ХАБОТИН, корреспондент ИТАР-ТАСС в Лондоне.



Столкнувшись за последние два-три года с серьёзными финансовоэкономическими проблемами, страны Запада вынужденно сокращают свои оборонные расходы и закупки военной техники, чего нельзя сказать о целом ряде государств Азии и Ближнего Востока, где оборонный сектор переживает настоящий бум.
   Эта разнонаправленная тенденция вызывает перераспределение военной мощи в мире - от Запада к «странам с новой экономикой». Таков главный вывод представленного в Лондоне 8 марта нового доклада лондонского Международного института стратегических исследований «Военный баланс—2011».

     «В атмосфере экономической стагнации оборонные бюджеты западных стран сокращаются, - говорится в докладе. - ...Министерствам обороны западных стран и их вооружённым силам предстоят тяжелые времена, ...но в других регионах - в первую очередь в Азии и на Ближнем Востоке - военные расходы и закупки вооружений бурно растут. Есть убедительные свидетельства того, что происходит глобальное перераспределение военной мощи».
     Наглядным примером свёртывания оборонных секторов является, по мнению авторов доклада, объявленное в ноябре прошлого года Великобританией и Францией «открытие новой главы» в оборонном сотрудничестве двух стран. Она предусматривает взаимное дополнение друг друга в военной сфере в случае возникновения угрозы для одной из сторон. Оставляя за рамками рассмотрения технические возможности реализации этой договорённости, эксперты Института обращают внимание на то, что даже такие крупные мировые державы (Великобритания и Франция) уже не в состоянии самостоятельно выполнять те оборонные функции, с которыми они справлялись ещё десятилетие назад и которые они по-прежнему числят в своём перечне возможных мер военного реагирования.
     Оборонный бюджет США, в отличие от других западных стран, по-прежнему остаётся большим, но и глава Пентагона Роберт Гейтс вынужден призывать и даже обязывать подконтрольные ему министерство и вооружённые силы к поиску путей и вариантов экономии средств для изыскания возможностей финансирования боевых операций в Афганистане.
     Ситуация в Афганистане, как указывается в докладе, развивается достаточно успешно - численность коалиционных сил достигла там максимума, форсируются темпы подготовки афганской армии и сил безопасности, а участники коалиции извлекают уроки из опыта 10-летней афганской кампании и войны в Ираке.
     «Тем не менее, - говорится в докладе, - сохраняются серьезные препятствия, мешающие удовлетворительному завершению этого конфликта. Пакистанские силы по-прежнему не оказывают достаточно жёсткого давления на убежища талибов в Северном Вазиристане. Самым серьёзным вызовом для стратегической цели НАТО и правительства Афганистана - обеспечения ведущей роли афганцев в поддержании безопасности в своей стране к концу 2014 года - является слабость правительства в Кабуле. Сохраняется возможность того, что талибы могут сберечь свои силы, дождаться того момента, когда западные правительства выведут из Афганистана большую часть своих войск, а затем с новой энергией начнут свои наступательные действия против режима в Кабуле, располагающего относительно небольшими военными возможностями и слабой политической легитимностью».
     Соединённым Штатам и другим участникам коалиционных сил в Афганистане, указывают авторы доклада, необходимо в нынешних сложных экономических условиях предусмотреть в своих оборонных бюджетах расходы не только на продолжение боевых операций в Афганистане, но и на закупку военной техники, которая может понадобиться для обеспечения безопасности в этой стране на период после 2014 года. То есть техники, которая будет оставлена афганским властям. И это в условиях, когда США и другие западные страны сворачивают ряд своих программ военных закупок, а их оборонные бюджеты на протяжении ещё как минимум нескольких ближайших лет будут находиться под прессом жёсткой экономии.
     В отличие от них страны Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки являют собой совершенно противоположный пример. Это сильно повышает для западных оружейных компаний значимость экспорта. Но на мировом рынке вооружений они сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны других стран, таких как Бразилия, Китай, Россия, Сингапур, ЮАР и Южная Корея.
     «В условиях ограничения финансовых возможностей и относительно новой переориентации на противодействие асимметричным боевым угрозам развитые страны поумерили свой аппетит в отношении крупных оборонных проектов, - говорится в докладе. - В военно-морских силах, к примеру, это означает сокращение закупки больших кораблей, но увеличение заказов на более мелкие и многофункциональные корабли. Так, в США ВМС сократили программу закупок эскадренных миноносцев класса «Замуолт» с 32 до 3, но попрежнему намерены приобрести 20 более мелких, модульных прибрежных боевых кораблей. В Великобритании будет законсервирован авианосец, а количество фрегатов сокращено до 13 единиц... Между тем Китай, Индия и Бразилия повышают стратегическую мощь своих ВМС или планируют создание ударных группировок во главе с авианосцами или крупными кораблями».
     В Персидском заливе, как отмечают аналитики, усиление ракетных возможностей и ядерного потенциала Ирана заставляет страны этого региона, включая Саудовскую Аравию, значительно увеличивать расходы на оборонные нужды, что реализуется в закупках новых боевых самолётов и создании более совершенных наземных средств ПВО. Та же тенденция наблюдается и в военно-морских силах - возросший иранский флот небольших быстроходных кораблей, вооружённых современными противокорабельными ракетами, подталкивает страны залива к принятию мер по защите своих береговых нефтегазовых объектов и к приобретению таких же оборонно-наступательных морских возможностей.
     Пока страны этого региона не создали эффективных оборонных союзов, единственным гарантом безопасности в районе Персидского залива остаются США, полагают авторы доклада.
     Схожая картина, по их мнению, наблюдается и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в роли одного из «застрельщиков» выступает Китай, приобретающий всё большие экономические и военные возможности, а по мере их роста расширяющий и свои стратегические интересы в регионе.
     «Увеличивающиеся оборонные бюджеты и программы закупок оружия в странах Азии породили разговоры о начале «азиатской гонки вооружений», - указывается в докладе. - ...Хотя планы расширения подводных флотов в регионе позволяют предположить их направленность на противодействие растущим возможностям Китая, факторы, влияющие на увеличение оборонных расходов и проведение модернизации вооружённых сил азиатских стран, являются различными - от экономических колебаний до подозрительности, существующей между небольшими государствами».
     Но наибольшую обеспокоенность в этом отношении у стран региона - прежде всего у США, Японии и Индии - вызывает продолжающаяся модернизация Народно-освободительной армии Китая (НОАК), считают аналитики института. Хотя главное внимание мировых СМИ привлечено к планам КНР по созданию своего авианосного флота, не меньшее стратегическое значение имеет и программа НОАК по созданию современного подводного флота, плавучих стартовых площадок и развертывание Китаем более эффективных противокорабельных ракет.
     «Недавнее представление «Цзянь-20» (J-20), нового боевого самолёта с некоторыми характеристиками технологии «стелс», стало свидетельством того, что Китай постепенно сокращает своё военно-технологическое отставание от Запада, - говорится в докладе. - Однако создание НОАК флота истребителей Су-30, воздушных танкеров дозаправки и самолётов с системой АВАКС уже существенно укрепило военно-воздушные возможности Китая. Одним из последствий неустанной военной модернизации Китая, включающей в себя также создание антиспутниковых возможностей и возможностей ведения кибер-войны, стало постепенное смещение военного баланса в Тайваньском проливе в пользу Китая».
     В странах Латинской Америки, как считают в Международном институте стратегических исследований, движущей силой увеличения оборонных расходов является устойчивый экономический рост, прежде всего в таких государствах, как Эквадор, Бразилия, Колумбия, Парагвай и Чили.
     Бразилия, в частности, приобрела новые танки и вертолёты огневой поддержки. Воздушные заправщики для своих ВВС закупила Чили, а покупка новых патрульных кораблей стала общим явлением практически для всех латиноамериканских стран.
     Авторы доклада делают вывод о том, что в настоящее время «многие страны пытаются трансформировать свою возросшую экономическую мощь в военную, которую они затем могут использовать для достижения своих национальных целей - от защиты своих энергетических поставок до обоснования своих территориальных претензий».
     «Как быстро перераспределение военной мощи в мире, а также затраты на приобретение оружия трансформируются в реальные военные возможности, будет зависеть от национальных обстоятельств, - резюмируют аналитики. - Хотя уже очевидно, что в результате изменения глобального распределения экономической мощи и, как следствие этого, ресурсов, доступных для военных расходов, Соединённые Штаты и другие западные державы теряют свою монополию в ключевых областях оборонных технологий, включая самолёты «стелс», беспилотные системы и электронные средства ведения войны».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex