на главную страницу

26 Марта 2011 года

Страна и мир

Суббота

Наши приоритеты

Беседу вёл Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Предстоящие этой осенью российско-белорусские учения в Нижегородской области будут отличаться от всех предыдущих по масштабу, замыслу и по новизне целого ряда прикладных вопросов. Об этом заявил в Госдуме статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков, представляя депутатам вынесенное на ратификацию соглашение о создании и функционировании объединённой системы связи Региональной группировки войск (РГВ (с) РФ и Белоруссии. Речь шла и о других формах военного сотрудничества России и Белоруссии.
  В связи с этим «Красная звезда» обратилась с просьбой к заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, члену Парламентского собрания Союза России и Белоруссии Татьяне МОСКАЛЬКОВОЙ высказать свою точку зрения на военные аспекты взаимодействия Москвы и Минска.

     - Татьяна Николаевна, из множества двусторонних связей военное сотрудничество наших стран является, пожалуй, наиболее успешным. Почему сложилось именно так?
     - На мой взгляд, потому, что между белорусскими и российскими военными после распада Советского Союза не возникало серьёзных противоречий. При этом существующие угрозы и геополитические приоритеты наших государств лишь стимулировали и укрепляли двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество. Тем более когда речь зашла о создании Союзного государства.
     - То есть в этом вопросе всё развивалось закономерно и логично?
     - С 1997 года активно и эффективно работает совместная Коллегия министерств обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. Именно на заседаниях коллегии принимаются конкретные решения, способствующие углублению военного сотрудничества, реализации двусторонних договорённостей в сфере обеспечения коллективной безопасности.
     Важной мерой по укреплению военной составляющей Союзного государства явилось создание в 2000 году РГВ (с) вооружённых сил наших стран. Группировка призвана обеспечить военную безопасность Белоруссии и прилегающих к ней областей России, а также Калининградской области и акватории Балтийского моря.
     Выработка совместной согласованной позиции руководства вооружённых сил РФ и РБ по вопросам подготовки и применения РГВ(с) и создание Единой региональной системы ПВО - важнейшие военно-политические результаты, которые были достигнуты за прошедшие годы.
     - Следовательно, стоит ожидать дальнейшего развития этой линии?
     - И в Москве, и в Минске прекрасно понимают необходимость придания РГВ (с) возможностей, рассчитанных на её своевременное развёртывание в случае возникновения кризисных ситуаций в непосредственной близости от наших общих границ, и необходимость оперативного реагирования на них как в рамках ОДКБ, так и вне. Подобные тенденции были отчётливо видны в ходе проведения ОСУ «Запад-2009». А в этом году дальнейшее развитие планов по практическому применению РГВ (с) мы увидим во время проведения сходного учения уже на нашей территории.
     Отмечу также, что на 2011 год Парламентским собранием СГ утверждён бюджет в размере 4 миллиардов 872 миллионов рублей. Документ сформирован за счёт безвозмездных перечислений России в сумме 3 млрд. 167 млн. рублей и Белоруссии - 1 млрд. 705 млн. рублей.
     Приоритетные направления бюджета - военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства. На эти цели потратят 26 процентов от почти 5 млрд. рублей.
     - В прошлом году многие поспешили поставить крест на этом аспекте взаимодействия Москвы и Минска...
     - Видимо, кому-то этого очень хотелось... Но поторопились. 12 ноября прошлого года председатели национальных частей российско-белорусской межправительственной комиссии по ВТС подписали итоговый протокол совместного заседания. В нём стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества между РФ и РБ.
     - Конкретика у этой заинтересованности есть?
     - Блок вопросов, рассмотренных на заседании межправительственной комиссии, касался дальнейшей кооперации белорусских и российских оборонных предприятий, реализации совместных производственных программ, создания совместных предприятий и возможности включения в государственный оборонный заказ РФ продукции военного назначения ряда белорусских производителей.
     Кроме того, рассмотрены вопросы заключения долгосрочных контрактов в интересах министерства обороны Республики Беларусь на 2011–2015 годы.
     Напомню и о том, что в прошлом же году обеими странами ратифицирован Договор о развитии военно-технического сотрудничества. Он предусматривает более эффективный порядок осуществления сторонами взаимодействия в поставках продукции военного назначения.
     - В чём здесь выгода для обеих сторон?
     - Ратификация этого документа открывает для предприятий оборонно-промышленного комплекса обоих государств возможности для непосредственного взаимодействия в рамках договоров о поставках продукции военного назначения - без необходимости получения экспортно-импортных лицензий, лишь в соответствии с таможенным законодательством обеих стран. Кроме того, эта продукция будет освобождена от таможенных сборов и пошлин.
     Указанным договором регламентируются поставки вооружения, амуниции, военной техники, работ, услуг, информационных разработок, результаты интеллектуальной деятельности (и авторских прав на них) в военно-технической сфере, а также контроль и обеспечение условий для его реализации партнёром, осуществляемый сторонами соглашения, наличие и целевое использование поставленной продукции военно-технического назначения.
     Кроме того, впервые предприятия оборонно-промышленного комплекса России получают право и возможность работать напрямую с белорусскими предприятиями. Как известно, у нас 23 субъекта ВТС, в Белоруссии их гораздо больше. Эти субъекты получают правовую и законодательную возможность выстраивать прямые взаимоотношения.
     - Насколько мы заинтересованы в плотном ВТС с Белоруссией?
     - В настоящее время существует широкий спектр экспортного вооружения, создание которого ведётся с применением комплектующих изделий белорусского производства. Это танки, боевые машины пехоты и десанта всех поколений, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, реактивные системы залпового огня (РСЗО) и реактивные снаряды к ним, самоходные артиллерийские орудия и гаубицы, противотанковые ракетные и зенитные ракетно-пушечные комплексы, стрелковое оружие и средства ближнего боя.
     Основу поставок составляют также пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем.
     С белорусским ОПК Россия имеет производственную и научно-техническую кооперацию с 120 заводами и конструкторскими бюро по 1.600 видам продукции военно-технического назначения. Доля Белоруссии в военных поставках в Россию составляет, по разным оценкам, от 8 до 15 процентов. Без учёта межзаводской кооперации речь идёт о 10–15 млн. долларов в год. Общие же цифры приближаются к 30 млн. Так, в 2009 году эти показатели составили около 33 млн., в 2010-м планировалось не менее 29 млн., однако на сегодняшний день есть все основания полагать, что этот план был значительно превышен.
     - А Минск с нами?
     - Реально ВТС выливалось в поставки запасных частей, подготовку специалистов, поставки отдельных образцов технических средств управления войсками на различной экономической основе - по бартеру, со скидками и т. д. К примеру, пятнадцатилетнее сотрудничество в области ПВО позволило Белоруссии практически полностью обновить и отремонтировать свои средства противовоздушной обороны. Так что созданная в 2009 году Единая региональная система ПВО России и Белоруссии к моменту формирования имела надёжную матбазу.
     В Белоруссию в 2006 году были поставлены на перевооружение 115-й зенитной ракетной бригады 4 дивизиона зенитных ракетных систем С-300 ПС, которые заменили морально устаревшие С-125. При экспортной стоимости одного дивизиона примерно в 180 млн. долларов Минск получил их по цене внутрироссийского государственного заказа (примерно 13 млн. долларов), «сэкономив» на этом около 700 млн. долларов.
     В рамках заключённых в 2004–2010 годах контрактов в Белоруссию поставлялись средства ПВО, связи и РЭБ, ракеты к РСЗО и ПТУР, стрелковое оружие и боеприпасы. В перспективе вооружённые силы Белоруссии хотели бы получить такие образцы российских ВВТ, как ЗРС С-400, ЗРК «Тор-М2» (поставки уже начались), самолёты МиГ-35, вертолёты Ми-28Н, ракетные комплексы «Искандер».
     Также подчеркну, что договором между РФ и РБ о развитии военно-технического сотрудничества предусматривается поставка вооружений по ценам, которые действуют для национальных вооружённых сил. Для белорусской стороны это очень выгодно, ведь в Белоруссии практически не осуществляется выпуск конечной военной продукции и договор с Россией значительно усиливает её военный потенциал.
     - Вместе с тем очевидно, что определённые сложности и в этой сфере всё-таки существуют. Вероятно, стоит вспомнить и об этом?
     - Россия последовательно проводит линию на углубление отношений с Белоруссией, с которой достигнут наиболее высокий в СНГ уровень политической и экономической интеграции, обеспечивается тесное взаимодействие во внешней политике, в области обороны и безопасности, в гуманитарной сфере. Об этом в последнее время неоднократно говорили и Президент России Дмитрий Медведев, и председатель Правительства РФ Владимир Путин. И здесь особо отмечу тот факт, что в Военной доктрине России, подписанной Президентом Дмитрием Медведевым 5 февраля 2010 года, развитие сотрудничества с Белоруссией обозначено первым пунктом среди приоритетов развития военно-политической сферы РФ.
     В дальнейшем углублении интеграционных процессов в отношениях между Россией и Белоруссией приоритетное значение сегодня приобретает формирование единого экономического пространства. Осуществляемый в этом контексте поэтапный переход в двусторонних отношениях на универсальные рыночные принципы, несмотря на все возникающие сложности, создаёт условия для выведения российско-белорусского взаимодействия на качественно новый уровень и будет способствовать поиску оптимальной модели строительства Союзного государства и обеспечения его обороноспособности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex