на главную страницу

29 Марта 2011 года

Тема номера

Вторник

В ногу со временем

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда».
  Фото Юрия МАГАСА.



Одной из важнейших задач российской военной науки должна стать теоретическая проработка вопросов создания перспективной системы управления Вооружёнными Силами. Об этом на общем собрании Академии военных наук заявил начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ - первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай МАКАРОВ.

     «Перспективная система управления должна быть основана на использовании единого информационного пространства, в которую будут интегрированы подсистемы разведки, наблюдения, навигации, опознавания, целеуказания, наведения, огневого управления и ряд других факторов», - сказал генерал армии Николай Макаров.
     Он сообщил, что сейчас развёрнута работа по созданию макета единого информационного пространства, разработке программного обеспечения, позволяющего осуществлять сбор, анализ и оценку обстановки, отображение её на момент атаки с мгновенными координатами всех объектов и целей, наведение маршрутов и принятие решений командирами и командующими.
     По его словам, сейчас преодолевается разрозненность систем управления, которые существовали в различных видах Вооружённых Сил РФ и родах войск.
     - Каждый вид Вооружённых Сил и род войск имели свои системы управления, технические средства связи и развивали их, - отметил генерал армии Николай Макаров. - На флоте - АСУ «Море», в Сухопутных войсках - «Акация», ВВС имели свою автоматизированную систему управления, РВСН - свою. И ни одна из этих систем не сопрягалась.
     Он напомнил, что в 2010 году впервые в Российской армии созданы полноценные межвидовые органы управления - объединённые стратегические командования, расположенные в четырёх военных округах, как органы системы управления на театре военных действий.
     В то же время, по словам начальника Генштаба, проблемным вопросом остаётся создание технической основы информационно-управляющей системы Вооружённых Сил.
     Генерал армии Николай Макаров также заявил, что российская военная наука должна живее реагировать на изменение форм и способов вооружённой борьбы в мире и давать чёткие рекомендации военному руководству.
     - Первоочередная задача науки - работать на опережение, научить армию самым современным взглядам на ведение войны, прежде всего с высокотехнологичным противником, - сказал начальник Генштаба. - За последние два десятилетия мы не сумели вывести военное искусство на современный уровень и продолжали жить устаревшими мерками. В то время как весь мир развивал космические технологии, информационно-управляющие системы, массово закупал оружие, у нас ставка делалась на массовую армию и закупку у промышленности морально устаревшего вооружения.
     Наиболее бурное развитие форм и способов вооружённой борьбы произошло в течение последних 20 лет. Оно связано с переходом от широкомасштабных линейных действий многомиллионных армий к маневренной обороне нового поколения исключительно профессионально подготовленных вооружённых сил и сетецентрическим военным действиям.
     - Между военной наукой и потребностями войск появился «провал», - отметил генерал армии Николай Макаров. - С одной стороны, наука пыталась обосновать и внедрить новые формы и способы ведения боевых действий на основе последних достижений, с другой стороны, состав Вооружённых Сил и особенно имеющиеся средства поражения не могли реализовать эти концепции.
     Кардинально изменить ситуацию в этом вопросе военное руководство заставили события августа 2008 года, в результате чего появилась программа приведения российских Вооружённых Сил к новому облику.
     - Нужно было срочно выводить армию из того кризиса, в котором мы оказались, - подчеркнул начальник Генштаба. - В результате мы пошли на реформирование даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы.
     Сейчас же, по его словам, разработки российских военных учёных должны помогать армии реформироваться и готовиться воевать в изменившихся условиях. Генеральный штаб ждёт от военной науки, в частности, разработки концепции войн и вооружённых конфликтов, форм и способов противоборства, теории управления войсками с учётом нового облика Вооружённых Сил, теоретической проработки вопросов, связанных с внедрением в боевую практику войск автоматизированных систем управления, средств связи, основанных на использовании компьютерных сетей.
     Кроме того, среди актуальных задач военной науки Николай Макаров назвал разработку научных рекомендаций для новых боевых документов и наставлений, а также учебных программ.
     Говоря о диссертационных работах в подведомственных научных и учебных заведениях, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ сообщил, что руководство Минобороны не удовлетворено их тематикой.
     - Тематика диссертаций очень мало даёт развитию не только военной науки, но и в целом строительству Вооружённых Сил, не соответствует тем требованиям и тем проблемным вопросам, которые сейчас перед нами стоят, - заявил он. - Темы военных диссертаций зачастую дублируют друг друга, а военные учёные живут в отрыве от нужд войск.
     Генерал армии Николай Макаров затронул и военно-технические вопросы.
     Вооружённые Силы, по его словам, не будут закупать у промышленности морально устаревшую военную технику, которая не пригодится в войнах будущего.
     - Нам нужна техника более перспективная, с определёнными требованиями, - отметил он. - Генеральный штаб провёл исследования, какие войны и конфликты могут быть в перспективе, к примеру в 2020 - 2025 годах, и какие задачи должны будут решать в них Вооружённые Силы. При этом становятся понятными и требования к той технике, которая должна уже сегодня поступать на вооружение. Такой подход должен побудить оборонно-промышленный комплекс быстрее модернизироваться.
     Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил также сообщил, что в Российской армии количество солдат, проходящих службу по призыву, в перспективе сократится до 10-15 процентов, а число военнослужащих, проходящих службу по контракту, увеличится, как это уже сделано в армиях ряда стран НАТО. Например, в вооружённых силах Чехии «срочников» примерно 10-15 процентов.
     Согласно приведённым генералом армии Н. Макаровым данным, контрактник вооружённых сил Польши получает сегодня в месяц 1.100 долларов США, из них 700 - как денежное довольствие и 300-400 - на поднаём жилья. В Чехии контрактник получает 700 долларов, кроме того, военнослужащие от рядового до генерала получают там по 500 долларов за поднаём жилья. Российская армия также выйдет на эти показатели. Начальник Генштаба отметил, что выплата достойных денег на поднаём жилья в Минобороны России рассматривается как один из возможных вариантов обеспечения жильём военнослужащих.
     В качестве положительного примера организации боевой подготовки контрактников были приведены вооружённые силы Польши, где контрактники приходят на занятия по боевой подготовке в 8 утра и интенсивно занимаются до 16 часов, после чего они имеют право покинуть расположение воинской части.
     Переход в основном на контрактную армию позволит лучше бороться с таким явлением, как дедовщина. Это показывает опыт иностранных армий, считает генерал армии Н. Макаров. Там нет неуставных взаимоотношений, мордобоя и родители не боятся, что их дети служат в армии. В Чехии конкурс на одно место контрактника в армии составляет 15 человек, а в Польше - 25 человек.
     Положительный опыт иностранных армий будет учитываться в Российской армии. Так, Министерство обороны РФ закупило в Германии два комплексных тренажёра для боевой подготовки личного состава общевойсковых бригад. При этом всё программное обеспечение - «мозги», математика - будет чисто российское.
     Обслуживать тренажёры, которые установят в Гороховецком учебном центре (Нижегородская область), будет российско-германское совместное предприятие. В Германии на магдебургском полигоне создан единый центр подготовки бундесвера. Комплексный тренажёр предназначен для боевой подготовки мотопехотной бригады. Только после того как немецкий военнослужащий получит положительную оценку на таком тренажёре, он допускается на реальную технику, на которой проводится двустороннее боевое учение двух бригад.
     Подробнее о состоявшемся собрании, на котором президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев подвёл итоги её деятельности за 2006-2010 годы и поставил задачи на последующий период, читайте в следующем номере газеты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex